40. Создание в амарнский период нового образа фараона – человека
Замена идеала физической мощи сурового фараона-властителя на образ духовно возвышенного героя, исполненного мягкости и человечности.
1) Колосс Эхнатона из храма Атона в Карнаке. Каир.
а) новаторство в изображении;
б) признаки традиционного канона:
одеяние и головной убор;
скрещенные на груди руки с атрибутами власти (плеть и жезл).
2) Гипсовый слепок со скульптурной головы Эхнатона. Берлин. Государственный музей. Статуя фараона Эхнатона. Париж. Лувр.
Отбор характерного и выразительного во внешнем облике Аменхотепа IV и выработка на этой основе иконографических приемов изображения фараона.
Отказ от идеализации фараона, верность натуре. Требование правдоподобия в передаче внешнего облика.
Преломление индивидуальных черт фараона сквозь призму художественного обобщения.
Изменение обычного соотношения отдельных деталей лица.
Отпечаток женственности, поэтическая одухотворенность.
Использование свободной позы.
Рекомендуемая литература
1. Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н. Искусство Древнего Востока. М., 1976.
2. Бродский Б.С. Романтические ведуты. М., 1966. С. 17-35.
3. Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство Древнего мира. М., 1986.
4. Искусство древнего Египта. М., 1972.
5. Картер Г. Гробница Тутанхамона. М., 1959.
6. Кристиан Жан. Нефертити и Эхнатон. Солнечная чета. М., 1999.
7. Культура Древнего Египта. М., 1976.
8. Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. М.; Л., 1961.
9. Матье М.Э. Во времена Нефертити. М.; Л., 1961.
10.Морэ А. Цари и боги Египта. М., 2001.
11.Перепелкин Ю.Я. Кэйе и Семнех-керэ. К исходу солнцепоклоннического переворота в Египте. М., 1979.
12.Перепелкин Ю.Я. Тайны золотого гроба. М.,1968.
13.Померанцева Н.А. Искусство Древнего Египта // Искусство Древнего Востока (Малая история искусств). М., 1976.
14.Померанцева Н.А. Эстетические основы искусства Древнего Египта. М.,1985
41. Женские скульптурные портреты периода Амарны
Создание в Древнем Египте первых классических образцов женской красоты. Женские скульптурные портреты периода Амарны.
1. Бюст царицы Нефертити в синей короне. Из Амарны. Берлин.
1) История находки статуи.
2) Подлинная жизненность изображения, портретность.
3) Воплощение покоя.
4) Легкая моделировка щек, губ, подбородка.
5) Символика колористической гаммы.
2. Портрет Нефертити из кристаллического песчаника. Берлин.
1) История находки статуи.
2) Отражение в портрете высокого человеческого достоинства, духовного совершенства, ума и женственности.
3. Статуя обнаженной царицы Нефертити в сандалиях. Берлин.
1) Традиционность изображения:
а) фронтальность позы;
б) использование постамента.
2) Уникальность скульптурного портрета.
3) Отражение в статуе художественных реформ амарнского периода:
а) особая правдивость изображения и верность натуре;
б) нюансировка форм, перетекание объемов;
в) поэтическая одухотворенность.
4. Голова царицы Нефертити. Из Амарны. Каир. Египетский музей.
5. Женский торс. Из Амарны. Париж. Лувр. Голова принцессы Меритатон. Из Амарны. Берлин. Государственный музей.
1) Характерная физическая черта - удлиненная форма черепа.
2) Символика удлиненного черепа.
6. Скульптурные изображения царицы Тийи.
1) Голова царицы Тийи.
Передача индивидуального облика модели.
Негроидный тип лица.
Декоративная трактовка материала.
Использование инкрустации.
2) Голова статуи Тийи из храма Серабит эль Хадим. Каир.
3) Царица Тийа. Фрагмент рельефа из гробницы Усерхата. Брюссель.
Рекомендуемая литература
1. Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н. Искусство Древнего Востока. М., 1976.
2. Бродский Б.С. Романтические ведуты. М., 1966. С. 17-35.
3. Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство Древнего мира. М., 1986.
4. Искусство древнего Египта. М., 1972.
5. Картер Г. Гробница Тутанхамона. М., 1959.
6. Кристиан Жан. Нефертити и Эхнатон. Солнечная чета. М., 1999.
7. Культура Древнего Египта. М., 1976.
8. Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. М.; Л., 1961.
9. Матье М.Э. Во времена Нефертити. М.; Л., 1961.
10. Морэ А. Цари и боги Египта. М., 2001.
11. Перепелкин Ю.Я. Кэйе и Семнех-керэ. К исходу солнцепоклоннического переворота в Египте. М., 1979.
