125. Чайная церемония в Японии как самобытное искусство
I. Возникновение чайной церемонии (тя - но - ю).
Создание «Пути чая» («Дао чая») монахами Дзенс.
Чайная церемония как предмет светского обихода.
II. История становления и совершенствования ритула чайной церемонии.
Четыре принципа чайной церемонии, разработанные Мурато Сюко.
Эйсай, Такэно Дзео, Фирута Орибэ, Сэн-но Соэки, Кобори Энсю и др. Их роль в разработке этикета чайной церемонии.
III. Чайная церемония как одна из форм социального общения, особая духовная процедура, способ перестройки сознания.
Придание всем типам и действиям чайной церемонии духовного и символического смысла, концентрация внимания на каждом движении и жесте.
Простота схемы чайной церемонии и тщательность ее разработки.
1) Правила входа гостей в чайный сад:
а) природное окружение чайного дома, деление чайного сада на внешнюю и внутреннюю части;
б) философский и этический смысл прохода гостей через чайный сад;
в) омовение рук.
2) Правила входа и поведения в чайном доме:
а) ранняя форма чайного дома тясицу (вилла Есимаса в Киото);
б) чайный дом стиля «сеан»;
в) использование в строительстве чайного дома каркасной системы;
г) интерьер чайного дома;
д) специфичность обстановки и светового оформления;
ж) символическая роль науки басира в чайном доме.
3) Разведение огня и рассаживание гостей;
4) Порядок внесения чайной утвари. Ее очищение;
5) Вода как главное условие приготовления чая. Поэзия бурлящей воды;
6) Взбивание растертого чая. Густой чай (кой-тя) и жидкий чай (уу-тя);
7) Выход в чайный сад;
8) Рассматривание чайной утвари как эстетический акт:
а) чайная утварь как средство духовного общения.
б) использование в чайной церемонии керамики раку и техника ее создания:
• неповторимость, уникальность и своеобразие керамических изделий раку;
• отражение в керамике раку окружающего мира и воплощение канона прекрасного;
• естественность красок;
в) Применение керамических чашей и пиал («тя-, ван»):
• яркость и оригинальность керамических чашей и пиал и своеобразие их фактуры;
• лаконизм выразительных средств.
9) «Молчаливая беседа» во время чайной церемонии;
10) Созерцание токонома, художественного центра чайного дома. Сюжет, изобразительный метод и техника исполнения:
• лаконизм средств;
• поэтика недоговоренности, намеков.
11) Табана и главные правила табана.
IV. Роль мастера чая церемонии тя-но-ю. Построение чайного действа во времени.
V. