logo
Культурология

3. Античная культура

Культура Древней Греции и Древнего Рима стала наслед­ницей древневосточной. Что отличает её от других типов культуры? По мнению одного из крупнейших специалистов в этой области русского философа ХХ в. А.Ф. Лосева, если для новоевропейской буржуазной культуры основным, абсолютным понятием и ценностью стала личность, для средневековой был личный Бог, то для античной им являлся Космос. Античные боги – только обобщение областей природы – как разумной, так и неразумной.

Все недостатки, все достоинства человека и природы есть и в божестве... В поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея» боги сражаются друг с другом, бранятся. Это действуют те же самые люди, только абсолютизирован­ные и бессмертные. Интересны суждения А.Ф. Лосева о соотношении свободы и необходимости в античности. Что предписывает Космос, то и будет. Необходимость – судьба. Судьба выше человека, и что она предпримет, неизвестно. Значит, я могу поступать как угодно. Я – герой. Когда Ахилл идет в опасный бой, его кони говорят ему: «Куда ты идешь. Ты же погибнешь». Но он не обращает внимания на предостережения. Погибать ему или нет – дело судьбы, а смысл его поступков – быть героем.

Античный Космос – совершеннейшее произведение искусства. Античная культура любит симметрию, гармонию, ритмику, меру. Главное воплощение этого – скульптура. Антич­ность скульптурна. Космос есть абсолютное тело, прекрасное, божественное, это абсолютизация природы. Но если природа сама для себя абсолют, то античная культура основана на внеличностном космологизме. Основное представление о мире у греков сводится к тому, что он есть театральная сцена. А люди – актеры. Они появляются на этой сцене, играют свою роль и уходят. Приходят они с неба и уходят туда же, и там растворяются, как капли в море. Сам Космос сочиняет драмы и комедии, которые люди исполняют.

Чрезвычайно богата и увлекательна древнегреческая мифология.

По представлениям древних греков, первоначально существовал хаос, из которого возникли Земля (Гея), подземный мир (Тартар), Любовь (Эрос) и другие стихийный силы. Гея породила небо – Уран, который стал первым властителем и супругом Геи. От Урана и Геи родилось второе поколение богов – Титаны. Титан Кронос (бог земледелия) низверг власть отца Урана и воцарился над миром. В свою очередь, дети Кроноса под предводительством Зевса свергли Кроноса и захватили власть над Вселенной. Зевс и окружавшие его боги жили на горе Олимп – это было третье поколение божеств.

Верховным божеством стал Зевс – властитель неба, грома и молнии. Среди потомков Зевса особо выделялся Аполлон – бог света и поэзии, бог-врачеватель, его обычно сопровождали девять муз – покровительниц искусств и наук. Афродита была богиней красоты, Афина – богиней мудрости. Гермес покрови­тельствовал торговле. Кроме мифов о богах, у греков существо­вали различные версии о происхождении людей, мифы о героях, например о подвигах Геракла, и др.

С античностью связано явление исключительной важности для европейской культуры – возникновение светской философии. Античная философия – принципиально новый подход к познанию мира, отличный от того, какой господство­вал на Востоке. Переход от религиозно-мифологических представлений о мире к философ­скому его пониманию означал качественный скачек в интеллек­туальном развитии человече­ства. Греческие философы Фалес, Анаксимен, Пифагор, Гераклит из Эфеса пытались осмыслить природу и её закономерности, выявить первооснову всего сущего. Демокрит ввел понятие атомов – неделимых частиц вещества.

Софисты учили все доказывать. Из софистов вышел Сократ. Он предложил новый метод познания – философский спор – диалог. От него происходит важное философское понятие «диалектика» (учение о развитии путем преодоления противоре­чий) и известное выражение «в споре рождается истина». Сократ впервые высказал мысль о том, что философия должна заниматься не природой, а человеком. Идеи Сократа развивали два выдающихся философа – Платон и его ученик, систематизатор философии и всех теоретических знаний Аристотель.

Важным в философии Аристотеля являются учения о взаимоотноше­ниях формы и материи, о методах мышления, логике. Он сформулировал основные законы логики и оказал огромное влияние на философию Средневековья и Нового времени.

«Отцом» истории называют крупнейшего греческого историка (V в. до н.э.) Геродота. Он описал нравы, верования, развлечения, природу, жизнь и деятельность греков и всех народов, нападавших на Грецию, войны греков с персами.

Другого крупнейшего греческого историка (V в. до н.э.) – Фукидида можно считать родоначальником исторической критики. Главные труды римского историка Тацита «Анналы» и «История» в 14 книгах посвящены истории Рима и Римской империи, а также религии, общественному устройству и быту древних германцев.

Сопоставление накопленных в греческом и восточном мире научных знаний породило потребность в их классифика­ции и дало стимул прогрессу науки. Особое развитие получают математика, астрономия, ботаника, география, медицина.

Теорема Пифагора, геометрия Евклида, закон Архимеда стали основой обучения в школах. Труды Евдокса Книдского способствовали развитию тригонометрии, астрономии. Труды античных географов, исходивших из шарообразности Земли и вычисливших её объем, сыграли немалую роль в эпоху Великих географических открытий. С именем Архимеда Сиракузского связаны открытие одного из основных законов гидростатики, важные положения механики и многие технические изобретения.

Легендарное имя Гиппократа стало символом медицины в Древней Греции. Слава о его искусстве распространилась во многих государствах. Он был главой врачебной школы, олицет­ворявшей лучшие достижения древнегреческой медицины клас­сического периода. Трудно переоценить учение выдающегося врача Древнего Рима Галена для развития медицины. Его труды в течение 14 столетий были основным источником медицинских знаний на Ближнем и Среднем Востоке и в Европе.

Наследие античных государств оказало огромное влияние на все народы Европы, на их философию, религиозное мышле­ние, литературу, искусство, юридические и политические взгля­ды. Античность оставила в наследство мировой культуре опыт демократического устройства общества.

С античностью связано зарождение экономической и политико-правовой форм общественного сознания. Само слово «экономика» в Греции означало «искусство ведения домашнего хозяйства». Здесь развивается система денежного обращения. Торговые связи охватывают всё Средиземноморье. С афинской демократией связано понятие «гражданин» – человек, обладающий определенными правами и обязанностями по отношению к государству. Полисное устройство государства воплощалось в участии граждан в народных собраниях, в судах, в принятии решений о делах государственной важности. Понятно, при наличии рабовладения такой строй может быть назван демократическим с известной долей условности. В зна­менитом римском праве были сформулированы принципы зако­нотворчества и судопроизводства. Оно постоянно изучалось юри­стами средневековой Европы, приспосабливалось к нуждам феодального общества, использовалось юристами Нового вре­мени. Ряд этих принципов сохраняют актуальность и по сей день.

Древние греки явились родоначальниками изящных искусств. Античность сохранила такие непреходящие ценности и великие имена, как поэмы «Илиада» и «Одиссея» Гомера; «Труды и дни» и «Теогония» Гесиода; древнегреческая трагедия крупнейших драматургов Эсхила, Софокла и Еврипида; комедии «Мир» и «Плутос» Аристофана и др.

Ни один из древних и современных поэтов не умел описывать море так, как это делал Гомер, перечисляя все его оттенки – от винно-красного до изумрудного, и представляя океан живым, грозным и вечным существом. Море дарило греку ощущение свободы; оно же наделяло его острым чувством судьбы, восприятием мира как целого, Космоса. Любимыми героями эллинов были мореплаватели Ясон, Геракл, Одиссей. В России еще в XVIII в. переводили античных авторов. Державин написал свой «Памятник» в подражание «Памятнику» Горация. Прекрасно знал римскую литературу А.С. Пушкин. Его переводы Горация по адекватности подлиннику не знают себе равных.

