3. Музыкальная культура хх – XXI веков
Для музыки начала ХХ столетия характерно разнообразие тенденций, стилей и языка. Музыкальное искусство того периода полно новаторских идей. Одной из особенностей музыкального языка начала века стало обращение к жанрам, характерным для эпохи барокко, классицизма и позднего Возрождения. Усилился интерес к фольклору (С.В. Рахманинов, М. Равель).
Предшественниками новых течений были Р. Вагнер, Г. Малер, К. Дебюсси, заложившие своим творчеством основные принципы музыки ХХ в.
И.Ф. Стравинский, Б. Барток, А. Шенберг – триада композиторов-модернистов, чье творчество стало основой для всей музыкальной культуры столетия.
Музыкальный экспрессионизм развивался в 1920–1930-х гг. ХХ в. Творчество композиторов ХIХ в. Р. Вагнера («Тристан и Изольда») и Р. Штрауса («Саломея») послужило исходной базой для нового направления. В противовес классическим и романтическим идеалам с их идеализированным восприятием, экспрессионизм привнес в искусство трагическое отношение к окружающему миру. Истоками экспрессионизма являются проблематика отчужденности человека, окружающее его зло, символика грядущей войны. В противовес бездуховной жизни экспрессионизм выражает веру в духовные силы человека, запредельность его сознания, пророчества и познание интуитивной истины. Зародился экспрессионизм в первое десятилетие ХХ в. в Германии. Самыми известными мастерами жанра являются А. Шенберг, А. Берг, А. Веберн. После Второй мировой войны экспрессионизм получил дальнейшее развитие в авангардизме.
Авангардизм окончательно расстается с тональной музыкой. В жанре нет единых идейных платформ, можно говорить только о группах, использующих те или иные приемы звучания. Новые формы требуют подготовленного слушателя, авангардизм является наиболее отчетливо выраженным образцом элитарной культуры. В середине ХХ в. была популярна т.н. «конкретная» музыка, представляющая собой запись различных шумов окружающего мира, часто искусственно деформированных. Экспериментальным звучанием обладала и запись человеческого голоса, искаженного многократными наложениями и «прокручиванием» пленки в обратном направлении. Жанр очень тесно связан с НТР, без использования электронной аппаратуры, синтезаторов трудно представить авангардизм. Композиторами, работавшими в этом жанре в России, были С.С. Прокофьев, М. Шнитке.
Первое десятилетие нового века было ознаменовано появлением русской балетной труппы в Париже под руководством С.П. Дягилева. Он сумел собрать лучших артистов (А.П. Павлова, В.Ф. Нижинский и др.), хореографов, сценографов. Всемирную известность и славу группе принесли постановки балетов И.Ф. Стравинского «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная». Эпоху в истории русского и мирового музыкального театра составила деятельность Ф.И. Шаляпина, Л.В. Собинова.
Советский период в музыке представляют имена таких видных композиторов, как А.И. Хачатурян, Д.Б. Кабалевский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович. Они оказали огромное влияние на развитие музыкального искусства страны, были широко известны на Западе.
Вслед за этапом конца XIX в., когда сфера легкой музыки ограничивалась танцами и театрами варьете, в самостоятельное направление выделяется легкая или популярная музыка. 20‑е гг. – неоспоримое царство чарльстона и фокстрота. 30-е гг. – время широкого распространения свинга, господство джазовых оркестров Б. Гудмена и Г. Миллера. Джаз основан на интересе к чужим культурам. К этой стилистике относятся «Регтайм» и «Эбеновый концерт» И.Ф. Стравинского. В 40-е гг. в Европе торжествует французский шансон: М. Шевалье, Э. Пиаф. Все большую популярность завоевывают латиноамериканские песни и танцы.
В 50-е гг. зарождается новый стиль – рок-н-ролл. Его символами становятся Э. Пресли и Ч. Берри. В 1962 г. «Биттлз» предложили музыкальному рынку свой первый диск, обозначив начало новой музыкальной волны. Во второй половине ХХ в. в рок-музыке возникают такие направления, как хард-рок, хэви-металл и др. В 1980-х гг., когда стали преобладать электронные инструменты, складывается стиль «техно». Стилю поп-рока сопутствовала музыка более мелодичного склада (Ф. Синатра, Х. Иглесиас, группа «АББА» и др.). Рок-музыка не ограничивалась песнями. В ней присутствуют и крупные формы – композиции в жанре арт-рок Р. Вейкмана, советская рок-опера «”Юнона” и “Авось”», программа «Стена» группы «Пинк Флойд» и др.
В СССР, начиная со времен «оттепели», наряду с официально разрешенной эстрадной музыкой получают развитие и полулегальные бардовские песни (Б. Окуджава и др.). «Классиком» этого жанра стал Владимир Высоцкий. Особую страницу в отечественную музыкальную культуру ХХ в. вписал русский рок 1970-80-х гг. Хотя молодежь в целом благосклонно воспринимала тогдашние ВИА (вокально-инструментальные ансамбли – «Песняры», «Синяя птица» и др.), гораздо большей популярностью у нее пользовались рок-группы «Машина времени», «ДДТ», «Аквариум», «Кино» и другие представители музыкальной контркультуры.
