logo
Культура Древнего Востока

II. Своеобразие города Мохенждо-Даро.

1. Геометрическая правильность, строгая четкость планировки города.

2. Ориентированность магистралей по сторонам света.

3. Рационализм и простота архитектуры. Отсутствие украшений.

4. Устройство домов как отражение мировоззрения, со­циальных идеалов и имущественного неравенства ха-раппцев.

5. Отсутствиедворцов, и храмов в городе.

6. Наличие в Махенджо-Даро священного водоема, древнейшего культового сооружения. Омовение как ри­туал.

7. Общегородская система водостоков. Высокий уровень строительной техники. ' * Ш. Круглая скульптура из Мохенджо-Даро:

1. «Танцовщица». Национальный музей. Дели:

1) негроидные черты;

2) поза «триб-ханга» («три наклона»);

3) скульптура танцовщицы как прототип скульптур якши-ни. 1. «Мужской торс». Национальный музей. Дели:

1) знание анатомии; ч ' •

2) передача внутренней жизненной силы (вираны);

3) многоручие;

4) мастерство ваяния: совершенство пластической модели­ровки сглаженными поверхностями.

3. «Танцор». Национальный музей. Дели:

t) динамизм;

2) упругость форм.

4. «Жрец». Национальный музей, Дели:

1) формирование основных черт будущей индийской скульптуры;

2) отражение общественного положения и этнического ти­па;

3) бесстрастное выражение лица, состояние экстатического созерцания;

4) влияние месопотамского искусства: орнамент из трили­стника на одежде, вставленные глаза и т.д. IV. Своеобразие мелкой пластинки Мохенджо-Дарр.

1. Высокие художественные достоинства статуй и их вырази­тельность.

2. Специфика трактовки образа человека и животного:

1) знание анатомии человека;

25

2) подчинение пластики тела внутреннему напряжению;

3) наличие синкретических фигур и их магическое зна­чение. ,

3. Произведения скульптуры как отражение представлений о прекрасном.