logo search
bilety_po_IRI (2)

Строительство патриарха Никона, смысл его культурной политики.

Никон за недолгие годы своего Патриаршества задумал и создал три великих монастыря: Иверский Святоозерский Богородско-Валдайский (по образу и подобию Иверского монастыря на Святой горе Афон), Воскресенский Ново-Иерусалимский (по образу и подобию Храма Гроба Господня в Иерусалиме) и Кийский Крестный монастырь в Архангельской области. Святейший Патриарх Никон совершил настоящий строительный подвиг, не только построив три знаменитых монастыря, реконструировав несколько других знаменитых объектов, но наполнив эти шедевры особыим сакральным смыслом. Он не просто строил, но одновременно вкладывал в это некую идею, в конечном итоге способствующую оцерковлению русской жизни. Так, воплощая на русской земле вселенские замыслы Святого Афона, древней Палестины, Патриарх неуклонно следовал своей цели - Русь- Новый Иерусалим, Новый Израиль. В Кожеозерскую пустыню Никон принялся за строительство и в 1644 году завершил возведение деревянных храмов Богоявления и Благовещения.9 Когда игумена Никона перевели царским указом архимандритом Московского Ново-Спасского монастыря в 1646 году, то он начал в монастыре грандиозное строительство. Он довел до завершения заложенный в 1645 году Преображенский собор. Это был второй по величине (после Успенского) собор в Москве. Но для каждой обители всегда Патриарх Никон предуготавливал особую святыню. Для Спасо-Преображенского собора это была икона Спасителя, прославившаяся многими чудотворениями в г. Хлынове. Пребывание будущего Патриарха в Ново-Спасском монастыре, родовой усыпальнице Романовых, ознаменовалось многими значимыми событиями, такими как заказ и прибытие в столицу копии чудотворной Иверской иконы с Афона. Знакомство с патриархом Иерусалимским Паисием , который подарил ему кипарисовую модель Храма Гроба Господня в Иерусалиме, видимо, способствовало появлению замысла воплотить святыни Иерусалима на русской земле- Русскую Палестину с Ново-Иерусалимским монастырем. Уже в 1650 году Митрополит Никон «поставил церковь древянну во имя Пресвятыя Богородицы Одигитрии на устье Пидмы».19 Весной 1652 года началось возведение в Новгородском детинце храма Свяитых равноапостольных Бориса и Глеба. В Новгороде Владыка Никон усовершенствовал церковное богослужение, участвовал в обретении мощей преподобного Саввы Сторожевского, в перенесении мощей Святителя Филиппа в город Москву. Уже в поездке на Соловки митрополит Никон удостоился двух видений митрополита Филиппа, одно из которых было связано с созданием Иверского монастыря.