2. Кинематограф. Отечественное киноискусство
Кинематограф – вид искусства, основанный на технологии фиксации и передачи движущихся изображений. Этот вид художественного творчества появляется в конце XIX в. и быстро завоевывает весь мир. Датой рождения кинематографа принято считать 1895 г., когда в Париже состоялись первые показы коротеньких репортажных лент братьев Люмьер – «Прибытие поезда» и «Политый поливальщик».
Отличительными особенностями кино являются: 1) визуальность – зритель воспринимает изображения глазами, что доступно и неграмотному человеку, и интеллектуалу; 2) массовость – одновременное обращение к большому числу зрителей; 3) технологичность – зависимость от уровня развития кино- и звукозаписывающей аппаратуры, химической промышленности, производящей кинопленку, и т.д. Не случайно кинематограф очень быстро превращается в киноиндустрию, сочетающую производство, прокат кинолент и технологическую базу.
С технической точки зрения история кинематографа делится на несколько периодов. Первый длился с 1895 по рубеж 1920–1930-х гг. То была эра немого кино. В конце 1920-х гг. в кино появился цвет и звук. Эти новшества потребовали от режиссеров и операторов новых приемов построения кадра, света, образного решения картин. На рубеже 1980–1990-х гг. еще одна техническая революция будет связана с освоением кинематографом новых цифровых технологий, которые принципиально изменили способ записи и корректировки изображения, создания визуальных спецэффектов.
Существует несколько видов кинематографа. Документальное или неигровое кино создает «документальный» образ реальности, в нем снимаются подлинные события и лица. Художественное или игровое кино представляет вымышленный образ, разыгранный актерами. Это деление сегодня условно, т.к. в кинематографе существует и псевдодокументальное кино, имитирующее реальные события (т.н. «мокьюментари» или подделка под документ), и художественно-документальные ленты, в которых с помощью актеров реконструируются события прошлого. Самостоятельным направлением кино являются учебные и научно-просветительские фильмы.
Мультипликация или анимация – искусство «оживших» рисованных картинок – старше кинематографа. Технические принципы мультипликации были изобретены в 1877 г., однако настоящая популярность к «мультикам» приходит только в начале ХХ в. Существует множество анимационных техник. Помимо рисунков и кукол мастера мультипликации создают движущиеся картинки из пластилина, песка, спичек, лент, проволоки и других материалов. Сегодня мультипликация – динамично развивающаяся ветвь кинематографа, ориентированная как на детскую, так и на взрослую аудиторию.
И все же самым распространенным, популярным и влиятельным направлением в кинематографе является игровое кино, без которого невозможно представить жизнь современного общества.
Кинематограф экспортируется в Россию в конце XIX в., первая самостоятельная отечественная художественная кинолента «Понизовая вольница» (о Стеньке Разине) появляется в 1908 г. В 1913 г. в Российской империи действовало 1412 кинотеатров, в том числе 134 в Петербурге и 67 в Москве. До революции сформировалась кинопроизводственная база и система проката российского кино, появились настоящие кинозвезды, кумиры публики – Вера Холодная, Иван Мозжухин, влиятельные продюсеры (А.А. Ханжонков, О.А. Дранков).
Кинематограф играл исключительно важную роль в истории советской культуры. Власть всегда осознавала колоссальные возможности воздействия кино на зрителя. Уже в годы Гражданской войны использовались агитационные киновагоны. Не случайно крылатым стало высказывание В.И. Ленина «Для нас важнейшим из искусств является кино…». Фабрика советских грез первоначально включала частные и государственные киностудии и кинотеатры, допускался прокат зарубежных фильмов. Как и во всем мире, в СССР особой популярностью пользовалась продукция Голливуда, работы Ч. Чаплина.
1920-е гг. – время сосуществования развлекательного, пропагандистского и фантастического кинематографа. Одни из самых значительных достижений отечественного кино связаны с деятельностью группы авангардных режиссеров. Эксперименты С.М. Эйзенштейна, А.П. Довженко, Д.А. Вертова, Л.А. Кулешова заложили основы современного монтажного кинематографа. Они разрабатывали новые приемы чередования крупных планов и массовых сцен, неожиданных точек зрения и спецэффектов. Так, в образном кинематографе А. Довженко порой не было последовательного сюжета, а в полнометражном документально-художественном фильме «Человек с киноаппаратом» Д.А. Вертова не было ни одного слова или подписи: изображение говорило само за себя.
С. Эйзенштейн (автор классической ленты «Броненосец Потемкин») писал о том времени: «Мы проходили как бедуины или золотоискатели. На голое место. На место, таившее невообразимые возможности». Другой новатор – Дзига Вертов – утверждал: «Мы объявляем старые кинокартины… прокаженными. Не подходите близко! Не трогайте глазами! Опасно для жизни! Заразительно!».
