2. Особенности русской музыки XIX века
Начало XIX в. в России характеризовалось оживлением музыкальной жизни, развитием оперного и балетного искусства, инструментальных пьес, романса. Усиливается интерес к народному творчеству: составляются сборники музыкального фольклора, А.П. Гурилевым и другими композиторами создаются вариации на темы народных песен.
Распространенным музыкальным жанром в эти годы становится лирический и бытовой романс (А.Е. Варламов, А.А. Алябьев). Наряду с ним возник новый вид вокального искусства – романтическая баллада. Развитие русской оперы связано с именами А.Н. Верстовского и К.А. Кавоса. Сцену прочно завоевали сказочные оперы и оперы-водевили.
Отечественная война 1812 г. принесла на русскую сцену народно-героическую тематику. Основоположником нового классического жанра в развитии музыкального искусства явился М.И. Глинка. Своим творчеством он утверждал народность, национальную самостоятельность русского классического искусства.
Его опера «Жизнь за царя» (современное название – «Иван Сусанин») была сухо встречена светом, который шокировала «кучерская музыка», но в числе поклонников оперы были А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, В.Г. Белинский. Помимо этого М.И. Глинкой были созданы опера «Руслан и Людмила», романсы, увертюры, ряд фортепьянных и вокальных произведений. Вслед за Глинкой основоположником русской классической музыки следует назвать А.С. Даргомыжского («Эсмеральда», «Русалка», «Каменный гость», вокальные ансамбли, хоры, романсы).
На вторую половину XIX в. приходится расцвет русской музыкальной культуры: высокого уровня достигло исполнительское мастерство, активизировалась концертная деятельность. Особую роль в истории русской музыки сыграла деятельность кружка «Могучая кучка». В этом творческом содружестве объединились М.А. Балакирев, П.А. Кюи, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, М.П. Мусоргский. А.П. Бородин пишет известную оперу «Князь Игорь», основанную на древнерусском эпосе.
Сочинение музыки не являлось основным занятием А.П. Бородина (как, впрочем, и для других членов содружества). Он был медиком и профессором химии, основал бесплатную музыкальную школу. В своих симфонических поэмах А.П. Бородин стремился к воссозданию национального колорита. Фантастический и завораживающий оркестр – одна из самых характерных черт творчества Н.А. Римского-Корсакова, автора классического учебника по инструментовке (симфоническая поэма «Шехерезада», оперы «Снегурочка», «Царская невеста»). Живые, колоритные образы были созданы М.П. Мусоргским, он показал личность во всем её многообразии и сложности, создал такие произведения, как «Ночь на Лысой горе», «Картинки с выставки», оперы «Борис Годунов», «Хованщина».
Гениальным последователем «Могучей кучки» был П.И. Чайковский. Его произведения отличают блестящая оркестровая палитра, яркие, выразительные чувства и эмоции. Чайковский – автор шести симфоний, трех концертов, девяти опер («Евгений Онегин», «Пиковая дама» и др.), трех балетов («Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»), более 100 романсов и песен.
Неоценимую роль в истории музыкальной культуры сыграли братья Рубинштейны. Антон – знаменитый пианист, композитор, дирижер. Николай – замечательный музыкант, дирижер. По инициативе А. Рубинштейна было организовано Русское музыкальное общество, а в 1862 г. – первая в России консерватория. Последние десятилетия России XIX в. ознаменованы творчеством ряда новых композиторов: А.К. Глазунова, А.Н. Скрябина, С.В. Рахманинова и др.
Народность, гуманизм и правдивость русского музыкального искусства обеспечивали ему все более сильное влияние на судьбы отечественной культуры.
- Культурология Учебное пособие
- Содержание
- От авторов
- Тема 1. Теория культуры
- 1. Зарождение и развитие культуроведческого знания в XVIII – хх вв.
- 2. Становление культурологии в хх в. Предмет культурологии
- 3. Структура и функционирование культуры
- 4. Развитие культуры и её типы
- Тема 2. Развитие культуры до нового времени
- 1. Первобытная культура
- 2. Культура Древнего Востока
- 3. Античная культура
- 4. Культура Средневековья
- 5. Культура Возрождения и Реформации
- Тема 3. Культура нового времени
- 1. Основные тенденции развития мировой культуры в XVII – XIX вв.
