Тема 4, Скульптура амарнского периода
I. Радикальность религиозно-политических реформ Аменхотепа IV (Эхнатона).
1. Предпосылки возникновения реформ.
2. Опора Эхнатона на интересы средних слоев населения.
3. Разрыв с фивским жречеством и перенос столицы в город Ахетатон («Горизонт Атона»),
4. Попытка введения монотеизма Эхнатоном.
5. Создание философии природы как сотворения света.
6. Восстановление культа Амона в годы правления Тутанхамона.
II. Появление новой тематики в скульптуре амарнского периода.
1. Изображение мистического экстаза.
2. Сцены награждения фараоном своих подданных.
3. Природа, красота окружающего мира.
4. Прогулки.
5. Сцены семейной жизни.
• Обратить внимание на следующие скульптуры:
Поклонение богу Атону. Рельеф из храма Атона в Ахетатоне. Верхняя часть пограничной стелы «S» в Ахетатоне. Пропись рельефа из гробницы Панехси в Эль-Амарне. Оплакивание умершей принцессы Макетатон. Рельеф из царской гробницы в Эль-Амарне.
Семья фараона Эхнатона. Рельеф домашнего алтаря. Из Амар-ны. Семья фараона Эхнатона. Рельеф из Амарны.
III. Введение новой иконографии фараона и приемов в передаче его внешнего облика. Создание нового образа фараона-человека с присущими ему чертами.
• Обратить внимание на следующие скульптуры:
Колосс Эхнатона из храма Атона в Карнаке. Каир.
а) новаторство в изображении;
б) признаки традиционного канона
одеяние и головной убор;
скрещенные на груди руки с атрибутами власти (плетью и жезлом).
Гипсовый слепок со скульптурной головы Эхнатона. Берлин. Государственный музей. Статуя фараона Эхнатона. Париж. Лувр.
1. Отбор характерного и выразительного во внешнем облике Аменхотепа IV и выработка на этой основе иконографических приемов изображения фараона.
2. Отказ от идеализации фараона, верность натуре. Требование правдоподобия в передаче внешнего облика.
3. Преломление индивидуальных черт фараона сквозь призму художественного обобщения.
4. Изменение обычного соотношения отдельных деталей лица.
5. Отпечаток женственности, поэтическая одухотворенность.
6. Использование свободной позы.
IV. Женские скульптурные портреты периода Амарны. Изображение царицы Нефертити и ее дочерей. .
• Обратить внимание на следующие скульптуры:
Бюст царицы Нефертити в синей короне. Из Амарны. Берлин.
1. История находки статуи.
2. Подлинная жизненность изображения, портретность.
3. Воплощение покоя.
4. Легкая моделировка щек, губ, подбородка.
5. Символика колористической гаммы. Портрет Нефертити из кристаллического песчаника. Берлин.
1. История находки статуи.
2. Отражение в портрете высокого человеческого достоинства, духовного совершенства, ума и женственности. Статуя обнаженной царицы Нефертити в сандалиях. Берлин.
1. Традиционность изображения:
а) фронтальность позы;
б) использование постамента.
2. Уникальность скульптурного портрета.
3. Отражение в статуе художественных реформ амарн-ского периода:
а) особая правдивость изображения и верность натуре;
б) нюансировка форм, перетекание объемов;
в) поэтическая одухотворенность, Голова царицы Нефертити. Из Амарны. ;Каир. Египетский музей.
Женский торс. Из Амарны. Париж. Лувр. Голова принцессы Меритатон. Из Амарны. Берлин. Гоеудар"-ственный музей.
1. Характерная физическая черта - удлиненная форма черепа.
2. Символика удлиненного черепа.
V. Скульптурные изображения царицы Тийи.
• Обратить внимание на следующие скульптуры:
Голова царицы Тийи.
1. Передача индивидуального облика модели.
2. Негроидный тип лица.
3. Декоративная трактовка материала.
4. Использование инкрустации. Голова статуи Тийи из храма Серабит эль Хадим. Каир. Царица Тийа. Фрагмент рельефа из гробницы Усерхата. Брюссель.
VI. Своеобразие стиля амарнского периода в скульптуре.
1. Отмена традиционной системы стилистических и иконографических норм в искусстве скульптуры.
2. Создание нового стиля в скульптуре как наглядное средство борьбы с прошлым, разрыв со строгим древним каноном:
а) передача индивидуального облика модели;
б) удлиненные деформированные фигуры;
в) использование преувеличенно изогнутых очертаний тел;
г) подчеркнутая реалистичность, натурализм;
д) склонность к комбинированным скульптурам, выполненным из разных пород материала и учитывание его символики. Использование ярких деталей, инкрустации из многоцветных паст;
е) отсутствие традиционных фронтально ориентированных поз. Постановка фигур. Непринужденность поз;
ж) тяготение к лирической трактовке образов;
з) использование светотени для передачи настроения и чувства, мягкость моделировки, соразмерность пропорций в конце амарнского периода.
