logo
Культурология

2. Культура Древнего Востока

Первые классовые общества, первые цивилизации возникли в конце IV тысячелетия до н.э. в Африке – в долине Нила и в Азии – в междуречье Тигра и Евфрата. Внешним признаком завершения процесса становления классового общества было появление монументальных каменных или кирпичных сооружений и возникновение письменности. Древ­ний Восток включает в себя Древний Египет и государственные образования Междуречья: Шумер, Аккад, Вавилонию, Асси­рию. Древние Индия, Китай, Япония, Корея и другие азиатские и африканские страны также заняли достойное место среди первых цивилизаций.

Многие блага цивилизации, без которых просто невоз­можно представить жизнь современного общества, берут начало в древневосточной культуре. Так, привычные нам европейские алфавиты происходят от древнегреческого. Греки же позаимствовали алфавитное письмо от финикийцев. Первые правовые кодексы создали шумеры. Они же изобрели колесную повозку, гончарный круг, бронзу. Наиболее прославленные достопримечательности Древнего Востока – египетские пирами­ды, террасные, т.н. «висячие», сады Семирамиды в Вавилоне – входят в число «семи чудес света». Древневосточные архитекто­ры умели возводить монументальные каменные и кирпичные строения, совершенные санитарно-технические сооружения, водяные мельницы и т.д.

Впечатляющими были успехи древневосточных народов в математике, астрономии, медицине, лингвистике. Шестидеся­тичная система в исчислении времени (60 минут, 60 секунд) была создана шумерами, десятичная система измерения с применением нуля – индийцами. Затем эта система была заимствована арабами, в наше время ею пользуются во всем мире. Индийское происхождение имеют математические терми­ны «цифра», «корень», «синус». Уже во II тыс. до н.э. в Древнем Китае делили год на 12 месяцев, месяц на 4 недели, составили первый в мире звездный каталог на 800 светил, каталог медицинских книг, «Классический труд по иглотерапии и прижиганию». В Китае изобрели пушки и порох, компас и фейерверк, стремена, помогающие держаться в седле, бумагу и подвижной шрифт, механические часы и т.д. Древние индийцы имели представление о вращении Земли вокруг своей оси, владели обработкой металла, знаниями об агрикультуре, распо­лагали совершенной системой водопровода и канализации.

Древний Восток оставил такие непреходящие ценности, как эпос, драмы, притчи, мифы, строгая египетская скульптура, стекло, фарфор, шелк, хлопок. По великому шелковому пути товары и предметы искусства продавались от Китая до Средиземноморья. Складывался синтез регионально-этнических культур.

В VII – VI вв. до н.э. в трех цивилизациях – Индии, Китае и Греции – появляется новая форма общественного сознания философия. В Древней Индии все философские школы ведут свое начало от Вед – священных книг ариев (индоевропейцев), завоевавших Индию в XIII в. до н.э. В целом для индийской философии характерны идеализм, религиозность, космоцен­тризм, созерцательность. Базовым направлением индийской философии стала веданта, одним из основателей которой считается Бадараяна.

Главная её цель – истолкование (логическое или мистическое) Вед. Согласно веданте, смысл жизни человека заключается в достижении после праведной жизни (точнее – целой цепи перевоплощений) состояния «мокша» – слияния Атмана (индивидуальной души) с Брахманом (Космической, Божественной душой, Абсолютом). Праведная жизнь дает возможность остановить Сансару (колесо перевоплощений). Этой же цели можно достичь и при жизни. Помогают этому безгрешность и специальная система упражнений, итогом которых становится достижение состояния «самадхи» (сосредоточе­ние). Такая религиозно-философская практика получила название «йога». Её родоначальником считается Патанджали, живший во II в. н.э.

В VI в. до н.э. возникает ряд религиозно-философских школ, отрицав­ших авторитет Вед: буддизм, джайнизм, материалистическое учение чарвака (локаята) и др.

