3. Отечественная живопись XX – XXI вв.
Традиции русской школы продолжали развиваться в советское время благодаря творчеству корифеев и представителей нового поколения художников. Однако революционный радикализм, охвативший страну с 1917 г., разделил их не только по отношению к советской власти, но стал началом борьбы «нового» и «старого» искусства.
В начале 1920-х гг. перевес сил был явно на стороне авангардистов. «Беспредметники» (К. Малевич) отвергали станковую картину и отрицали фигуративную живопись. Энергичные футуристы, кубисты, абстракционисты (В. Кандинский и др.) организовывали выставки, названия которых говорят сами за себя: «Беспредметное творчество и супрематизм» и т.п.
Художники других направлений тоже объединялись в различные организации. Одна из них, АХРР – ассоциация художников революционной России, возникла в 1922 г. на основе «Товарищества передвижных выставок». Её представители стремились «художественно-документально» запечатлеть жизнь и быт рабочих, крестьян, красноармейцев. Работая во всех жанрах, основное место аххровцы отводили историко-революционным темам (М.Б. Греков «Тачанка»). Позже представители именно этого объединения займут господствующие позиции в советском искусстве.
Продолжателями традиций «Мира искусства» стала группа «Жарцвет» (1923 – 1929 гг.), тяготевшая к декоративной стилизации («Портрет Волошина» А. Остроумовой-Лебедевой). Молодые художники создают «НОЖ – новое общество живописцев». Они используют приемы примитивизма, традиции лубка и обращаются в своих живописных исканиях к жанру пейзажа и натюрморта. В дальнейшем, перейдя в состав Общества станковистов – ОСТ, начнут создавать образы нового человека (строителя, спортсмена) и, прибегая к минимуму выразительных средств, передавать революционных дух современной индустриальной страны.
Черту в пестрой картине творческих исканий подведет постановление ЦК партии в 1932 г. о ликвидации всех художественных групп и создании единой организации – Союза художников СССР, на долгие годы определившее судьбу советского искусства и художников. Некоторые из них эмигрируют, не согласившись с нарушением главного принципа творчества – свободы самовыражения, другие начнут работать в рамках единственно тогда возможного метода «социалистического реализма», основные постулаты которого изложил М. Горький. Они казались вначале вполне приемлемыми, но в дальнейшем свелись к основному моменту: действительность должна быть показана не такой, какой она есть на самом деле или как её видит художник, а с обязательным преломлением через господствующую идеологию, с пафосом и прославлением существующего строя.
В дальнейшем в русле этих принципов идет формирование основ советской живописи. Развивается официальное направление, начатое еще И.И. Бродским – изображение вождей партии и советский бытовой жанр с обязательными элементами героики. Романтизм и праздничная жизнь становятся излюбленными темами. Расширяются географические рамки пейзажа. Формируются национальные школы (в Армении – М. Сарьян и др.), где активно работают и русские мастера. Интересен пример Н.В. Кашиной, уроженки Перми, ставшей впоследствии Народным художником Узбекистана. Ведущее место в системе официального советского искусства отводилось историко-революционной тематике, сюжетам о советском строительстве, прославлению «вождей». Вместе с тем, в портретах, пейзажах и тематических картинах Ю. Пименова, А. Дейнеки и других художников отразилась энергия оптимистической мечты о строительстве общества будущего.
Великая Отечественная война внесла свои коррективы. Многие художники уходят на передовую, где сочетают умение владеть кистью и автоматом. Их этюды, зарисовки становятся бесценными живописными документами тех трудных, героических лет. Постепенно скромные портреты солдат заменяют парадные, торжественные (маршал Г.К. Жуков, написанный П. Кориным в 1945 г). Лозунг «Все для фронта, все для победы» воспринят художниками буквально и претворяется в жизнь через пейзажи А. Пластова, натюрморты М. Сарьяна, сатирические произведения Кукрыниксов.
После войны усиливается внимание к обычной, негероической жизни простого человека, и вместе с тем апогея достигает художественный культ И.В. Сталина. В этот период идеологическое давление на культуру достигло максимума, что создавало массу преград для творчества.
С «хрущевской оттепели» начинается оживление художественной жизни: создается Союз художников СССР, издается новый журнал «Художник», появляется издательство «Художник РСФСР». Проходят всесоюзные выставки, где выставляются работы молодых талантов – Г. Коржева, Т. Салахова. Среди художников формируется «суровый стиль», приверженцы которого пытаются отойти от помпезности искусства эпохи сталинизма (П. Никонов, В. Попков), но продолжают работать в традиционной манере соцреализма. Другой формой протеста становится деятельность художников второй волны русского авангарда (О. Рабин).
С середины 1980-х гг. начинается легализация неформальных объединений, идет реабилитация репрессированных в годы сталинизма художников (П. Филонов и др.).