VII. Мастерская скульптора Тутмеса.
1. Использование в мастерской гипсовых масок на промежуточных стадиях работы.
Рекомендуемая литература:
- Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н. Искусство
Древнего Востока. - М., 1976.
Бродский Б. С. Романтические ведуты. - М., 1966. С. 17-35. Дмитриева Н. А., Виноградова Н. А. Искусство Древнего
мира.-М., 1986.
Искусство древнего Египта. - М., 1972.
Картер Г. Гробница Тутанхамона. - М., 1959.
Кристиан Жак. Нефертити и Эхижгбн. СолйечйЗдчета. -
М., 1999.
Культура Древнего Египта. - М., 1976.
Матье М. Э. Искусство Древнего Египта.- М.-Л., 1961.
Матье М. Э. Во времена Нефертити. - М.-Л., 1961.
Морэ А. Цари и боги Египта. - М., 2001.
Перепелкин Ю. Я. Кэйе и Семнех-керэ. К исходу солнце-
поклоннического переворота в Египте. - М., 1979.
Перепелкин Ю. Я. Тайны золотого гроба. - М.,1968.
Померанцева Н. А. Искусство Древнего Египта // Искусство Древнего Востока (Малая история искусств).- М., 1976.
Померанцева Н. А. Эстетические основы искусства Древнего Египта. - М.,1985.
Индивидуальные задания к изучению темы
- Превращения богини Хатор.
Священные ритуалы Древнего Египта и отражение их в скульптуре амарнского периода.
За Эхнатона или против?
Человек и окружающий его мир в искусстве эпохи Амар-ны.
- Эстетический смысл египетского орнамента амарнского периода.
Путешествие по Ахетатону. Заочная экскурсия.
Какая тайна вам окаменилась Жестоких уст смеющийся извив? ••. . ;
Так писал об одной египетской статуе Вяч. Иванов. Эти слова могли быть отнесены и к статуе «Царевна из Амарны»;
Никто сегодня не может рассказать о ее судьбе. ' Попробуйте придумать свою версию ее жизни.
Подготовка фрагмента урока «Как жили египтяне в Ахета-тоне».
Подготовка заочной экскурсии в Каирский музей «Сокровища гробницы Тутанхамона».
Разработка игры для школьников, изучающих в курсе «МХК» тему «Искусство Амарны».
Один день из жизни Эхнатона.
История костюма Древнего Египта.
Глоссарий
Атеф - царский головной убор.
Калазирис - женская одежда в виде прямой рубашки с одной или двумя бретелями.
Картуш - овальное обрамление имени в египетских иероглифических текстах.
• Клафт - головной платок египетских фараонов со спускающимися на плечи концами.
Пектораль - нагрудное украшение для мужчин и женщин.
Синдон — часть мужской одежды, представляющий драпированный или плиссированный кусок тонкой ткани, который обертывали вокруг бедер поверх калазириса.
Систр - трещотка, состоящая из нанизанных на скобу металлических пластинок.
Схенти - мужская набедренная повязка-передник.
Сусх - мужская рубашка-калазирис.
Урей - царская эмблема в виде змеи кобры на головных уборах богов, фараонов и цариц.
Ускх - широкое круглое ожерелье, которое символизирует солнце.
Знаете ли вы?
Фараоны XVIII династии правили в Египте с 1580 по 1350 год до н. э. Будучи великими завоевателями, они подчинили себе Северную Палестину и покорили Сирию. Они завоевали Нубию и завладели золотыми рудниками этой страны. Вавилоняне и ассирийцы платили в это время Египту дань. *****
Отцом Эхнатона был Аменхотеп III. Матерью — Тия (Тейе), египтянка, одна из выдающихся личностей, обладающая государственным умом и волей. Она принадлежала к знатной семье. Отец ее Юя был начальником колесничих, жрецом бога Мина, начальником стад храма бога Мина. Мать Тии, Туя
(Туйа). Брат Тии - Онен был первым жрецом святилища Ра в Карнаке и вторым жрецом Амона.
'"i У Аменхотепа III было несколько сыновъей и 16 дочерей. Из них Эхнатон и 3 дочери были детьми Тии, остальные дети
Аменхотепа III были от других жен.
Аменхотеп IV - Эхнатон был десятым фараоном XVIII династии царей Древнего Египта. Он царствовал в 1370 -1352 г.г. до н. э, (1372 -1354 г.г. до н. э.). Аменхотеп IV имел несколько тронных имен: «Прекрасны существования Pci», «Единственный принадлежащий Ра».
У Аменхотепа IV и Нефертити было шесть дочерей:
1. Меритатон;
2. Макетатон;
3. Анхесенпаатон;
4. Нефер-Неферу-Атон-Ташерит;
5. Нефер-Неферу-Ра;
6. Сетеп-Ен-Ра.
- Аграрные мифы в культуре Древнего Египта
- Антропоморфные мифы Древнего Египта
- Зооморфизм в религии Древнего Египта
- Культ природы в Древнем Египте
- Мистерии Исиды и Осириса в Древнем Египте
- 10. Жилища египтян
- 11. Скальные гробницы Древнего Египта
- 12. Геродот, Страбон и Плиний о строительстве
- 13. «Тексты пирамид».
- 14. Египетские пирамиды как культурный феномен
- 15. Пирамиды Древнего Египта: типы и строительство
- 16. Пирамида Джосера в Саккара как первая ступенчатая пирамида в Древнем Египте, древнейшее каменное монументальное сооружение в мире:
- 17. Гробницы Снофру в Медуме и Дашуре - переходный этап от ступенчатых пирамид к классическим
- 18. Пирамида Хеопса в Гизе
- 19. Пирамиды Хефрена и Микерина
- 20. Пирамиды долины царей и цариц
- 21. Своеобразие египетского храма
- 22. Храм царицы Хатшепсут
- 23. Храмовые ансамбли в Карнаке и в Луксоре
- 24. Пещерный храм в Абу-Симбеле как величайший памятник
- 25. Палетка фараона Нармера
- 39. Появление новой тематики в скульптуре амарнского периода
- 40. Создание в амарнский период нового образа фараона – человека
- 42. Своеобразие стиля в скульптуре амарнского периода
- 43. Канон в изобразительном искусстве Древнего Египта
- 44. Образ царя в культуре Древней Ассирии
- 45. Шумерские города-государства: Эреду (Эриду), Ниппур, Ур, Урук, Лагаш, Адаб, Умма и т.Д.
- 46. Материальная культура древних шумеров
- 47. Религия шумеров и основные культы
- 48. Шумерская мифология и ее основные циклы
- 49. Письменность древних шумеров: пиктография и клинопись
- 50. Боги шумерского Пантеона
- 51. Своеобразие монументального зодчества Шумера
- 52. Скульптура древних шумеров и ее своеобразие
- 53. Зиккураты Шумера, Аккада, Вавилона
- 54. Ювелирные украшения и памятники глиптики (печати-амулеты) Шумер
- 55. Анималистическое искусство Шумер
- 56. Архитектура Ново-Вавилонского царства
- 57. Статуи Гудеа, правителя Лагаша
- 66. Печати Мохенджо-Даро как шедевр древнеиндийского искусства
- 67. Керамика индийской цивилизации.
- 68. Мифология Древней Индии
- 69. Индийские эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна»
- 70. Брахманизм и индуизм в Древней Индии
- 71. Веды как древнейший памятник Индии
- 72. Религия вед
- 73. Буддизм в Индии
- 74. Буддийское искусство Индии и архитектура
- 75. Будда в скульптуре Индии кушано-гуптского периода
- 76. Львиная капитель в Сарнатхе как мифологема
- 77. Индийская драматургия и театр в классическую эпоху
- 84. Эстетическая концепция храма в постимперский период (храм Кандарья Махадео в Кхаджурахо, храм в Танджире, храмЧенна Кесава в Сомнатхпуре)
- 85. Новации в индийской архитектуре и градостроении эпохи исламских завоеваний
- 86. Исламские новации в области индийской живописи
- 87. Тадж-Махал – великий памятник любви
- 88. Тадж-Махал как величайший памятник могольского зодчества
- 98. Образ Будды в скульптуре Древнего Китая
- 99. Архитектурные сооружения Древнего Китая периода династии Цинь
- 100. Гробница китайского императора Цинь-Шихуанди и погребальные ансамбли периода Хань
- 106. Даосизм как самобытная китайская религия
- 125. Чайная церемония в Японии как самобытное искусство
- 140. Японский театр Кабуки
- 141. Японская поэзия дзэн. Мацуо Басё
- 142. Японские сады
- Тема 1. Мифология древнего Египта
- Тема 2. Пирамиды в Гизе.
- Тема 3. Типология храмов эпохи Нового царства в древнем Египте
- Тема 4, Скульптура амарнского периода
- Тема 5. Культура древних шумеров
- Тема 6. Архитектура Ново-Вавилонского царства
- Тема 7. Хараппская цивилизация. Город Махенджо-Даро как явление протоиндийской культуры
- II. Своеобразие города Мохенждо-Даро.
