27. В. Боровиковский. Сентиментализм и ампир в поздних портретах 1800-х годов.
Боровиковский Владимир Лукич (1757—1825), выдающийся русский художник-портретист.
Родился в Миргороде в семье казака. Первые уроки живописи получил у отца. В 1787 Екатерина II направлялась через Украину в Крым. На пути императрицы возводились всякого рода пышные сооружения и дворцы. Один из них декорировал приписанный к Миргородскому полку сын мелкого казачьего старшины Боровиковский. Согласно преданию, Екатерина похвалила и наградила его, так что на полученные деньги он смог отправиться в Петербург. В Петербурге он поселился в доме Н. Львова — выдающегося архитектора, поэта и музыканта своего времени. По некоторым источникам, сначала Боровиковский работал под руководством замечательного русского художника Д. Левицкого. Боровиковский быстро выработал свой почерк, внеся в портретную живопись новые черты: обостренный интерес к миру чувств и настроений своих героев. Для сентиментализма, господствовавшего тогда в искусстве, основным было право человека углубиться в свою собственную духовную жизнь, черпать душевные силы в общении с природой. Эти настроения нашли отражение в творчестве Боровиковского. В среду русских портретистов он вошел уже сложившимся художником, успевшим завоевать на родной Украине известности иконописца. Расцвет его таланта приходится на 1790—1800-е годы, когда были созданы его лучшие полотна. Среди них есть и впечатляющие парадные композиции — изображения Муртазы-Кулихана (1796), «бриллиантового князя» А. Б. Куракина (ок. 1800), генерала Е. А. Боровского (1799) и других,—и глубокие психологические портреты, например художника Д. Левицкого, миниатюры, интересные и содержательные народные типы — «Торжокская крестьянка Христинья» (1795) и особенно «Крестьянин, греющий руки у огня» («Аллегория Зимы», 1790-е).
Но значение Боровиковского в истории русского портрета определяется прежде всего созданной им галереей женских образов. Когда мы говорим о русской культуре рубежа XVIII и XIX веков, то вспоминаем «Бедную Лизу» Н. Карамзина и портреты В. Боровиковского, наиболее полно выразившие идеи и эстетику русского сентиментализма, во мног определившие настроения, вкусы и духовный облик образова ного русского общества. Мир и согласие, нежная любовь, внутреннее самоусовершенствование, прекраснодушная чувствительность и мечтательность, народолюбие («И крестьянки чувствовать умеют!»), гармоническое слияние с природой — вот идеалы, рождавшиеся в обществе, воплощенные и как бы укрупненные писателями и художниками. В Петербурге он сблизился с кружком Н. Львова: Г. Державиным, В. Капнистом и И. Хемницером. В это время он создал такие значительные произведения, как портреты поэтов Г. Державина (1795), В. Капниста (1794), сенатора А. Васильева (1794), портреты сестер Львовых — «Лизынька и Дашенька» (1794), а также работу «Торжковская крестьянка Христиния» (1795). Ему охотно позировали царедворцы, известные политики, первые красавицы Петербурга, «отцы церкви» и бравые генералы.
Боровиковский не являлся учеником петербургской Академии художеств, но Академия была вынуждена признать его заслуги перед русским искусством, и в 1795 художник получил звание академика, а в 1802 был назначен советником Академии художеств. Во второй половине 1790-х были созданы лучшие портреты Боровиковского. К ним относятся: портреты В. Арсеньевой (1790-е), М. Лопухиной (1797), неизвестной из семьи Шидловских (1798), Е. Нарышкиной (1799), а также «Портрет генерал-майора Ф. Боровского» (1799), участника суворовских походов.
Боровиковский в своем творчестве до известной степени стоял в оппозиции к официальному академическому искусству. Художник стремился избегнуть парадности, даже изображая представителей царской фамилии. На портрете Екатерины II (1794—95) императрица представлена в домашнем платье во время прогулки в парке, что резко отличало эту работу от множества традиционных парадных царских портретов XVIII века. Оставаясь верным идеям русского сентиментализма с его культом «простых» человеческих чувств и близости с природой, художник своих героинь обычно изображал наедине с природой, погруженными в мечтательную задумчивость. «Портрет М. Лопухиной» (Гос. Третьяковская галерея) — вершина творчества Боровиковского.
Это портрет девушки, погруженной в несколько меланхолическое раздумье, с мягким и плавным ритмом силуэтов, тонкими и изысканными сочетаниями голубых, белых, нежно-зеленых и сиреневых тонов. Преодолевая ограниченность сентиментализма, Боровиковский поднимается в этом портрете до создания идеального и в то же время исторически верного образа русской женщины.
Она давно прошла, и нет уже тех глаз И той улыбки нет, что молча выражали Страданье — тень любви, и мысли — тень печали, Но красоту ее Боровиковский спас,—
писал в стихотворении «К портрету Лопухиной» поэт Я. Полонский.
Великолепны по глубине характеристик и живописному мастерству и портреты, лишенные и намека на придворные комплименты, — портреты императора Павла I и А. Куракина (ок. 1800).
В конце XVIII века в творчестве Боровиковского начал складываться новый человеческий идеал, отмеченный чертами гражданственности, олицетворяющий передовые устремления эпохи национально-патриотического подъема в России, связанного с наполеоновскими войнами. Это портреты А. Долгорукого, М. Долгорукой, А. Сталь и др. В них художник стремился подчеркнуть благородство духа и помыслов, человеческое достоинство, героичность. Вместе с новым содержанием портретов изменилась и их композиция — она стала более строгой; вместо пейзажного Фона появился интерьер. Характерны портреты А. Лабазиной с воспитанницей (1803), А. Безбородко с дочерьми (1803), Н. Дубовицкой (1809).
В 1802 был привлечен к работам по украшению Михайловского замка, а в 1804 — к украшению Казанского собора в Петербурге. Из поздних работ Боровиковского выделяются новым уровнем реализма и художественности портреты Д. Трощинского (1819) и Дубовицкого-младшего (ок. 1818).
Боровиковский явился одним из первых русских художников, обратившихся к «портрету души», изображению красоты духовного облика, внутреннего мира его Современников, предшествуя О. Кипренскому, В. Тропинину. И хотя он и жил еще в первой четверти XIX века, но по духу и характеру своего творчества это художник предыдущего, восемнадцатого столетия. Новая эпоха выдвинула новые идеи, новых героев, иных художников.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 2. Иконопись X—XIII веков в Древней Руси. Техника, стилистика, иконография. Характеристика основных памятников.
- 3.Архитектура Киевской Руси.
- Владимиро-суздальская школа и ее основные памятники: церковь Покрова на Нерли, Дмитриевский собор во Владимире и др.
- Основные памятники Новгорода второй половины XIV в. — высшая точка эволюции новгородского зодчества.
- Деисусный чин Благовещенского собора — центральный памятник московской иконописи последней четверти XIV в
- Искусство Андрея Рублева и его круга как русская национальная интерпретация византийской художественной культуры позднепалеологовского времени.
- Монументальная иконопись Новгорода и творчество Феофана Грека.
- Архитектура конца XV-начала XVI вв.: строительные работы в Московском Кремле и приглашение итальянских мастеров.
- Расцвет псковской архитектуры.
- Творчество Дионисия: росписи собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре.
- Сложение типа шатрового храма: церковь Вознесения в Коломенском и др.
- Ретроспективные тенденции, историзм культурной политики Ивана Грозного. (Лицевой летописный свод)
- Икона «Церковь воинствующая» («Благословенно воинство небесного царя...») — зримое воплощение устремлений Российского государства к созиданию Святой Руси.
- Годуновское зодчество. (1590-е годы — 1604 г.).
- 16. Архитектура Ярославля XVII в.
- Строительство патриарха Никона, смысл его культурной политики.
- «Нарышкинское барокко» в архитектуре конца XVII века и нарастание западноевропейского влияния в русском искусстве.
- Борьба иконоборцев и иконопочитателей в середине XVII века, ее выражение в искусстве.
- Творчество Прокопия Чирина, Никифора Савина, Назария Истомина и пр.
- 25. И. П. Аргунов. Уникальная проблема крепостного творчества
- 26. М. И. Козловский. Идиллическое направление в творчестве скульптора.
- 27. В. Боровиковский. Сентиментализм и ампир в поздних портретах 1800-х годов.
- 28. О. Кипренский. Концепция личности и ее новизна.
- С. Щедрин. Образ Италии в пейзажах Щедрина и его соотношение с романическим «культом Италии».
- А. Венецианов. Своеобразие его изображения крестьянского мира.
- 31.Карл Брюллов (1799-1852)к. Брюллов. Компромисс между классицизмом и романтизмом.
- 32.. Иванов и его место в русском искусстве. Соотношение библейской и античной тематики.
- 33. П.ФедотовБиографияП. Федотов. Концепция бытовой картины и ее отличие от венециановского варианта.
- 34.В.В ВерещагинВ.В. Верещагин. «Этнографический жанр» и баталистика.
- 35. И. Крамской. Портретная концепция. Эволюция. Типическое и индивидуально-характерное
- 36. Алексей Саврасов и Иван Шишкин: две концепции национального пейзажа
- 38 И. Репин. Жанровое и тематическое многообразие творчества.
- 40 В. Васнецов. Раннее творчество. Обращение к эпосу и сказочным сюжетам: поиск живописной метафоры.
- 41 М. Врубель. Тема Демона.
- 42 В. Серов. Концепция светского парадного портрета.
- 44 К. Сомов. Культивирование «галантного жанра».
- 45 Л. Бакст. Картина «Древний ужас
- 46 Борис Михайлович Кустодиев
- Вопрос 48 н. Рерих. Языческий мир как объект стилизации.