- 2. Эпоха Просвещения и модернизация русской культуры в XVIII в.
- 3. Культура России XIX в.
- 4. «Серебряный век» русской культуры
- Тема 4. Культура XX – XXI веков
- 1. Особенности культуры XX – XXI вв.
- Типы культуры XX – XXI веков: первобытный
- Традиционный
- Индустриальный
- 2. Наука, идеология и искусство в XX – XXI вв.
- 3. Кризис и перспективы развития современной культуры
- 4. Сущность и особенности советской культуры
- 5. Развитие советской науки, идеологии и искусства
- 6. Кризис отечественной культуры конца хх в. И перспективы её развития в XXI в.
- Тема 5. Культура российской эмиграции
- 1. Российская эмиграция в хх в.
- 2. Вклад русской эмиграции в философию, науку и технику
- 3. Художественная эмиграция
- Тема 6. Изобразительное искусство
- XIX – XXI веков
- 1. Виды изобразительного искусства. Особенности современной живописи
- 2. Русская живопись хiх – начала хх вв.
- 3. Отечественная живопись XX – XXI вв.
- Тема 7. Музыка XIX – XXI веков
- 1. Музыка как вид искусства
- 2. Особенности русской музыки XIX века
- 3. Музыкальная культура хх – XXI веков
- Тема 8. Театр и кино XIX – XXI веков
- 1. Специфика театрального искусства. Развитие отечественного театра в XX – XXI вв.
- 2. Кинематограф. Отечественное киноискусство
- Учебно-методический комплекс Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по культурологии
- Цели и задачи дисциплины
- Требования к уровню освоения дисциплины
- Программа курса
- Раздел 1. Теория культуры
- Раздел 2. Исторические типы культуры
- Раздел 3. Современное искусство
- Объем и разделы дисциплины
- Разделы дисциплины и виды занятий
- Контроль и учет результатов усвоения материала
- Контрольные вопросы
- Методическая обеспеченность дисциплины
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Интернет-ресурсы
- Планы семинаров
- Тема 1. Теория культуры План семинара
- Список литературы
- Темы рефератов
- Роль науки в духовной жизни общества
- Роль религии в жизни общества
- Что такое художественная культура?
- Деловые игры и формирование управленческой культуры
- Что такое культура личности?
- Тема 2. Развитие культуры до нового времени
- Первобытное искусство
- Культура Древнего Египта
- Индо-буддийская культурная традиция
- Китайская (конфуцианско-даосистская) культурная традиция
- Особенности античной культуры
- Древнегреческое искусство
- Духовный мир Ислама
- Искусство Возрождения
- Происхождение и культура древних славян
- Православие в русской культуре
- Древнерусская архитектура
- Дореволюционная Пермь – культурный центр Урала
- Роль Пермской епархии в культурной жизни Урала
- Символизм в русском искусстве «серебряного века»
- Что такое русская идея?
- Тема 4. Культура хх – XXI веков
- Нтр и культура
- Социалистическая идеология в хх веке: наука или утопия?
- Религия в современном мире
- Модерн в искусстве хх века
- Экологическая культура
- Кризис современной культуры и концепция информационного общества
- Что такое культурная революция?
- Советская власть и интеллигенция: сотрудничество и борьба с инакомыслием
- «Оттепель» и поколение «шестидесятников» в культуре
- Взлеты и падения советской генетики
- В.И. Вернадский
- Национальное самосознание русского народа вчера, сегодня, завтра
- Современный кризис отечественной культуры: причины, особенности и пути разрешения
- Тема 5. Культура российской эмиграции
- Русская церковь за рубежом
- Портретная живопись
- Тема 7. Музыка хiх – ххi веков
- «Могучая кучка»
- Русский рок
- Критерии оценки реферата
- Темы контрольных работ (для заочной формы обучения)
- Приложение
- Иерархия ценностей по м. Шелеру
- Соотношение типов общества в марксизме и в концепции постиндустриализма
- Глобально-историческая типология культуры
- Локально-цивилизационная типология культуры
- Структура противоречий в духовной жизни
- Культурология