Строительство патриарха Никона, смысл его культурной политики.
Никон за недолгие годы своего Патриаршества задумал и создал три великих монастыря: Иверский Святоозерский Богородско-Валдайский (по образу и подобию Иверского монастыря на Святой горе Афон), Воскресенский Ново-Иерусалимский (по образу и подобию Храма Гроба Господня в Иерусалиме) и Кийский Крестный монастырь в Архангельской области. Святейший Патриарх Никон совершил настоящий строительный подвиг, не только построив три знаменитых монастыря, реконструировав несколько других знаменитых объектов, но наполнив эти шедевры особыим сакральным смыслом. Он не просто строил, но одновременно вкладывал в это некую идею, в конечном итоге способствующую оцерковлению русской жизни. Так, воплощая на русской земле вселенские замыслы Святого Афона, древней Палестины, Патриарх неуклонно следовал своей цели - Русь- Новый Иерусалим, Новый Израиль. В Кожеозерскую пустыню Никон принялся за строительство и в 1644 году завершил возведение деревянных храмов Богоявления и Благовещения.9 Когда игумена Никона перевели царским указом архимандритом Московского Ново-Спасского монастыря в 1646 году, то он начал в монастыре грандиозное строительство. Он довел до завершения заложенный в 1645 году Преображенский собор. Это был второй по величине (после Успенского) собор в Москве. Но для каждой обители всегда Патриарх Никон предуготавливал особую святыню. Для Спасо-Преображенского собора это была икона Спасителя, прославившаяся многими чудотворениями в г. Хлынове. Пребывание будущего Патриарха в Ново-Спасском монастыре, родовой усыпальнице Романовых, ознаменовалось многими значимыми событиями, такими как заказ и прибытие в столицу копии чудотворной Иверской иконы с Афона. Знакомство с патриархом Иерусалимским Паисием , который подарил ему кипарисовую модель Храма Гроба Господня в Иерусалиме, видимо, способствовало появлению замысла воплотить святыни Иерусалима на русской земле- Русскую Палестину с Ново-Иерусалимским монастырем. Уже в 1650 году Митрополит Никон «поставил церковь древянну во имя Пресвятыя Богородицы Одигитрии на устье Пидмы».19 Весной 1652 года началось возведение в Новгородском детинце храма Свяитых равноапостольных Бориса и Глеба. В Новгороде Владыка Никон усовершенствовал церковное богослужение, участвовал в обретении мощей преподобного Саввы Сторожевского, в перенесении мощей Святителя Филиппа в город Москву. Уже в поездке на Соловки митрополит Никон удостоился двух видений митрополита Филиппа, одно из которых было связано с созданием Иверского монастыря.
-
Yandex.RTB R-A-252273-3
Содержание
- 2. Иконопись X—XIII веков в Древней Руси. Техника, стилистика, иконография. Характеристика основных памятников.
- 3.Архитектура Киевской Руси.
- Владимиро-суздальская школа и ее основные памятники: церковь Покрова на Нерли, Дмитриевский собор во Владимире и др.
- Основные памятники Новгорода второй половины XIV в. — высшая точка эволюции новгородского зодчества.
- Деисусный чин Благовещенского собора — центральный памятник московской иконописи последней четверти XIV в
- Искусство Андрея Рублева и его круга как русская национальная интерпретация византийской художественной культуры позднепалеологовского времени.
- Монументальная иконопись Новгорода и творчество Феофана Грека.
- Архитектура конца XV-начала XVI вв.: строительные работы в Московском Кремле и приглашение итальянских мастеров.
- Расцвет псковской архитектуры.
- Творчество Дионисия: росписи собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре.
- Сложение типа шатрового храма: церковь Вознесения в Коломенском и др.
- Ретроспективные тенденции, историзм культурной политики Ивана Грозного. (Лицевой летописный свод)
- Икона «Церковь воинствующая» («Благословенно воинство небесного царя...») — зримое воплощение устремлений Российского государства к созиданию Святой Руси.
- Годуновское зодчество. (1590-е годы — 1604 г.).
- 16. Архитектура Ярославля XVII в.
- Строительство патриарха Никона, смысл его культурной политики.
- «Нарышкинское барокко» в архитектуре конца XVII века и нарастание западноевропейского влияния в русском искусстве.
- Борьба иконоборцев и иконопочитателей в середине XVII века, ее выражение в искусстве.
- Творчество Прокопия Чирина, Никифора Савина, Назария Истомина и пр.
- 25. И. П. Аргунов. Уникальная проблема крепостного творчества
- 26. М. И. Козловский. Идиллическое направление в творчестве скульптора.
- 27. В. Боровиковский. Сентиментализм и ампир в поздних портретах 1800-х годов.
- 28. О. Кипренский. Концепция личности и ее новизна.
- С. Щедрин. Образ Италии в пейзажах Щедрина и его соотношение с романическим «культом Италии».
- А. Венецианов. Своеобразие его изображения крестьянского мира.
- 31.Карл Брюллов (1799-1852)к. Брюллов. Компромисс между классицизмом и романтизмом.
- 32.. Иванов и его место в русском искусстве. Соотношение библейской и античной тематики.
- 33. П.ФедотовБиографияП. Федотов. Концепция бытовой картины и ее отличие от венециановского варианта.
- 34.В.В ВерещагинВ.В. Верещагин. «Этнографический жанр» и баталистика.
- 35. И. Крамской. Портретная концепция. Эволюция. Типическое и индивидуально-характерное
- 36. Алексей Саврасов и Иван Шишкин: две концепции национального пейзажа
- 38 И. Репин. Жанровое и тематическое многообразие творчества.
- 40 В. Васнецов. Раннее творчество. Обращение к эпосу и сказочным сюжетам: поиск живописной метафоры.
- 41 М. Врубель. Тема Демона.
- 42 В. Серов. Концепция светского парадного портрета.
- 44 К. Сомов. Культивирование «галантного жанра».
- 45 Л. Бакст. Картина «Древний ужас
- 46 Борис Михайлович Кустодиев
- Вопрос 48 н. Рерих. Языческий мир как объект стилизации.