- V. Каменные печати как шедевр древнеиндийского искусства.
- Тема 8. Мифы древней Индии
- Тема 9. Образ Будды в скульптуре древней Индии, Китая и Японии
- Тема 10. Тадж-Махал - величайший памятник мог ольского зодчества
- Тема 11. Архитектура древнекитайской империи Династии Цинь
- Тема 12. Чайная церемония в Японии как самобытное искусство
- Аграрные мифы в культуре Древнего Египта
- Антропоморфные мифы Древнего Египта
- Зооморфизм в религии Древнего Египта
- Культ природы в Древнем Египте
- Мистерии Исиды и Осириса в Древнем Египте
- Мистерии Исиды в культуре Древнего Египта
- Египетские иероглифы
- Книга мертвых
- Человек в искусстве Древнего Востока и его изображение
- 10. Жилища египтян
- 11. Скальные гробницы Древнего Египта
- 12. Геродот, Страбон и Плиний о строительстве
- 13. «Тексты пирамид».
- 14. Египетские пирамиды как культурный феномен
- 15. Пирамиды Древнего Египта: типы и строительство
- 16. Пирамида Джосера в Саккара как первая ступенчатая пирамида в Древнем Египте, древнейшее каменное монументальное сооружение в мире:
- 17. Гробницы Снофру в Медуме и Дашуре - переходный этап от ступенчатых пирамид к классическим
- 18. Пирамида Хеопса в Гизе
- 19. Пирамиды Хефрена и Микерина
- 20. Пирамиды долины царей и цариц
- 21. Своеобразие египетского храма
- 22. Храм царицы Хатшепсут
- 23. Храмовые ансамбли в Карнаке и в Луксоре
- 24. Пещерный храм в Абу-Симбеле как величайший памятник
- 25. Палетка фараона Нармера
- 34. Живопись и рельефы Древнего Египта
- 35. Фаюмский портрет в культуре Древнего Египта
- 36. Декоративные виды искусства Древнего Египта
- 37. Эволюция живописи и рельефа в культуре Древнего Египта
- 38. Социокультурный смысл реформ Эхнатона
- 39. Появление новой тематики в скульптуре амарнского периода
- 40. Создание в амарнский период нового образа фараона – человека
- 42. Своеобразие стиля в скульптуре амарнского периода
- 43. Канон в изобразительном искусстве Древнего Египта
- 44. Образ царя в культуре Древней Ассирии
- 45. Шумерские города-государства: Эреду (Эриду), Ниппур, Ур, Урук, Лагаш, Адаб, Умма и т.Д.
- 46. Материальная культура древних шумеров
- 47. Религия шумеров и основные культы
- 48. Шумерская мифология и ее основные циклы
- 49. Письменность древних шумеров: пиктография и клинопись
- 50. Боги шумерского Пантеона
- 51. Своеобразие монументального зодчества Шумера
- 52. Скульптура древних шумеров и ее своеобразие
- 53. Зиккураты Шумера, Аккада, Вавилона
- 54. Ювелирные украшения и памятники глиптики (печати-амулеты) Шумер
- 55. Анималистическое искусство Шумер
- 56. Архитектура Ново-Вавилонского царства
- 57. Статуи Гудеа, правителя Лагаша
- 66. Печати Мохенджо-Даро как шедевр древнеиндийского искусства
- 67. Керамика индийской цивилизации.
- 68. Мифология Древней Индии
- 69. Индийские эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна»
- 70. Брахманизм и индуизм в Древней Индии
- 71. Веды как древнейший памятник Индии
- 72. Религия вед
- 73. Буддизм в Индии
- 74. Буддийское искусство Индии и архитектура
- 75. Будда в скульптуре Индии кушано-гуптского периода
- 76. Львиная капитель в Сарнатхе как мифологема
- 77. Индийская драматургия и театр в классическую эпоху
- 84. Эстетическая концепция храма в постимперский период (храм Кандарья Махадео в Кхаджурахо, храм в Танджире, храмЧенна Кесава в Сомнатхпуре)
- 85. Новации в индийской архитектуре и градостроении эпохи исламских завоеваний
- 86. Исламские новации в области индийской живописи
- 87. Тадж-Махал – великий памятник любви
- 88. Тадж-Махал как величайший памятник могольского зодчества
- 98. Образ Будды в скульптуре Древнего Китая
- 99. Архитектурные сооружения Древнего Китая периода династии Цинь
- 100. Гробница китайского императора Цинь-Шихуанди и погребальные ансамбли периода Хань
- 106. Даосизм как самобытная китайская религия
- 125. Чайная церемония в Японии как самобытное искусство
- 140. Японский театр Кабуки
- 141. Японская поэзия дзэн. Мацуо Басё
- 142. Японские сады