logo search
Культурология

4. «Серебряный век» русской культуры

В историю культуры России конец XIX – начало XX в. вошли под названием «серебряный век».

Оно было предложено редактором журнала «Аполлон» С. Маковским и отражало образ времени – смутного, изменчивого, мистического; искусства – озаренного холодным «серебристо-мерцающим» светом – в отличие от яркого, социально-насыщенного «золотого века» классической русской культуры XIX в. Хронологически «серебряный век», как правило, связывают с периодом 1890-х – начала 1920-х гг. Продолжение его традиций можно усмотреть в культуре послереволюционной эмиграции и – отчасти – в советской и мировой.

Для России это было время преодоления экономического кризиса 1900 – 1903 гг.; столыпинских реформ и бурного промышленного подъема 1910 – 1914 гг.; русско-японской и Первой мировой войн; трех революций; появления партий, Советов, Думы и других политических новаций; формирования различных идеологий, в том числе принципиально новых для России – буржуазно-либеральной, социал-демократической и др. Однако не все интеллектуальные силы России были поглощены проблемами хозяйст­венной модернизации и государственного переустройства страны. Значитель­ная часть интеллигенции для ответа на сложные вопросы своего времени обратилась не к экономическим и политическим, а к духовным ценностям, стараясь осмыслить бытие через религиозную философию и художественное творчество. Именно эти интеллектуально-философские, религиозно-нравственные и эстетические искания и определили понятие «культура серебряного века». Наиболее яркое воплощение они нашли в двух взаимосвязанных и в то же время самобытных явлениях отечественной культуры – русской религиозной философии и русском модерне.

В конце XIX в. появляется русская религиозная философия. Одним из главных направлений её развития стало обращение к изначальным ценностям православия, связанным не с внешней церковной обрядностью и религиозными догма­тами, а с внутренним духовно-нравственным содержанием христианства. Такая попытка возрождения веры, любви, добра, справедливости часто именуется русским религиозно-философ­ским Ренессансом. В то же время идеи философов выходили далеко за рамки чисто религиозной проблематики. В целом, применительно к «серебряному веку», можно говорить о формировании самостоятельной, самобытной по характеру, богатой и разнообразной по форме и глубокой по содержанию профессиональной российской философии.

Теоретически она могла бы стать основой обновления государственной идеологии. Однако в силу разнообразия позиций, новизны и других причин не смогла или не успела. Новые религиозно-философские идеи практически не были востребованы главными политическими силами: самодержавием, буржуазными либералами и (тем более) революционерами. Когда же Первая мировая война подтолкнула Россию на путь радикальных политических преобразований, победила более наступательная и доступная для понимания широких масс большевистская идеология. Сегодня мы обращаемся к философскому наследию «серебряного века» не только в силу о его роли в мировой культуре, но сохраняющейся актуальности многих проблем, стоявших перед отечественной философией 100 лет назад.

В свете современной глобальной задачи общего выжива­ния человечества большой интерес представляет русский космизм – комплекс идей и теорий взаимосвязи людей, Бога и Космоса1.

Его основоположник Н.Ф. Федоров в своей «философии общего дела» обосновал идею объединения человечества во всемирное братство с целью всеобщего (а не индивидуального, как принято считать в христианстве) спасения и предотвращения апокалипсиса (конца света).

Классическое воплощение космизм нашел в «философии всеединства» В.С. Соловьева, ставшей одной из основ развития русской религиозной философии. Всеединство – сложная философская категория, обозначающая единство, гармонию Мира; единство Творца (Бога) и творения (человека), заклю­чающееся в бессмертии души; взаимосвязь вечных ценностей Истины, Духа и Красоты, отражающую триединство Бога (Отца, Сына и Святого Духа); определенный идеал организации общества в виде «положительного единства,.. в котором единое существует не за счет всех или в ущерб им, а в пользу всех... сохраняет и усиливает свои элементы»; единство познания; и т.д. Критикуя западную философию за жесткий рационализм, отвлеченную рассудочность, Владимир Соловьев выступал за «цельное знание», объединяющее научное, философское и мистическое (иррациональное, религиозно-созерцательное, интуитивно-художественное) познание.

Религиозный космизм дал толчок развитию естественно­научного космизма, представленного такими именами, как К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский, В.И. Вернадский и др.

В.С. Соловьев стал одним из зачинателей отечественной философии истории и аксиологии (теории ценностей, которая у него представлена в виде «нравственной философии»). Ему же принадлежит формулировка русской идеи, согласно которой Россия призвана духовно и политически объединить Восток, утвердивший в качестве идеала «бесчеловечного Бога», и Запад, породивший «безбожного человека».

