logo search
Пособие кафедры Раздел 2 / РАЗДЕЛ 2

15.6. Религиозно-философский Ренессанс Серебряного века

Философские, религиозные, научные искания конца ХIХ начала ХХ веков в России сопровождались ростом периодических и научных изданий, что способствовало трансля­ции идей, знакомству и диалогу с другими идеями и мыслителями.

Наблюдается увеличение численности газет (если в конце ХIХ в. существовало 105 ежедневных газет, то в 1912 г. издавалась 1131 газета на 24 языках), рост их тиражей. Крупнейшие издательства – И.Д. Сытина, А.В.Суворина, «Знание», выпускавшие дешевые издания, сыграли большую роль в просвещении народа, распространении произ­ведений русских и зарубежных авторов.

Значительно расширилась сеть периодической научной литературы. Если в 1855 г. выходило всего 61 научное издание, то в 1900 г. их насчитывалось уже 525.

Народное образование в царствование Николая II достигло высокого развития. Ме­нее чем за 20 лет ассигнования Министерству просвещения с 25, 2 млн.руб. возросли до 161, 2 млн.руб. Сюда не входили бюджеты школ, черпавших свои средства из других ис­точников ( школы военные, технические или содержавшиеся местными органами само­управления).

В начале 1913 г. бюджет народного просвещения России достиг по тому времени колоссальной цифры – 500 млн.руб. золотом. Первоначальное обучение было бесплатным по закону, а с 1908 г. оно сделалось обязательным. С этого времени ежегодно открывалось около 10 тыс.школ. В 1913 г. число их превышало 130 тыс.По количеству женщин, обучавшихся в высших учебных заведениях, Россия зани­мала в начале ХХ в. первое место в Европе, если не во всем мире.

В то время как на Западе, особенно в США и Англии, плата за обучение в высших заведениях колебалась от 750 до 1250 долл. в год, в царской России студенты платили от 50 до 150 руб. (т.е. 25-75 долл.). При этом неимущие студенты очень часто освобождались от какой-либо платы за обучение*.15

В российской науке появляется новое созвездие имен в гуманитарных дисциплинах (фи­лософии, культурологии, социологии). Появляется ряд философских работ, авторы кото­рых стремятся осмыслить исторический путь и будущность России. Это время поэт Н.Гумилев назвал «Серебряным веком». На религиозный Ренессанс Серебряного века оказал очень сильное влияние Владимир Соловьев, его метафизические искания. Серебряный век - это искрящийся каскад имен, идей, характеров: Н.Бердяев, С.Булгаков, Л.Карсавин, П.Флоренский, С.Франк, Г.Федотов, А.Лосев, Н.Лосский, Б. Вы­шеславцев. В 1922 г. большинство из них были вынуждены покинуть Россию под угрозой рас­стрела.

Историческое время, которое охватывает Серебряный век, простирается от на­чала века до 1922 г., когда ушел в Европу философский пароход с выдворенной из Рос­сии русской философией на борту. Этот своеобразный век был продолжен первой «волной» русской эмиграции. Не все, кто жили, творили в это время в России, питались идеями Серебряного века, но все, так или иначе, испытали на себе его влияние. Что но­вого он дал русской культуре?

Серебряный век создает свою особую социокультурную среду, где вопросы фи­лософии, истории, религии, культуры, поэзии обсуждались, развивались, становились чертами сознания и мышления. К этой среде могут быть отнесены дома Трубецких, Со­ловьевых, Брюсова в Москве, собрания у Мережковского и Гиппиус, так называемая башня Вяч. Иванова в Петербурге, где обсуждалась поэзия Серебряного века. Культуру «среды – места» дополняли многочисленные религиозно-философские общества: «Мос­ковское психологическое общество», памяти Вл. Соловьева и многие другие. Н. Бердяев даже после 1917 г. хотел создать «Вольную академию духовной культуры». Он создал ее позднее в эмиграции, в Берлине.

Русская религиозная философия конца ХIХ – начала ХХ в. явилась реакцией на не­гативные стороны рационалистического антропоцентризма нового времени. Она сделала акцент, прежде всего на духовных качествах человека, таких как творчество, любовь, добро и др. Человек здесь также рассматривается как центр мира (например, в творчестве Н.Бердяеева), однако он отнюдь не противопоставляется этому миру. Наоборот, человек исследуется как свободное творческое существо, призванное Богом к собиранию мира в единое целое, к внесению в мир любви и солидарности к созиданию гармонии. Для рус­ских религиозных философов (Вл. Соловьева, П.Флоренского, С.Франка и др.) человек есть носитель жизни и ее продолжатель, но не разрушитель. Смысл жизни состоит в отрицании Зла посредством творения Добра, которое и есть, по убеждению русских мыслителей, ут­верждение жизни на планете.