2. Иконопись X—XIII веков в Древней Руси. Техника, стилистика, иконография. Характеристика основных памятников.
Слово "икона" в переводе с греческого означало образ, изображение. Наиболее часто обращались к образам Христа, Богоматери, святых, а также изображались события, почитавшиеся священными. Первые иконы, фрески, мозаики, появились после крещения Руси. Но все иконы, кресты, одежды священнослужителей и другие церковные атрибуты были привезены из Греции и Византии. Зарождение древнерусской живописи началось в Киеве (т. н. Киевская школа живописи). Митрополит Илларион призвал духовенство и прихожан храмов к созданию собственной, славянской культуры, которая отвечала бы традициям и менталитету народа. По инициативе Иллариона почти при каждом монастыре были основаны иконописные мастерские, где художники работали над созданием образов, понятных и близких славянам. В это время (XI в.) прославился иконописец – монах Алимпий, который считается первым известным иконописцем Киева. Алимпий писал иконы для очень многих людей, в том числе и для киевской знати.Позднее (вторая треть 12 в.) складывается Новгородская школа живописи, характерными чертами которой были ясность идеи, реальность изображения, доступность.Новгород сохранил наибольшее количество икон домонгольского периода, т.к. татаро-монгольские захватчики не разрушали Новгород, так сильно как Киев.В 12 — нач. 13 вв. складывается Владимиро-Суздальская школа живописи, характерными чертами которой являлась идейно-эстетическая направленность, вызванная борьбой владимирских князей, стремлением противопоставить Киеву число и нарядность построек.
КИЕВСКАЯ ШКОЛА ЖИВОПИСИ
Собор Святой Софии (Софийский собор) в Киеве:1. Знаменитые мозаики — «Богоматерь Оранта» (Нерушимая стена), «Христос Вседержитель» (Пантократор), «Святитель Василий Великий», «Благовещение» и др.2. Фрески -сцены из Страстей Христовых и Его Воскресения, циклы детства Богоматери (протоевангелие), житие святого Георгия, деяния архангела Михаила и др. 3. На стенах храма сохранилось множество граффити, в том числе 11 — 12 вв.
НОВГОРОДСКАЯ ШКОЛА ЖИВОПИСИ
Собор Святой Софии в Новгороде Иконы: «Спас Златая риза», икона Божией Матери «Знамение», «Апостолы Петр и Павел» (11 в.):Фрески – фрагменты фресок купола и «Константин и Елена» в Мартирьевской паперти.
ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКАЯ ШКОЛА ЖИВОПИСИ
Дмитриевский собор во Владимире:Фрески – фрагменты и сцены «Страшного суда».Мозаика – икона Дмитрия Солунского.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 2. Иконопись X—XIII веков в Древней Руси. Техника, стилистика, иконография. Характеристика основных памятников.
- 3.Архитектура Киевской Руси.
- Владимиро-суздальская школа и ее основные памятники: церковь Покрова на Нерли, Дмитриевский собор во Владимире и др.
- Основные памятники Новгорода второй половины XIV в. — высшая точка эволюции новгородского зодчества.
- Деисусный чин Благовещенского собора — центральный памятник московской иконописи последней четверти XIV в
- Искусство Андрея Рублева и его круга как русская национальная интерпретация византийской художественной культуры позднепалеологовского времени.
- Монументальная иконопись Новгорода и творчество Феофана Грека.
- Архитектура конца XV-начала XVI вв.: строительные работы в Московском Кремле и приглашение итальянских мастеров.
- Расцвет псковской архитектуры.
- Творчество Дионисия: росписи собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре.
- Сложение типа шатрового храма: церковь Вознесения в Коломенском и др.
- Ретроспективные тенденции, историзм культурной политики Ивана Грозного. (Лицевой летописный свод)
- Икона «Церковь воинствующая» («Благословенно воинство небесного царя...») — зримое воплощение устремлений Российского государства к созиданию Святой Руси.
- Годуновское зодчество. (1590-е годы — 1604 г.).
- 16. Архитектура Ярославля XVII в.
- Строительство патриарха Никона, смысл его культурной политики.
- «Нарышкинское барокко» в архитектуре конца XVII века и нарастание западноевропейского влияния в русском искусстве.
- Борьба иконоборцев и иконопочитателей в середине XVII века, ее выражение в искусстве.
- Творчество Прокопия Чирина, Никифора Савина, Назария Истомина и пр.
- 25. И. П. Аргунов. Уникальная проблема крепостного творчества
- 26. М. И. Козловский. Идиллическое направление в творчестве скульптора.
- 27. В. Боровиковский. Сентиментализм и ампир в поздних портретах 1800-х годов.
- 28. О. Кипренский. Концепция личности и ее новизна.
- С. Щедрин. Образ Италии в пейзажах Щедрина и его соотношение с романическим «культом Италии».
- А. Венецианов. Своеобразие его изображения крестьянского мира.
- 31.Карл Брюллов (1799-1852)к. Брюллов. Компромисс между классицизмом и романтизмом.
- 32.. Иванов и его место в русском искусстве. Соотношение библейской и античной тематики.
- 33. П.ФедотовБиографияП. Федотов. Концепция бытовой картины и ее отличие от венециановского варианта.
- 34.В.В ВерещагинВ.В. Верещагин. «Этнографический жанр» и баталистика.
- 35. И. Крамской. Портретная концепция. Эволюция. Типическое и индивидуально-характерное
- 36. Алексей Саврасов и Иван Шишкин: две концепции национального пейзажа
- 38 И. Репин. Жанровое и тематическое многообразие творчества.
- 40 В. Васнецов. Раннее творчество. Обращение к эпосу и сказочным сюжетам: поиск живописной метафоры.
- 41 М. Врубель. Тема Демона.
- 42 В. Серов. Концепция светского парадного портрета.
- 44 К. Сомов. Культивирование «галантного жанра».
- 45 Л. Бакст. Картина «Древний ужас
- 46 Борис Михайлович Кустодиев
- Вопрос 48 н. Рерих. Языческий мир как объект стилизации.