Буддизм стал первой мировой религией, получившей распространение во многих странах Азии (в т.ч. и в России). В 40 лет принц Сиддхартха Гаутама достиг просветления и стал называться Буддой, т.е. «просветленным». Он учил, что жизнь является страданием; источник страданий – жажда жизни, жажда наслаждений, власти, обладания, а освобождение от желаний ведет к избавлению от страданий и достижению нирваны (слияния с Абсолютом). Для этого надо следовать основным положениями «восьмеричного пути»: праведным взглядам, поведению, усилиям, речи, мыслям, памяти, образу жизни, самоуглублению. Буддизм, будучи религией, одновре­менно является и религиозной философией.

В отличие от брахманизма, индуизма (ранняя и более поздняя индийские национальные религии) и веданты буддизм утверждает, что нирваны может достичь не только брахман (жрец, представитель высшей из четырех варн – сословий Древней Индии), но и представитель любой варны: кшатриев (воинов, управленцев), вайшьев (тружеников) или шудр («неприкасаемых» – людей, не имеющих гражданских прав, чернорабочих).

Древнекитайская философия включает в себя ряд религиозно-философских школ. Вместе с тем есть общие для них понятия. По мнению китайских мыслителей, все изменения в мире являются результатом взаимодействия двух начал – Ян и Инь, светлого и темного, мужского и женского. Ян и Инь происходят от Дао – первопричины и сущности мира, абсолютного принципа или закона мироздания. Мировое Дао порождает Дао («путь», смысл жизни) человечества, народа и каждого человека. Дао познается только долгим подвижниче­ским жизненным путем.

Понятие «Дао» лежит в основе учения даосизма, основанного в VI в. до н.э. Лао-Цзы. Согласно этому учению мир вечен и находится в непрерывном изменении. Даосизм проповедовал пассивное отношение человека к окру­жающей действительности и, вместе с тем, гармонию с миропорядком. Наиболее ярко это выражается в принципе «У вэй», означающем недеяние: «Мудрец действует недеянием и учит молчанием». Поскольку в даосизме допускается мысль о том, что душа умирает вместе с телом, смыслом существования человека становится максимальное продление жизни (в идеа­ле – достижение бессмертия). Социальным идеалом считается крепкая крестьянская община и небольшое стабильное государство.

В условиях развития Китая по пути империи среди правящих слоев большую популярность начиная с VI в. до н.э. приобретает философия Конфуция (Кун-цзы). В центре учения Конфуция – человек, понимаемый, прежде всего как член общества; последнее, в свою очередь, уподоблялось большой семье во главе с отцом-патриархом (императором). Все проблемы человеческого существования и мироздания осмыс­ливаются Конфуцием в социально-этической плоскости. Конфуцианство сыграло большую роль в формировании образа честного, грамотного и справедливого чиновника, что способст­вовало прочности государственно-имперских традиций в Китае.

Уже в эпоху древних цивилизаций обнаруживается специфика восточных обществ в положении человека и в отношении к нему общества и государства. Её основные черты: государственно-общинная система с верховной собственностью на землю, на производимый на ней продукт и на самого работника; преобладание коллективного начала над индиви­дуальным, растворение человека в определенной социально-культурной общности (например, в касте); резко выраженное социальное неравенство, практически ничем не ограничиваемая эксплуатация общинников деспотической верховной властью. Для Востока характерен бюрократический произвол. Несмотря на обилие изобретений, Восток никогда не стремился к системности науки.

Термин «наука» имеет два значения: 1. Древняя и средневековая нау­ка – теоретические знания, основанные на логике, являющиеся частью философского (физика, математика), религиозного (астрология, медицина) знания или обобщением практического опыта (медицина). 2. Современная (экспериментальная) наука – самостоятельная форма общественного сознания, возникшая в XVII в. – теоретические знания, основанные на логике и экспери­менте.

Поскольку мир иллюзорен, то не следует искать в нем каких-либо закономерностей. На Востоке стремятся понять силы, заложенные в природе, но эксперимент как деятельност­ное отношение к ней человека мало популярен.