Такое мессианское или близкое к этому понимание сути русской культуры было характерно и для ряда других философов, поэтов-символистов (к ним принадлежали: сам В.С. Соловьев, А. Белый, А. Блок и др.), членов художественного объединения «Мир искусства» (Н.К. Рерих, С.П. Дягилев и др.). Наряду с этим в ХХ в. получает распространение и иное толкование русской идеи: она выражает не столько общечеловеческие ценности и христианские идеалы, сколько особые, специфические черты культуры России (соборность, «широту души» и др.). И.А. Ильин выступал против «хрис­тианского интернационализма», характерного для В.С. Соловьева и его последователей. Н.А. Бердяев, прошедший сложный путь от легального марксизма до религиозной философии, в фундаментальном исследовании «Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX и начала ХХ вв.», опубликованном в 1946 г. в Париже, предложил комплексный подход к изучению проблемы. Он полагал, что теории западников, славянофилов, монархистов, большевиков и других российских идеологов были разными вариантами проявления русской идеи.

Много внимания философы, публицисты и литераторы «серебряного века» уделяли проблемам личности, её психо­логии, творчества и свободы. Прежде всего, свободы духовной, без достижения которой, по их мнению, невозможно ни экономическое, ни политическое освобождении человека. Так, в ряде работ Н.А. Бердяева Бог выступает как творческое, свободное начало, а природа, материя – как необходимость. Задача человека заключается в преодолении последней и превращении в Богочеловека, т.е. свободную личность. Ключ к пониманию этого процесса – образ Христа.

Человека роднит с Богом не только бессмертная душа, но и способность к созидательному творчеству, которое должно быть направлено в первую очередь на углубленное религиозное самопознание и интеллек­туальное, эстетическое, нравственное самосовершенствование, и лишь во вторую – на решение экономических и политических проблем общества. Творческий поиск Бога в себе и в мире получил тогда название богоискательства, или «нового религиозного сознания». Оно стало одухотворяющим стимулом для многих художников «серебряного века».

В области художественной культуры «серебряный век» получил название русского культурного ренессанса, что было связано с обновлением мироощущения. Сама российская действительность с её быстрым темпом смены исторических эпох требовала перемен, переоценки ценностей, смены устоев творчества и средств художественной выразительности. На этом фоне рождались художественные направления, в которых смещался смысл привычных понятий и идеалов. Многие исследователи-культурологи определяют этот период как парадоксальный, расцвет-упадок – декаданс. С одной стороны, искусство отходило от нравственных заветов классики, с другой – усложнялось, становилось элитарно-изысканным.

В конце XIX в. вспышками «восторга и больной тоски» заявили о себе поэты-символисты «первой волны» – З. Гиппиус, К. Бальмонт, Ф. Сологуб.

Им на смену пришли поэты-«младосимволисты» А. Белый, А. Блок, В. Иванов, композитор А. Скрябин. Темп смены течений все ускорялся. Родились поэтический акмеизм (Н. Гумилев, О. Мандельштам, С. Городецкий, А. Ахматова), музыкальный неоклассицизм (С. Танеев, Н. Мейнер, И. Стравинский), поэтический футуризм (А. Крученых, В. Хлебников, В. Маяковский), абстракционизм (В. Кандинский, К. Малевич), примитивизм (П. Кончаловский, М. Ларионов, Н. Гончарова).

Одновременно появилось новое направление в церковной музыке – школа Синодального училища, вдохнувшая жизнь в памятники древнерус­ского певческого творчества. Второе дыхание обрел русский романтизм, расцветший в лирической поэзии, в музыке С. Рахманинова, в живописи М. Нестерова.

Одной из примечательных черт культуры этого периода стал поиск нового театра – его формы, средств выразительно­сти, выхода к «иным реальностям» ХХ в. К. Станиславский, В. Мейерхольд, Е. Вахтангов стояли у истока этого процесса. Если с К. Станиславским связаны поиски углубленного психо­логического реализма, то В. Мейерхольд – родоначальник условного, метафорического театра. Выразительное, зрелищное, радостное театральное творчество характерно и для поисков молодого Е. Вахтангова в 1911 – 1912 гг. Россия дала миру трех великих режиссеров, открывших новый взгляд на театр, актера, зрителя.

Никогда ранее российские художники не создавали такого количества объединений по интересам. Открывались артистические кафе, где богемная жизнь не препятствовала зарождению новаторских творческих идей. В столицах – Москве и Санкт-Петербурге – сложилось особое художественное сообщество, взгляды которого влияли на общественную жизнь и вкусы населения. Издавались теоретические и литературно-художественные жур­налы: «Весы», «Мир искусства», «Северный вестник», «Золотое руно», «Перевал» и др. Важную роль в художественной жизни России сыграли деятели культуры, объединившиеся вокруг «Мира искусства» – А. Бенуа, Л. Бакст, М. Добужинский, Д. Философов, С. Дягилев, А. Блок и др.

«Серебряный век» породил еще одно социокультурное явление – меценатство предпринимателей. С. Мамонтов, С. Морозов, А. Бахрушин, П. Третьяков не просто отдавали средства на культуру – это было сотворчество. Им русская культура обязана и интенсивным собирательством произведе­ний искусства. Их усилиями организовывались выставки, создавались галереи, музеи – Третьяковская галерея, музей Бахрушина, Музей изящных искусств и др.

Таким образом, «серебряный век» – это сложное, противоречивое явление, каких мало в мировой культуре. Здесь и религиозно-философские искания, и новый тип человека, стремящегося к внутренней свободе духа.