logo search
Общия язык_Student

Музей: искусство или развлечение?

Part 1

Коммуникация, интерактивность - базовые понятия для современного музея, и этим он отличается от музея классического.

Музей - относительно недавнее изобретение человечества. Своим появлением он обязан масштабным послереволюционным конфискациям, захватническим войнам и тщеславию диктаторов. Чтобы придать некоторую легитимность выставленным трофеям, создатели музеев акцентировали их просветительскую миссию: музей-де приобщает к прекрасному широкие мас­сы. До некоторой степени это действительно так.

В 1793 году в Париже открылся Музей Наполеона, нынешний Лувр, до сих пор самый посещаемый в мире - 7 млн зрителей в год. Впервые в истории колоссальное число произведений искусства свезли в одно место. Лувр был задуман как «национальная витрина с сокровищами». Эта идея легла в основу всех крупнейших художественных собраний - от нью-йоркского Метрополитен до Эрмитажа.

Наименование «храм искусств», Temple der Kunst, прусского происхождения. Именно в Германии в начале XIX века сформулировали неписаное правило: музей создан для торжественного благоговения. В храмах-музеях чудодействовали священники-искусствоведы. Зрителей приравнивали к пастве или студентам, которых надо учить.

«Главная услуга, которую музей может оказать посетителям, - пробудить их любопытство»,- считал авторитетнейший музеевед XX века Кеннет Хадсон (1916-1999). Крупные музеи вроде Британского Хадсон называл «центрами академической спеси», картинные галереи считал «отсталыми детьми музейного семейства», эрудитов-искусствоведов - злом (они «заставляют зрителя чувствовать себя маленьким, невежественным и отпугивают тех, кто не желает подвергаться унижению»). Благодаря Хадсону современные музеи стали гораздо более открытыми и дружественными. Он считал, что необходимо развивать инфраструктуру музея: максимум открытых пространств, стеклянный вход (символ дружественности), много кафе и ресторанов и большой магазин. По таким принципам в 1980-х построили стеклянную пирамиду и подземное фойе - новый вход в Лувр.

Сегодня в мире приблизительно 50 тысяч музеев. Две трети из них возникли за последние 50 лет. В моде sight-museums - музеи истории на месте ее действия. Чем больше они отдалены от крупных городов, тем лучше. Рядом строят отели, открывают магазины, рестораны и кафе, словом, создают рабочие места и привлекают туристов.

Музейным экспонатом сегодня может стать любой пустяк. В лондонском Музее Виктории и Альберта наряду с античной керамикой и средневековыми реликвиями выставляют пластмассовые клипсы 1970-х годов.

Страны соревнуются в создании необычных музеев. В крошечном Израиле музей есть в каждом кибуце: в одном собрали тысячи видов кактусов, в другом как зеницу ока берегут подбитый в шестидневную войну египетский танк.

Огромное влияние на индустрию развлечений оказал Диснейленд. В 1960-е годы в США развернулись споры: должен ли музей быть башней из слоновой кости, где живут знатоки и ученые, или площадкой для развлечений и начальной школой искусств. В итоге пришли к общему мнению, что искусство - удел немногих, развлечение - для всех. Музеи начали масштабную перестройку: в них стали устраивать концерты, приемы, открывать детские студии, сувенирные лавки, службы PR.

В 1990-е годы люди, наконец, поняли, что музей может быть коммерчески успешным предприятием. Американцы оставляют в музейных кафе и магазинах около $1 млрд ежегодно.

Символической фигурой музейного мира 1990-х годов был Томас Кренц, директор Музея Гуггенхайма* в Нью-Йорке. В первые годы его работы из музея ушли почти все ведущие научные сотрудники. Он продал несколько картин из собрания (абсолютное святотатство с точки зрения традиционных музейщиков), а на вырученные деньги провел ремонт. Кренц открыл филиалы Гуггенхайма по всему миру и прославился эффектными высокобюджетными выставками. В 2005 году после триумфальной выставки «Россия!» Кренца отправили на повышение, руководить всей музейной сетью Гуггенхайма. Революционный музейный менеджмент стал примером для многих. Комитеты попечителей все чаще ищут кандидатов на директорское кресло не среди искусствоведов, а среди управленцев с дипломами МБА. Сегодня это обычная практика. В 1999 году Малкольм Роджерс возглавил Бостонский музей изобразительных искусств.

В 1997 году в испанском Бильбао, порто­вом городе мятежной Страны басков, открылся филиал американского Музея Гуггенхайма. Открытие омрачили угрозы терактов: баскские сепаратисты не хотели ничего американского. Но в первый же год посмотреть выдающееся творение архитектора Фрэнка Гери приехали 6 млн. посетителей! Больше смог привлечь только Лувр. По данным Financial Times, за три года лишь на продаже входных билетов музей заработал городу 100 млн евро. Плюс еще 500 млн евро было инвестировано в туристическую индустрию. 160 млн евро вложили в местную экономику богатые патроны музея. В городе открылись сотни гостиниц, ресторанов, роскошные бутики. 80% туристов приезжают в Бильбао в первую очередь затем, чтобы посмотреть музей. Некогда отсталый эконо­мический район превратился в цветущий край и центр туризма.

Человек идет в музей за новым опытом. Бродя по залам, слу­шая экскурсовода, он вынужден напрягать воображение и даже мышцы. Чем активнее он включится в про­цесс, тем больше за­помнит, получит более яркие впечатления.

PART 2

В современном музее посетитель может: