logo
bilety_po_IRI (2)

25. И. П. Аргунов. Уникальная проблема крепостного творчества

Иван Петрович Аргунов (1729-1802). Родился в семье крепостных графа Шереметьевых (одного из самых богатейших и знаменитых в то время). Всю жизнь Аргунов должен был исполнять многочисленные хозяйственные обязанности. Аргунов никогда не знал нужды, с одной стороны — признанный художник, с другой —раб. Превознося таланты крепостного, он разрешает всем своим родственникам пользоваться им как искуснейшим портретистом. Судя по всему, в 1746-47 гг. Аргунов учился у ГРООТA, придворного художника императрицы Елизаветы. Иконы Аргунов писал и позже. Но главным его призванием был портрет.

Пишет портреты родственников Шереметьевых. Интересно то, что помимо парадных советских портретов, он одновременно пишет портреты обычных, крепостных. И в них мы тоже видим людей, личностей, совсем незаурядных. Естественно, Аргунов неоднократно писал портреты Шереметевых («Портрет графа П. Б. Шереметева», и парный к нему «Портрет графини В. А. Шереметевой»и др.). Среди них выделяется «Портрет В. П .Шереметевой», на котором представлена младшая дочь Петра Борисовича, очаровательная круглолицая девушка в расшитом цветами платье. Писал художник и «исторические» портреты предков своих хозяев — фельдмаршала Б. П. Шереметева, князя А.М. Черкасского. Писал и императриц — Елизавету Петровну и Екатерину II.

Но более известен «Портрет калмычки Аннушки» (1767). Любимая воспитанница В. А. Шереметевой, милая девочка, держит в руках гравированный портрет уже покойной хозяйки. В середине XVIII в. среди русской аристократий была мода на калмычат, как до того — на арапчат. 1760-е гг. — время расцвета творчества Аргунова. Но в конце их П. Б. Шереметев переселяется в Москву, а художника назначает управителем своего Миллионного дома в Петербурге, что налагает на Аргунова массу новых обязанностей. В 1770 — 80-е rr. он пишет мало, но именно в это время появляется его едва ли не самое знаменитое произведение — «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» (1784)— первое такого рода в русском искусстве. Вероятно, изображена действительно женщина из простонародья, возможно кормилица, в этнографически точном наряде крестьянки Московской губернии.

В 1788 г. Аргунов назначен управителем Московского дома Шереметевых. В Москве он уже совсем не работает как художник. Занимается хозяйственными делами. Обучает своих сыновей (Павел — архитектор, Николай — живописец, Яков — живописец и график). Принимает участие в строительстве знаменитого дворца-театра в Останкино (арх. П. И. Аргунов - сын).

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4