Но с конца 1920-х гг. частное кинопроизводство и прокат были полностью запрещены. Кинематографический процесс жестко контролируется государством путем прямых заказов, цензуры и вмешательства политических лидеров (знаменитые «кремлевские просмотры» – предварительные показы кинокартин вождям и высшему руководству). В начале 1930-х гг. появляются первые советские звуковые фильмы, в 1935 г. производство немых кинокартин прекращается.
В кинематографе 1930-х – 1950-х гг. самыми популярными темами становятся, во-первых, героическая борьба советского человека за идеалы социализма на войне, стройках, в экспедициях, в будничной жизни («Чапаев» реж. братьев Васильевых, «Семеро смелых» С. Герасимова, «Радуга» М. Донского, «Два бойца» Л. Лукова); во-вторых, культ И. Сталина («Клятва», «Падение Берлина» М. Чиаурели); в-третьих, музыкальные комедии («Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга» Г. Александрова, «Свинарка и пастух» И. Пырьева). Огромное внимание уделялось историческому жанру, т.к. новому государству были необходимы новые версии его исторического прошлого. «Петр Первый» В. Петрова или «Александр Невский» С. Эйзенштейна для нескольких поколений советских людей были источником представлений о российской истории.
В тех случаях, когда режиссерское решение не соответствовало представлениям высшего руководства, судьбы картин складывались драматично. Так, первая серия картины С. Эйзенштейна «Иван Грозный» получила высшую государственную награду, а вторая подверглась несправедливой грубой критике, надолго была запрещена к показу. Эта история послужила причиной ранней смерти выдающегося мастера мирового кинематографа.
Новая страница в истории отечественного кинематографа связана с процессами десталинизации середины 1950-х – 1960-х гг. Кино этого времени отличалось вниманием к непарадным ситуациям, негероическим профессиям, к обычной жизни обычных людей. В кино приходит новое поколение режиссеров и актеров, пафос и казенный язык прежних лет сменяет ирония и живая речь персонажей. В искренности, непарадности, достоверности кроется секрет долгой популярности у зрителей таких лент, как «Дело было в Пенькове» С. Ростоцкого, «Девчата» Ю. Челюкина, «Я шагаю по Москве» Г. Данелия, «Карнавальная ночь» Э. Рязанова.
Трагедия Отечественной войны талантливо запечатлена в кинолентах, получивших широкое международное признание («Летят журавли» М. Калатозова, «Баллада о солдате» Г. Чухрая, «Судьба человека» С. Бондарчука, «Иваново детство» А. Тарковского).
Новаторский язык оттепельного кино вызывал резкую критику со стороны властей и цензуры. Знаковым явлением того времени стало «полочное кино» – законченные кинопроизведения, запрещенные к показу.
Кинематограф 1970-х – 1980-х гг. представлен традиционно успешными у массового зрителя жанрами мелодрамы, комедии, детектива и экшн. Образы и реплики из фильмов «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука» и других лент Л.И. Гайдая; «Джентльмены удачи» и «Мимино» Г.А. Данелия; «Ирония, судьбы или с легким паром!» Э.А. Рязанова; «Белое солнце пустыни» В.Я. Мотыля стали частью современного фольклора.
Кино последних десятилетий советской власти много размышляло о проблемах нравственного выбора человека, соответствия долга и личного интереса, одиночества и психологии межличностных отношений.
Своя, и весьма многочисленная, аудитория была у сложного метафоричного авторского кино режиссеров А.А. Кайдановского, К.Г. Муратовой, А.А. Тарковского, А.Ю. Германа.
Творчество многих советских кинематографистов получило заслуженное признание международных экспертов, некоторые киноленты были чрезвычайно популярны у массового западного зрителя. Но в целом к середине 1980-х гг. советская индустрия в техническом отношении сильно отстала от мирового качества кинопленки, звуковоспроизведения, всей технической базы. Творческая несвобода и архаичная техника мешали развитию советского кинематографа.
Рыночные революционные преобразования 1990-х гг. превратили кино в кинобизнес. Исчезли ранее успешные киностудии, школы, традиции, началась вестернизация и коммерциализация кинодела. Невостребованными оказались представители нескольких поколений режиссеров, артистов, операторов. Отечественный кинематограф оказался в глубочайшем творческом и финансовом кризисе первой половины 1990-х гг. Постепенно ситуация выровнялась.
На сегодняшний день в России сложилась современная система кинопроката из многозальных высокотехнологичных мультиплексов, в кино вернулось государство в качестве одного из заказчиков. Наиболее бурно развиваются жанры коммерческого кино – триллер, фантастика, мелодрама, комедия. Сохранилось авторское кино (артхаус). Делаются попытки осмыслить российскую действительность эпохи перемен (работы С. Балабанова, С. Бодрова-младшего, В. Тодоровского, Ф. Бондарчука), по-новому взглянуть на российское прошлое (ленты Н. Михалкова, А. Сокурова).