Отечественный модерн и метод соцреализма оставили свой след в истории изобразительного искусства. На их основе теперь идет развитие постсоветской живописи, попытка соединить прошлые достижения с новыми веяниями, синтезировать различные виды искусства.
- Культурология Учебное пособие
- Содержание
- От авторов
- Тема 1. Теория культуры
- 1. Зарождение и развитие культуроведческого знания в XVIII – хх вв.
- 2. Становление культурологии в хх в. Предмет культурологии
- 3. Структура и функционирование культуры
- 4. Развитие культуры и её типы
- Тема 2. Развитие культуры до нового времени
- 1. Первобытная культура
- 2. Культура Древнего Востока
- 3. Античная культура
- 4. Культура Средневековья
- 5. Культура Возрождения и Реформации
- Тема 3. Культура нового времени
- 1. Основные тенденции развития мировой культуры в XVII – XIX вв.
- 2. Эпоха Просвещения и модернизация русской культуры в XVIII в.
- 3. Культура России XIX в.
- 4. «Серебряный век» русской культуры
- Тема 4. Культура XX – XXI веков
- 1. Особенности культуры XX – XXI вв.
- Типы культуры XX – XXI веков: первобытный
- Традиционный
- Индустриальный
- 2. Наука, идеология и искусство в XX – XXI вв.
- 3. Кризис и перспективы развития современной культуры
- 4. Сущность и особенности советской культуры
- 5. Развитие советской науки, идеологии и искусства
- 6. Кризис отечественной культуры конца хх в. И перспективы её развития в XXI в.
- Тема 5. Культура российской эмиграции
- 1. Российская эмиграция в хх в.
- 2. Вклад русской эмиграции в философию, науку и технику
- 3. Художественная эмиграция
- Тема 6. Изобразительное искусство
- XIX – XXI веков
- 1. Виды изобразительного искусства. Особенности современной живописи
- 2. Русская живопись хiх – начала хх вв.
- 3. Отечественная живопись XX – XXI вв.
- Тема 7. Музыка XIX – XXI веков
- 1. Музыка как вид искусства
- 2. Особенности русской музыки XIX века
- 3. Музыкальная культура хх – XXI веков
- Тема 8. Театр и кино XIX – XXI веков
- 1. Специфика театрального искусства. Развитие отечественного театра в XX – XXI вв.
- 2. Кинематограф. Отечественное киноискусство
- Учебно-методический комплекс Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по культурологии
- Цели и задачи дисциплины
- Требования к уровню освоения дисциплины
- Программа курса
- Раздел 1. Теория культуры
- Раздел 2. Исторические типы культуры
- Раздел 3. Современное искусство
- Объем и разделы дисциплины
- Разделы дисциплины и виды занятий
- Контроль и учет результатов усвоения материала
- Контрольные вопросы
- Методическая обеспеченность дисциплины
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Интернет-ресурсы
- Планы семинаров
- Тема 1. Теория культуры План семинара
- Список литературы
- Темы рефератов
- Роль науки в духовной жизни общества
- Роль религии в жизни общества
- Что такое художественная культура?
- Деловые игры и формирование управленческой культуры
- Что такое культура личности?
- Тема 2. Развитие культуры до нового времени
- Первобытное искусство
- Культура Древнего Египта
- Индо-буддийская культурная традиция
- Китайская (конфуцианско-даосистская) культурная традиция
- Особенности античной культуры
- Древнегреческое искусство
- Духовный мир Ислама
- Искусство Возрождения
- Происхождение и культура древних славян
- Православие в русской культуре
- Древнерусская архитектура
- Дореволюционная Пермь – культурный центр Урала
- Роль Пермской епархии в культурной жизни Урала
- Символизм в русском искусстве «серебряного века»
- Что такое русская идея?
- Тема 4. Культура хх – XXI веков
- Нтр и культура
- Социалистическая идеология в хх веке: наука или утопия?
- Религия в современном мире
- Модерн в искусстве хх века
- Экологическая культура
- Кризис современной культуры и концепция информационного общества
- Что такое культурная революция?
- Советская власть и интеллигенция: сотрудничество и борьба с инакомыслием
- «Оттепель» и поколение «шестидесятников» в культуре
- Взлеты и падения советской генетики
- В.И. Вернадский
- Национальное самосознание русского народа вчера, сегодня, завтра
- Современный кризис отечественной культуры: причины, особенности и пути разрешения
- Тема 5. Культура российской эмиграции
- Русская церковь за рубежом
- Портретная живопись
- Тема 7. Музыка хiх – ххi веков
- «Могучая кучка»
- Русский рок
- Критерии оценки реферата
- Темы контрольных работ (для заочной формы обучения)
- Приложение
- Иерархия ценностей по м. Шелеру
- Соотношение типов общества в марксизме и в концепции постиндустриализма
- Глобально-историческая типология культуры
- Локально-цивилизационная типология культуры
- Структура противоречий в духовной жизни
- Культурология