Владимиро-суздальская школа и ее основные памятники: церковь Покрова на Нерли, Дмитриевский собор во Владимире и др.
Владимиро-Суздальская школа. Одна из наиболее значительных школ в развитии древнерусской архитектуры и искусства. Сложилась во Владимиро-Суздальском княжестве периода его расцвета (XII - первая половина XIII в.). В памятниках архитектуры этой поры (Золотые ворота, Успенский собор, церковь Покрова-на-Нерли, Дмитриевский собор и др.) ощутима связь с традициями киевского зодчества. Отличительная особенность Владимиро-Суздальской школы - появление пластического декора на культовых сооружениях - от сдержанного (церковь Покрова-на-Нерли, 1165) до почти сплошь покрывающего верхнюю часть стен каменного кружева Дмитриевского собора во Владимире (1194-97) и Георгиевского собора в Юрьеве-Польском (1230-34). Изображение на этих каменных рельефах не только библейских персонажей (играющего на арфе царя Давида, святых, мчащихся всадников и т. д.), но и "всего сущего" (цветов, деревьев, фантастических птиц и зверей) сближает эту каменную летопись с фольклором - былинами, сказками, отзвуками языческих верований. Народность Владимиро-суздальских рельефов подтверждают также их стилистические особенности: плоскостность, некоторая грубоватость, свидетельствующая о несомненной связи с распространенной на Руси резьбой по дереву.
Церковь Покрова на Нерли — белокаменный храм во Владимирской области России, в полутора километрах от Боголюбова, выдающийся памятник зодчества владимиро-суздальской школы. Место расположения храма уникально: Покровская церковь выстроена в низине, на заливном лугу.
Стены церкви украшены резными рельефами. Центральная фигура в композиции трёх фасадов храма — восседающий натроне царь Давид с псалтырью (струнным музыкальным инструментом) в левой руке, двуперстно благословляющий правой рукой. Также в оформлении используются львы, птицы и женские маски.
Первоначальные внутренние росписи храма полностью утрачены (сбиты при поновлении в 1877 году).
Изысканность пропорций и общая гармоничность храма отмечается многими исследователями; часто церковь Покрова называют самым красивым русским храмом.
Дмитриевский собор (Владимир) был построен при великом князе Всеволоде Большое Гнездо (1194-1197) как главный княжеский храм. Он носит имя «небесного покровитеся» Всеволода — Димитрия Солунского. Современный вид собора значительно отличается от первоначального. Одноглавый четырехстолпный храм был окружен низкими крытыми галереями, у западных углов имел лестничные башни со всходами на хоры и, примыкая к княжескому дворцу, соединялся с ним переходом. Башни и галереи были разобраны в 19 в. По стенам и апсидам собора идет затейливый аркатурно-колончатый пояс, стены украшены изящной белокаменной резьбой с изображениями растений и животных. Арочный фриз включает рельефные человеческие фигуры, самыми древними из которых являются фигуры в западной части северного фриза (остальные были выполнены в 19 в.). С южной стороны фасада (с этой стороны князья входили в храм) помещен рельеф царя Соломона, сидящего на своем знаменитом троне в виде фигур львов. В аркатурном фризе южного фасада находились и фигуры русских князей, в том числе и владимирских. На северном фасаде представлен сам Всеволод III с сыновьями. Центральной фигурой всех трех фасадов является царь Давид. Сохранились фрагменты уникальной фресковой росписи 12 в.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 2. Иконопись X—XIII веков в Древней Руси. Техника, стилистика, иконография. Характеристика основных памятников.
- 3.Архитектура Киевской Руси.
- Владимиро-суздальская школа и ее основные памятники: церковь Покрова на Нерли, Дмитриевский собор во Владимире и др.
- Основные памятники Новгорода второй половины XIV в. — высшая точка эволюции новгородского зодчества.
- Деисусный чин Благовещенского собора — центральный памятник московской иконописи последней четверти XIV в
- Искусство Андрея Рублева и его круга как русская национальная интерпретация византийской художественной культуры позднепалеологовского времени.
- Монументальная иконопись Новгорода и творчество Феофана Грека.
- Архитектура конца XV-начала XVI вв.: строительные работы в Московском Кремле и приглашение итальянских мастеров.
- Расцвет псковской архитектуры.
- Творчество Дионисия: росписи собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре.
- Сложение типа шатрового храма: церковь Вознесения в Коломенском и др.
- Ретроспективные тенденции, историзм культурной политики Ивана Грозного. (Лицевой летописный свод)
- Икона «Церковь воинствующая» («Благословенно воинство небесного царя...») — зримое воплощение устремлений Российского государства к созиданию Святой Руси.
- Годуновское зодчество. (1590-е годы — 1604 г.).
- 16. Архитектура Ярославля XVII в.
- Строительство патриарха Никона, смысл его культурной политики.
- «Нарышкинское барокко» в архитектуре конца XVII века и нарастание западноевропейского влияния в русском искусстве.
- Борьба иконоборцев и иконопочитателей в середине XVII века, ее выражение в искусстве.
- Творчество Прокопия Чирина, Никифора Савина, Назария Истомина и пр.
- 25. И. П. Аргунов. Уникальная проблема крепостного творчества
- 26. М. И. Козловский. Идиллическое направление в творчестве скульптора.
- 27. В. Боровиковский. Сентиментализм и ампир в поздних портретах 1800-х годов.
- 28. О. Кипренский. Концепция личности и ее новизна.
- С. Щедрин. Образ Италии в пейзажах Щедрина и его соотношение с романическим «культом Италии».
- А. Венецианов. Своеобразие его изображения крестьянского мира.
- 31.Карл Брюллов (1799-1852)к. Брюллов. Компромисс между классицизмом и романтизмом.
- 32.. Иванов и его место в русском искусстве. Соотношение библейской и античной тематики.
- 33. П.ФедотовБиографияП. Федотов. Концепция бытовой картины и ее отличие от венециановского варианта.
- 34.В.В ВерещагинВ.В. Верещагин. «Этнографический жанр» и баталистика.
- 35. И. Крамской. Портретная концепция. Эволюция. Типическое и индивидуально-характерное
- 36. Алексей Саврасов и Иван Шишкин: две концепции национального пейзажа
- 38 И. Репин. Жанровое и тематическое многообразие творчества.
- 40 В. Васнецов. Раннее творчество. Обращение к эпосу и сказочным сюжетам: поиск живописной метафоры.
- 41 М. Врубель. Тема Демона.
- 42 В. Серов. Концепция светского парадного портрета.
- 44 К. Сомов. Культивирование «галантного жанра».
- 45 Л. Бакст. Картина «Древний ужас
- 46 Борис Михайлович Кустодиев
- Вопрос 48 н. Рерих. Языческий мир как объект стилизации.