2. Культура Древнего Востока
Первые классовые общества, первые цивилизации возникли в конце IV тысячелетия до н.э. в Африке – в долине Нила и в Азии – в междуречье Тигра и Евфрата. Внешним признаком завершения процесса становления классового общества было появление монументальных каменных или кирпичных сооружений и возникновение письменности. Древний Восток включает в себя Древний Египет и государственные образования Междуречья: Шумер, Аккад, Вавилонию, Ассирию. Древние Индия, Китай, Япония, Корея и другие азиатские и африканские страны также заняли достойное место среди первых цивилизаций.
Многие блага цивилизации, без которых просто невозможно представить жизнь современного общества, берут начало в древневосточной культуре. Так, привычные нам европейские алфавиты происходят от древнегреческого. Греки же позаимствовали алфавитное письмо от финикийцев. Первые правовые кодексы создали шумеры. Они же изобрели колесную повозку, гончарный круг, бронзу. Наиболее прославленные достопримечательности Древнего Востока – египетские пирамиды, террасные, т.н. «висячие», сады Семирамиды в Вавилоне – входят в число «семи чудес света». Древневосточные архитекторы умели возводить монументальные каменные и кирпичные строения, совершенные санитарно-технические сооружения, водяные мельницы и т.д.
Впечатляющими были успехи древневосточных народов в математике, астрономии, медицине, лингвистике. Шестидесятичная система в исчислении времени (60 минут, 60 секунд) была создана шумерами, десятичная система измерения с применением нуля – индийцами. Затем эта система была заимствована арабами, в наше время ею пользуются во всем мире. Индийское происхождение имеют математические термины «цифра», «корень», «синус». Уже во II тыс. до н.э. в Древнем Китае делили год на 12 месяцев, месяц на 4 недели, составили первый в мире звездный каталог на 800 светил, каталог медицинских книг, «Классический труд по иглотерапии и прижиганию». В Китае изобрели пушки и порох, компас и фейерверк, стремена, помогающие держаться в седле, бумагу и подвижной шрифт, механические часы и т.д. Древние индийцы имели представление о вращении Земли вокруг своей оси, владели обработкой металла, знаниями об агрикультуре, располагали совершенной системой водопровода и канализации.
Древний Восток оставил такие непреходящие ценности, как эпос, драмы, притчи, мифы, строгая египетская скульптура, стекло, фарфор, шелк, хлопок. По великому шелковому пути товары и предметы искусства продавались от Китая до Средиземноморья. Складывался синтез регионально-этнических культур.
В VII – VI вв. до н.э. в трех цивилизациях – Индии, Китае и Греции – появляется новая форма общественного сознания – философия. В Древней Индии все философские школы ведут свое начало от Вед – священных книг ариев (индоевропейцев), завоевавших Индию в XIII в. до н.э. В целом для индийской философии характерны идеализм, религиозность, космоцентризм, созерцательность. Базовым направлением индийской философии стала веданта, одним из основателей которой считается Бадараяна.
Главная её цель – истолкование (логическое или мистическое) Вед. Согласно веданте, смысл жизни человека заключается в достижении после праведной жизни (точнее – целой цепи перевоплощений) состояния «мокша» – слияния Атмана (индивидуальной души) с Брахманом (Космической, Божественной душой, Абсолютом). Праведная жизнь дает возможность остановить Сансару (колесо перевоплощений). Этой же цели можно достичь и при жизни. Помогают этому безгрешность и специальная система упражнений, итогом которых становится достижение состояния «самадхи» (сосредоточение). Такая религиозно-философская практика получила название «йога». Её родоначальником считается Патанджали, живший во II в. н.э.
В VI в. до н.э. возникает ряд религиозно-философских школ, отрицавших авторитет Вед: буддизм, джайнизм, материалистическое учение чарвака (локаята) и др.
Буддизм стал первой мировой религией, получившей распространение во многих странах Азии (в т.ч. и в России). В 40 лет принц Сиддхартха Гаутама достиг просветления и стал называться Буддой, т.е. «просветленным». Он учил, что жизнь является страданием; источник страданий – жажда жизни, жажда наслаждений, власти, обладания, а освобождение от желаний ведет к избавлению от страданий и достижению нирваны (слияния с Абсолютом). Для этого надо следовать основным положениями «восьмеричного пути»: праведным взглядам, поведению, усилиям, речи, мыслям, памяти, образу жизни, самоуглублению. Буддизм, будучи религией, одновременно является и религиозной философией.