Гармония человека и природы, постоянная устремленность к красоте и добру – притягательная сторона в античном искусстве. Одно из величайших творений мирового искусства Парфенон – храм Афины, богини мудрости и труда, покровительницы города Афины. Парфенон сооружен архитекторами Иктином и Калликратом из белого мрамора, с богатым скульптурным оформлением, выполненным Фидием. Центральная скульптура – царственная Афина – гордость скульптора. Обнаженные части статуи были выполнены из слоновой кости, одежда и украшения – из золота. Храм окружен колоннадой из 46 колонн. Секрет архитекторов и скульпторов в том, что они достигли ощущения органичной связи храма с ландшафтом. Греческие скульптуры создавали «говорящие» тела, фигуры обладали поразительной пластикой. Плутарх говорил, что в Афинах больше статуй, чем живых людей.

Если греки в изобразительном искусстве стремились выразить идеал (прекрасной женщины, спортсмена, воина и т.п.), то более прагматичные римляне были ближе к реальной жизни. Реалистичный скульптурный и живописный портрет был оригинальной разработкой римского общества. Этот вид искусства вел свое происхождение от посмертных масок главы рода. Главным героем портретов, как правило, был пожилой волевой патриций (портреты Брута, Цезаря). Для придания большей выразительности своим работам римские скульпторы стали вырезать зрачки, вставляя порой в глазницы кусочки хрусталя или драгоценные камни. Римская скульптура заложила основы западноевропейского изобразительного искусства. Скульп­турные изображения императоров предназначались для вещного восприятия обожествленной личности. Античное искусство рассматривается как эталон, как точка отсчета, как символ совершенства.

В условиях императорского Рима в I в. н.э. возникло христианство – вторая после буддизма мировая религия. Его появление стало одним из важнейших поворотных моментов в мировой истории. Центральная идея христианства – спасение человека путем нравственного очищения. Иисус Христос – Сын Божий – пришел в мир, дабы своей жертвенной смертью искупить грехи всех людей и дать им шанс на спасение души. Отсюда – три главных ценности (идеала) христианства: Вера (в Бога), Надежда (на спасение души) и Любовь (любовь к Богу и к человеку). Большую роль в христианстве играет идея свободы. Речь идет не о политиче­ской или экономической, а прежде всего о внутренней, духов­ной свободе человека, о свободе нравственного выбора между добром и злом. Такая идея ориентирует христиан не столько на фор­мальное выполнение религиозных обрядов ради личного благополучия, сколько на постоянный духовный труд, направленный на нравственное самосовершенствование. При этом оно должно сочетаться с помощью другим людям.

Со стороны римских властей христианство жестоко преследовалось. Однако сила убеждения последователей Христа оказалась настолько велика, что в IV в. христианство превращается в государственную религию. Начинают строиться христианские храмы – базилики и культовые здания центрического типа, в которых нашли свое развитие античные традиции круглого храма. Христианство проповедовало избавление от рабства и нищеты, запретило жертвоприношения, отказалось от жесткой регламентации поведения человека в быту, обращалось ко всем независимо от языковой, политической, социальной, этнической принадлежности.

Таким образом, фактический материал свидетельствует о высоком уровне хозяйственной и культурной жизни народов Древнего Востока, Греции и Рима. Здесь развивалось земледе­лие и ремесло, велась оживленная торговля, возникали города, процветали различные виды искусства, зарождались научные знания, формировались целостные мировые религиозные сис­темы и общественно-политические воззрения. Шел процесс естественноисторической эволюции культуры с присущими данным регионам особенностями. Уже с глубокой древности народы Востока и Запада находились в тесных контактах, обогащали друг друга достижениями культуры. Греко-римская культура не смогла бы достичь такой высоты, если бы не была наследницей культуры Древнего Востока. Не было бы и совре­менной Европы без того фундамента, который был заложен Древней Грецией и Древним Римом.