- Культурология Учебное пособие
- Содержание
- От авторов
- Тема 1. Теория культуры
- 1. Зарождение и развитие культуроведческого знания в XVIII – хх вв.
- 2. Становление культурологии в хх в. Предмет культурологии
- 3. Структура и функционирование культуры
- 4. Развитие культуры и её типы
- Тема 2. Развитие культуры до нового времени
- 1. Первобытная культура
- 2. Культура Древнего Востока
- 3. Античная культура
- 4. Культура Средневековья
- 5. Культура Возрождения и Реформации
- Тема 3. Культура нового времени
- 1. Основные тенденции развития мировой культуры в XVII – XIX вв.
- 2. Эпоха Просвещения и модернизация русской культуры в XVIII в.
- 3. Культура России XIX в.
- 4. «Серебряный век» русской культуры
- Тема 4. Культура XX – XXI веков
- 1. Особенности культуры XX – XXI вв.
- Типы культуры XX – XXI веков: первобытный
- Традиционный
- Индустриальный
- 2. Наука, идеология и искусство в XX – XXI вв.
- 3. Кризис и перспективы развития современной культуры
- 4. Сущность и особенности советской культуры
- 5. Развитие советской науки, идеологии и искусства
- 6. Кризис отечественной культуры конца хх в. И перспективы её развития в XXI в.
- Тема 5. Культура российской эмиграции
- 1. Российская эмиграция в хх в.
- 2. Вклад русской эмиграции в философию, науку и технику
- 3. Художественная эмиграция
- Тема 6. Изобразительное искусство
- XIX – XXI веков
- 1. Виды изобразительного искусства. Особенности современной живописи
- 2. Русская живопись хiх – начала хх вв.
- 3. Отечественная живопись XX – XXI вв.
- Тема 7. Музыка XIX – XXI веков
- 1. Музыка как вид искусства
- 2. Особенности русской музыки XIX века
- 3. Музыкальная культура хх – XXI веков
- Тема 8. Театр и кино XIX – XXI веков
- 1. Специфика театрального искусства. Развитие отечественного театра в XX – XXI вв.
- 2. Кинематограф. Отечественное киноискусство
- Учебно-методический комплекс Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по культурологии
- Цели и задачи дисциплины
- Требования к уровню освоения дисциплины
- Программа курса
- Раздел 1. Теория культуры
- Раздел 2. Исторические типы культуры
- Раздел 3. Современное искусство
- Объем и разделы дисциплины
- Разделы дисциплины и виды занятий
- Контроль и учет результатов усвоения материала
- Контрольные вопросы
- Методическая обеспеченность дисциплины
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Интернет-ресурсы
- Планы семинаров
- Тема 1. Теория культуры План семинара
- Список литературы
- Темы рефератов
- Роль науки в духовной жизни общества
- Роль религии в жизни общества
- Что такое художественная культура?
- Деловые игры и формирование управленческой культуры
- Что такое культура личности?
- Тема 2. Развитие культуры до нового времени
- Первобытное искусство
- Культура Древнего Египта
- Индо-буддийская культурная традиция
- Китайская (конфуцианско-даосистская) культурная традиция
- Особенности античной культуры
- Древнегреческое искусство
- Духовный мир Ислама
- Искусство Возрождения
- Происхождение и культура древних славян
- Православие в русской культуре
- Древнерусская архитектура
- Дореволюционная Пермь – культурный центр Урала
- Роль Пермской епархии в культурной жизни Урала
- Символизм в русском искусстве «серебряного века»
- Что такое русская идея?
- Тема 4. Культура хх – XXI веков
- Нтр и культура
- Социалистическая идеология в хх веке: наука или утопия?
- Религия в современном мире
- Модерн в искусстве хх века
- Экологическая культура
- Кризис современной культуры и концепция информационного общества
- Что такое культурная революция?
- Советская власть и интеллигенция: сотрудничество и борьба с инакомыслием
- «Оттепель» и поколение «шестидесятников» в культуре
- Взлеты и падения советской генетики
- В.И. Вернадский
- Национальное самосознание русского народа вчера, сегодня, завтра
- Современный кризис отечественной культуры: причины, особенности и пути разрешения
- Тема 5. Культура российской эмиграции
- Русская церковь за рубежом
- Портретная живопись
- Тема 7. Музыка хiх – ххi веков
- «Могучая кучка»
- Русский рок
- Критерии оценки реферата
- Темы контрольных работ (для заочной формы обучения)
- Приложение
- Иерархия ценностей по м. Шелеру
- Соотношение типов общества в марксизме и в концепции постиндустриализма
- Глобально-историческая типология культуры
- Локально-цивилизационная типология культуры
- Структура противоречий в духовной жизни
- Культурология