12. Перепелкин Ю.Я. Тайны золотого гроба. М.,1968.
13. Померанцева Н.А. Искусство Древнего Египта // Искусство Древнего Востока (Малая история искусств). М., 1976.
14. Померанцева Н.А. Эстетические основы искусства Древнего Египта. М.,1985
- Аграрные мифы в культуре Древнего Египта
- Антропоморфные мифы Древнего Египта
- Зооморфизм в религии Древнего Египта
- Культ природы в Древнем Египте
- Мистерии Исиды и Осириса в Древнем Египте
- 10. Жилища египтян
- 11. Скальные гробницы Древнего Египта
- 12. Геродот, Страбон и Плиний о строительстве
- 13. «Тексты пирамид».
- 14. Египетские пирамиды как культурный феномен
- 15. Пирамиды Древнего Египта: типы и строительство
- 16. Пирамида Джосера в Саккара как первая ступенчатая пирамида в Древнем Египте, древнейшее каменное монументальное сооружение в мире:
- 17. Гробницы Снофру в Медуме и Дашуре - переходный этап от ступенчатых пирамид к классическим
- 18. Пирамида Хеопса в Гизе
- 19. Пирамиды Хефрена и Микерина
- 20. Пирамиды долины царей и цариц
- 21. Своеобразие египетского храма
- 22. Храм царицы Хатшепсут
- 23. Храмовые ансамбли в Карнаке и в Луксоре
- 24. Пещерный храм в Абу-Симбеле как величайший памятник
- 25. Палетка фараона Нармера
- 39. Появление новой тематики в скульптуре амарнского периода
- 40. Создание в амарнский период нового образа фараона – человека
- 42. Своеобразие стиля в скульптуре амарнского периода
- 43. Канон в изобразительном искусстве Древнего Египта
- 44. Образ царя в культуре Древней Ассирии
- 45. Шумерские города-государства: Эреду (Эриду), Ниппур, Ур, Урук, Лагаш, Адаб, Умма и т.Д.
- 46. Материальная культура древних шумеров
- 47. Религия шумеров и основные культы
- 48. Шумерская мифология и ее основные циклы
- 49. Письменность древних шумеров: пиктография и клинопись
- 50. Боги шумерского Пантеона
- 51. Своеобразие монументального зодчества Шумера
- 52. Скульптура древних шумеров и ее своеобразие
- 53. Зиккураты Шумера, Аккада, Вавилона
- 54. Ювелирные украшения и памятники глиптики (печати-амулеты) Шумер
- 55. Анималистическое искусство Шумер
- 56. Архитектура Ново-Вавилонского царства
- 57. Статуи Гудеа, правителя Лагаша
- 66. Печати Мохенджо-Даро как шедевр древнеиндийского искусства
- 67. Керамика индийской цивилизации.
- 68. Мифология Древней Индии
- 69. Индийские эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна»
- 70. Брахманизм и индуизм в Древней Индии
- 71. Веды как древнейший памятник Индии
- 72. Религия вед
- 73. Буддизм в Индии
- 74. Буддийское искусство Индии и архитектура
- 75. Будда в скульптуре Индии кушано-гуптского периода
- 76. Львиная капитель в Сарнатхе как мифологема
- 77. Индийская драматургия и театр в классическую эпоху
- 84. Эстетическая концепция храма в постимперский период (храм Кандарья Махадео в Кхаджурахо, храм в Танджире, храмЧенна Кесава в Сомнатхпуре)
- 85. Новации в индийской архитектуре и градостроении эпохи исламских завоеваний
- 86. Исламские новации в области индийской живописи
- 87. Тадж-Махал – великий памятник любви
- 88. Тадж-Махал как величайший памятник могольского зодчества
- 98. Образ Будды в скульптуре Древнего Китая
- 99. Архитектурные сооружения Древнего Китая периода династии Цинь
- 100. Гробница китайского императора Цинь-Шихуанди и погребальные ансамбли периода Хань
- 106. Даосизм как самобытная китайская религия
- 125. Чайная церемония в Японии как самобытное искусство
- 140. Японский театр Кабуки
- 141. Японская поэзия дзэн. Мацуо Басё
- 142. Японские сады
- Тема 1. Мифология древнего Египта
- Тема 2. Пирамиды в Гизе.
- Тема 3. Типология храмов эпохи Нового царства в древнем Египте
- Тема 4, Скульптура амарнского периода
- Тема 5. Культура древних шумеров
- Тема 6. Архитектура Ново-Вавилонского царства
- Тема 7. Хараппская цивилизация. Город Махенджо-Даро как явление протоиндийской культуры
- II. Своеобразие города Мохенждо-Даро.
- V. Каменные печати как шедевр древнеиндийского искусства.