Сегодня легализация русского рока не привела к его победе над эстрадой. Главным итогом «гласности» в области популярной музыки стало господство т.н. «попсы» (по крайней мере, на радио и телевидении). На Западе в начале XXI в. в этой области также наблюдается определенный застой, показателем которого можно считать моду на римейк. Пока создать что-то принципиально новое не удается.
Как видим, музыка является важным компонентом культуры. Она возникает на заре человечества и сопровождает его на всех этапах жизни.
- Культурология Учебное пособие
- Содержание
- От авторов
- Тема 1. Теория культуры
- 1. Зарождение и развитие культуроведческого знания в XVIII – хх вв.
- 2. Становление культурологии в хх в. Предмет культурологии
- 3. Структура и функционирование культуры
- 4. Развитие культуры и её типы
- Тема 2. Развитие культуры до нового времени
- 1. Первобытная культура
- 2. Культура Древнего Востока
- 3. Античная культура
- 4. Культура Средневековья
- 5. Культура Возрождения и Реформации
- Тема 3. Культура нового времени
- 1. Основные тенденции развития мировой культуры в XVII – XIX вв.
- 2. Эпоха Просвещения и модернизация русской культуры в XVIII в.
- 3. Культура России XIX в.
- 4. «Серебряный век» русской культуры
- Тема 4. Культура XX – XXI веков
- 1. Особенности культуры XX – XXI вв.
- Типы культуры XX – XXI веков: первобытный
- Традиционный
- Индустриальный
- 2. Наука, идеология и искусство в XX – XXI вв.
- 3. Кризис и перспективы развития современной культуры
- 4. Сущность и особенности советской культуры
- 5. Развитие советской науки, идеологии и искусства
- 6. Кризис отечественной культуры конца хх в. И перспективы её развития в XXI в.
- Тема 5. Культура российской эмиграции
- 1. Российская эмиграция в хх в.
- 2. Вклад русской эмиграции в философию, науку и технику
- 3. Художественная эмиграция
- Тема 6. Изобразительное искусство
- XIX – XXI веков
- 1. Виды изобразительного искусства. Особенности современной живописи
- 2. Русская живопись хiх – начала хх вв.
- 3. Отечественная живопись XX – XXI вв.
- Тема 7. Музыка XIX – XXI веков
- 1. Музыка как вид искусства
- 2. Особенности русской музыки XIX века
- 3. Музыкальная культура хх – XXI веков
- Тема 8. Театр и кино XIX – XXI веков
- 1. Специфика театрального искусства. Развитие отечественного театра в XX – XXI вв.
- 2. Кинематограф. Отечественное киноискусство
- Учебно-методический комплекс Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по культурологии
- Цели и задачи дисциплины
- Требования к уровню освоения дисциплины
- Программа курса
- Раздел 1. Теория культуры
- Раздел 2. Исторические типы культуры
- Раздел 3. Современное искусство
- Объем и разделы дисциплины
- Разделы дисциплины и виды занятий
- Контроль и учет результатов усвоения материала
- Контрольные вопросы
- Методическая обеспеченность дисциплины
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Интернет-ресурсы
- Планы семинаров
- Тема 1. Теория культуры План семинара
- Список литературы
- Темы рефератов
- Роль науки в духовной жизни общества
- Роль религии в жизни общества
- Что такое художественная культура?
- Деловые игры и формирование управленческой культуры
- Что такое культура личности?
- Тема 2. Развитие культуры до нового времени
- Первобытное искусство
- Культура Древнего Египта
- Индо-буддийская культурная традиция
- Китайская (конфуцианско-даосистская) культурная традиция
- Особенности античной культуры
- Древнегреческое искусство
- Духовный мир Ислама
- Искусство Возрождения
- Происхождение и культура древних славян
- Православие в русской культуре
- Древнерусская архитектура
- Дореволюционная Пермь – культурный центр Урала
- Роль Пермской епархии в культурной жизни Урала
- Символизм в русском искусстве «серебряного века»
- Что такое русская идея?
- Тема 4. Культура хх – XXI веков
- Нтр и культура
- Социалистическая идеология в хх веке: наука или утопия?
- Религия в современном мире
- Модерн в искусстве хх века
- Экологическая культура
- Кризис современной культуры и концепция информационного общества
- Что такое культурная революция?
- Советская власть и интеллигенция: сотрудничество и борьба с инакомыслием
- «Оттепель» и поколение «шестидесятников» в культуре
- Взлеты и падения советской генетики
- В.И. Вернадский
- Национальное самосознание русского народа вчера, сегодня, завтра
- Современный кризис отечественной культуры: причины, особенности и пути разрешения
- Тема 5. Культура российской эмиграции
- Русская церковь за рубежом
- Портретная живопись
- Тема 7. Музыка хiх – ххi веков
- «Могучая кучка»
- Русский рок
- Критерии оценки реферата
- Темы контрольных работ (для заочной формы обучения)
- Приложение
- Иерархия ценностей по м. Шелеру
- Соотношение типов общества в марксизме и в концепции постиндустриализма
- Глобально-историческая типология культуры
- Локально-цивилизационная типология культуры
- Структура противоречий в духовной жизни
- Культурология