В отличие от брахманизма, индуизма (ранняя и более поздняя индийские национальные религии) и веданты буддизм утверждает, что нирваны может достичь не только брахман (жрец, представитель высшей из четырех варн – сословий Древней Индии), но и представитель любой варны: кшатриев (воинов, управленцев), вайшьев (тружеников) или шудр («неприкасаемых» – людей, не имеющих гражданских прав, чернорабочих).
Древнекитайская философия включает в себя ряд религиозно-философских школ. Вместе с тем есть общие для них понятия. По мнению китайских мыслителей, все изменения в мире являются результатом взаимодействия двух начал – Ян и Инь, светлого и темного, мужского и женского. Ян и Инь происходят от Дао – первопричины и сущности мира, абсолютного принципа или закона мироздания. Мировое Дао порождает Дао («путь», смысл жизни) человечества, народа и каждого человека. Дао познается только долгим подвижническим жизненным путем.
Понятие «Дао» лежит в основе учения даосизма, основанного в VI в. до н.э. Лао-Цзы. Согласно этому учению мир вечен и находится в непрерывном изменении. Даосизм проповедовал пассивное отношение человека к окружающей действительности и, вместе с тем, гармонию с миропорядком. Наиболее ярко это выражается в принципе «У вэй», означающем недеяние: «Мудрец действует недеянием и учит молчанием». Поскольку в даосизме допускается мысль о том, что душа умирает вместе с телом, смыслом существования человека становится максимальное продление жизни (в идеале – достижение бессмертия). Социальным идеалом считается крепкая крестьянская община и небольшое стабильное государство.
В условиях развития Китая по пути империи среди правящих слоев большую популярность начиная с VI в. до н.э. приобретает философия Конфуция (Кун-цзы). В центре учения Конфуция – человек, понимаемый, прежде всего как член общества; последнее, в свою очередь, уподоблялось большой семье во главе с отцом-патриархом (императором). Все проблемы человеческого существования и мироздания осмысливаются Конфуцием в социально-этической плоскости. Конфуцианство сыграло большую роль в формировании образа честного, грамотного и справедливого чиновника, что способствовало прочности государственно-имперских традиций в Китае.
Уже в эпоху древних цивилизаций обнаруживается специфика восточных обществ в положении человека и в отношении к нему общества и государства. Её основные черты: государственно-общинная система с верховной собственностью на землю, на производимый на ней продукт и на самого работника; преобладание коллективного начала над индивидуальным, растворение человека в определенной социально-культурной общности (например, в касте); резко выраженное социальное неравенство, практически ничем не ограничиваемая эксплуатация общинников деспотической верховной властью. Для Востока характерен бюрократический произвол. Несмотря на обилие изобретений, Восток никогда не стремился к системности науки.
Термин «наука» имеет два значения: 1. Древняя и средневековая наука – теоретические знания, основанные на логике, являющиеся частью философского (физика, математика), религиозного (астрология, медицина) знания или обобщением практического опыта (медицина). 2. Современная (экспериментальная) наука – самостоятельная форма общественного сознания, возникшая в XVII в. – теоретические знания, основанные на логике и эксперименте.
Поскольку мир иллюзорен, то не следует искать в нем каких-либо закономерностей. На Востоке стремятся понять силы, заложенные в природе, но эксперимент как деятельностное отношение к ней человека мало популярен.
- Культурология Учебное пособие
- Содержание
- От авторов
- Тема 1. Теория культуры
- 1. Зарождение и развитие культуроведческого знания в XVIII – хх вв.
- 2. Становление культурологии в хх в. Предмет культурологии
- 3. Структура и функционирование культуры
- 4. Развитие культуры и её типы
- Тема 2. Развитие культуры до нового времени
- 1. Первобытная культура
- 2. Культура Древнего Востока
- 3. Античная культура
- 4. Культура Средневековья
- 5. Культура Возрождения и Реформации
- Тема 3. Культура нового времени
- 1. Основные тенденции развития мировой культуры в XVII – XIX вв.