- Тема 8. Мифы древней Индии
- Тема 9. Образ Будды в скульптуре древней Индии, Китая и Японии
- Тема 10. Тадж-Махал - величайший памятник мог ольского зодчества
- Тема 11. Архитектура древнекитайской империи Династии Цинь
- Тема 12. Чайная церемония в Японии как самобытное искусство
- Аграрные мифы в культуре Древнего Египта
- Антропоморфные мифы Древнего Египта
- Зооморфизм в религии Древнего Египта
- Культ природы в Древнем Египте
- Мистерии Исиды и Осириса в Древнем Египте
- Мистерии Исиды в культуре Древнего Египта
- Египетские иероглифы
- Книга мертвых
- Человек в искусстве Древнего Востока и его изображение
- 10. Жилища египтян
- 11. Скальные гробницы Древнего Египта
- 12. Геродот, Страбон и Плиний о строительстве
- 13. «Тексты пирамид».
- 14. Египетские пирамиды как культурный феномен
- 15. Пирамиды Древнего Египта: типы и строительство
- 16. Пирамида Джосера в Саккара как первая ступенчатая пирамида в Древнем Египте, древнейшее каменное монументальное сооружение в мире:
- 17. Гробницы Снофру в Медуме и Дашуре - переходный этап от ступенчатых пирамид к классическим
- 18. Пирамида Хеопса в Гизе
- 19. Пирамиды Хефрена и Микерина
- 20. Пирамиды долины царей и цариц
- 21. Своеобразие египетского храма
- 22. Храм царицы Хатшепсут
- 23. Храмовые ансамбли в Карнаке и в Луксоре
- 24. Пещерный храм в Абу-Симбеле как величайший памятник
- 25. Палетка фараона Нармера
- 34. Живопись и рельефы Древнего Египта
- 35. Фаюмский портрет в культуре Древнего Египта
- 36. Декоративные виды искусства Древнего Египта
- 37. Эволюция живописи и рельефа в культуре Древнего Египта
- 38. Социокультурный смысл реформ Эхнатона
- 39. Появление новой тематики в скульптуре амарнского периода
- 40. Создание в амарнский период нового образа фараона – человека
- 42. Своеобразие стиля в скульптуре амарнского периода
- 43. Канон в изобразительном искусстве Древнего Египта
- 44. Образ царя в культуре Древней Ассирии
- 45. Шумерские города-государства: Эреду (Эриду), Ниппур, Ур, Урук, Лагаш, Адаб, Умма и т.Д.
- 46. Материальная культура древних шумеров
- 47. Религия шумеров и основные культы
- 48. Шумерская мифология и ее основные циклы
- 49. Письменность древних шумеров: пиктография и клинопись
- 50. Боги шумерского Пантеона
- 51. Своеобразие монументального зодчества Шумера
- 52. Скульптура древних шумеров и ее своеобразие
- 53. Зиккураты Шумера, Аккада, Вавилона
- 54. Ювелирные украшения и памятники глиптики (печати-амулеты) Шумер
- 55. Анималистическое искусство Шумер
- 56. Архитектура Ново-Вавилонского царства
- 57. Статуи Гудеа, правителя Лагаша
- 66. Печати Мохенджо-Даро как шедевр древнеиндийского искусства
- 67. Керамика индийской цивилизации.
- 68. Мифология Древней Индии
- 69. Индийские эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна»
- 70. Брахманизм и индуизм в Древней Индии
- 71. Веды как древнейший памятник Индии
- 72. Религия вед
- 73. Буддизм в Индии
- 74. Буддийское искусство Индии и архитектура
- 75. Будда в скульптуре Индии кушано-гуптского периода
- 76. Львиная капитель в Сарнатхе как мифологема
- 77. Индийская драматургия и театр в классическую эпоху
- 84. Эстетическая концепция храма в постимперский период (храм Кандарья Махадео в Кхаджурахо, храм в Танджире, храмЧенна Кесава в Сомнатхпуре)
- 85. Новации в индийской архитектуре и градостроении эпохи исламских завоеваний
- 86. Исламские новации в области индийской живописи
- 87. Тадж-Махал – великий памятник любви
- 88. Тадж-Махал как величайший памятник могольского зодчества
- 98. Образ Будды в скульптуре Древнего Китая
- 99. Архитектурные сооружения Древнего Китая периода династии Цинь
- 100. Гробница китайского императора Цинь-Шихуанди и погребальные ансамбли периода Хань
- 106. Даосизм как самобытная китайская религия
- 125. Чайная церемония в Японии как самобытное искусство
- 140. Японский театр Кабуки
- 141. Японская поэзия дзэн. Мацуо Басё
- 142. Японские сады