Сложение типа шатрового храма: церковь Вознесения в Коломенском и др.
Церковь Вознесения в Коломенском (церковь Вознесения Господня) — выдающийся памятник русской архитектуры. Это первая каменная (кирпичная с белокаменными деталями) шатровая церковь в России.
Деревянные церкви с высокими кровлями-шатрами строились в России издавна. Но в каменной архитектуре господствовали сводчатые покрытия византийской традиции крестово купольного храма. До церкви Вознесения еще никто не решался соорудить шатер из камня, слишком сложна была эта задача.
Высота шатра Вознесенской церкви составляет 28 метров, высота всей церкви — 62 метра. По своей конструкции церковь является единым столпообразным объемом без внутренних опор. Обычного для большинства церквей выступа алтарной апсиды у храма Вознесения нет.
Все архитектурные детали храма подчеркивают его устремление вверх. Могучее основание, неторопливый ритм лестниц и галереи, окружающей здание, только усиливают впечатление стремительного подъема восьмигранного шатра, украшенного легкой сеткой из белокаменных бусин, с небольшой плоской главой, и всего храма в целом.
В церкви нет ничего лишнего. Храм кажется очень легким — и это при толщине стен от 2 до 4 метров. Внутри храм наполнен светом. Освещенность интерьера усиливается за счет устройства окон. По площади храм невелик — 8,5 на 8,5 метра, но при сравнительно небольшом пространстве в нем сохраняется ощущение простора. Внутри церкви стены белые, без росписей, и так было с самого начала.
У церкви Вознесения в старину была еще одна важная функция: ее высокий шатер служил наблюдательным пунктом. С его верха хорошо был виден расположенный в 14 километрах от Коломенского ниже по Москве-реке другой такой же наблюдательный пункт -шатровая церковь в дворцовом селе Остров. Из Острова наблюдатели следили за вершиной огромного Боровского кургана, расположенного возле Москвы-реки у села Чулкова, откуда открывались совершенно бескрайние дали вплоть до Бронниц. Цепь подобных наблюдательных постов непрерывно тянулась к южной границе Московской Руси. И если наблюдатели замечали внезапное появление татар, они сразу же давали об этом знать соседним постам, зажигая костры, от которых в небо уходили высокие столбы дыма. Так тревожная весть за очень короткое время долетала до Москвы.
Специально для такого наблюдателя, прямо под главой церкви Вознесения в барабане купола, существовало небольшое помещение. В него можно было попасть по лестнице, проложенной в толще стен к основанию шатра, оттуда наверх вела металлическая лестница-стремянка, спускающаяся от креста.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 2. Иконопись X—XIII веков в Древней Руси. Техника, стилистика, иконография. Характеристика основных памятников.
- 3.Архитектура Киевской Руси.
- Владимиро-суздальская школа и ее основные памятники: церковь Покрова на Нерли, Дмитриевский собор во Владимире и др.
- Основные памятники Новгорода второй половины XIV в. — высшая точка эволюции новгородского зодчества.
- Деисусный чин Благовещенского собора — центральный памятник московской иконописи последней четверти XIV в
- Искусство Андрея Рублева и его круга как русская национальная интерпретация византийской художественной культуры позднепалеологовского времени.
- Монументальная иконопись Новгорода и творчество Феофана Грека.
- Архитектура конца XV-начала XVI вв.: строительные работы в Московском Кремле и приглашение итальянских мастеров.
- Расцвет псковской архитектуры.
- Творчество Дионисия: росписи собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре.
- Сложение типа шатрового храма: церковь Вознесения в Коломенском и др.
- Ретроспективные тенденции, историзм культурной политики Ивана Грозного. (Лицевой летописный свод)
- Икона «Церковь воинствующая» («Благословенно воинство небесного царя...») — зримое воплощение устремлений Российского государства к созиданию Святой Руси.
- Годуновское зодчество. (1590-е годы — 1604 г.).
- 16. Архитектура Ярославля XVII в.
- Строительство патриарха Никона, смысл его культурной политики.
- «Нарышкинское барокко» в архитектуре конца XVII века и нарастание западноевропейского влияния в русском искусстве.
- Борьба иконоборцев и иконопочитателей в середине XVII века, ее выражение в искусстве.
- Творчество Прокопия Чирина, Никифора Савина, Назария Истомина и пр.
- 25. И. П. Аргунов. Уникальная проблема крепостного творчества
- 26. М. И. Козловский. Идиллическое направление в творчестве скульптора.
- 27. В. Боровиковский. Сентиментализм и ампир в поздних портретах 1800-х годов.
- 28. О. Кипренский. Концепция личности и ее новизна.
- С. Щедрин. Образ Италии в пейзажах Щедрина и его соотношение с романическим «культом Италии».
- А. Венецианов. Своеобразие его изображения крестьянского мира.
- 31.Карл Брюллов (1799-1852)к. Брюллов. Компромисс между классицизмом и романтизмом.
- 32.. Иванов и его место в русском искусстве. Соотношение библейской и античной тематики.
- 33. П.ФедотовБиографияП. Федотов. Концепция бытовой картины и ее отличие от венециановского варианта.
- 34.В.В ВерещагинВ.В. Верещагин. «Этнографический жанр» и баталистика.
- 35. И. Крамской. Портретная концепция. Эволюция. Типическое и индивидуально-характерное
- 36. Алексей Саврасов и Иван Шишкин: две концепции национального пейзажа
- 38 И. Репин. Жанровое и тематическое многообразие творчества.
- 40 В. Васнецов. Раннее творчество. Обращение к эпосу и сказочным сюжетам: поиск живописной метафоры.
- 41 М. Врубель. Тема Демона.
- 42 В. Серов. Концепция светского парадного портрета.
- 44 К. Сомов. Культивирование «галантного жанра».
- 45 Л. Бакст. Картина «Древний ужас
- 46 Борис Михайлович Кустодиев
- Вопрос 48 н. Рерих. Языческий мир как объект стилизации.