- 2. Эпоха Просвещения и модернизация русской культуры в XVIII в.
- 3. Культура России XIX в.
- 4. «Серебряный век» русской культуры
- Тема 4. Культура XX – XXI веков
- 1. Особенности культуры XX – XXI вв.
- Типы культуры XX – XXI веков: первобытный
- Традиционный
- Индустриальный
- 2. Наука, идеология и искусство в XX – XXI вв.
- 3. Кризис и перспективы развития современной культуры
- 4. Сущность и особенности советской культуры
- 5. Развитие советской науки, идеологии и искусства
- 6. Кризис отечественной культуры конца хх в. И перспективы её развития в XXI в.
- Тема 5. Культура российской эмиграции
- 1. Российская эмиграция в хх в.
- 2. Вклад русской эмиграции в философию, науку и технику
- 3. Художественная эмиграция
- Тема 6. Изобразительное искусство
- XIX – XXI веков
- 1. Виды изобразительного искусства. Особенности современной живописи
- 2. Русская живопись хiх – начала хх вв.
- 3. Отечественная живопись XX – XXI вв.
- Тема 7. Музыка XIX – XXI веков
- 1. Музыка как вид искусства
- 2. Особенности русской музыки XIX века
- 3. Музыкальная культура хх – XXI веков
- Тема 8. Театр и кино XIX – XXI веков
- 1. Специфика театрального искусства. Развитие отечественного театра в XX – XXI вв.
- 2. Кинематограф. Отечественное киноискусство
- Учебно-методический комплекс Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по культурологии
- Цели и задачи дисциплины
- Требования к уровню освоения дисциплины
- Программа курса
- Раздел 1. Теория культуры
- Раздел 2. Исторические типы культуры
- Раздел 3. Современное искусство
- Объем и разделы дисциплины
- Разделы дисциплины и виды занятий
- Контроль и учет результатов усвоения материала
- Контрольные вопросы
- Методическая обеспеченность дисциплины
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Интернет-ресурсы
- Планы семинаров
- Тема 1. Теория культуры План семинара
- Список литературы
- Темы рефератов
- Роль науки в духовной жизни общества
- Роль религии в жизни общества
- Что такое художественная культура?
- Деловые игры и формирование управленческой культуры
- Что такое культура личности?
- Тема 2. Развитие культуры до нового времени
- Первобытное искусство
- Культура Древнего Египта
- Индо-буддийская культурная традиция
- Китайская (конфуцианско-даосистская) культурная традиция
- Особенности античной культуры
- Древнегреческое искусство
- Духовный мир Ислама
- Искусство Возрождения
- Происхождение и культура древних славян
- Православие в русской культуре
- Древнерусская архитектура
- Дореволюционная Пермь – культурный центр Урала
- Роль Пермской епархии в культурной жизни Урала
- Символизм в русском искусстве «серебряного века»
- Что такое русская идея?
- Тема 4. Культура хх – XXI веков
- Нтр и культура
- Социалистическая идеология в хх веке: наука или утопия?
- Религия в современном мире
- Модерн в искусстве хх века
- Экологическая культура
- Кризис современной культуры и концепция информационного общества
- Что такое культурная революция?
- Советская власть и интеллигенция: сотрудничество и борьба с инакомыслием
- «Оттепель» и поколение «шестидесятников» в культуре
- Взлеты и падения советской генетики
- В.И. Вернадский
- Национальное самосознание русского народа вчера, сегодня, завтра
- Современный кризис отечественной культуры: причины, особенности и пути разрешения
- Тема 5. Культура российской эмиграции
- Русская церковь за рубежом
- Портретная живопись
- Тема 7. Музыка хiх – ххi веков
- «Могучая кучка»
- Русский рок
- Критерии оценки реферата
- Темы контрольных работ (для заочной формы обучения)
- Приложение
- Иерархия ценностей по м. Шелеру
- Соотношение типов общества в марксизме и в концепции постиндустриализма
- Глобально-историческая типология культуры
- Локально-цивилизационная типология культуры
- Структура противоречий в духовной жизни
- Культурология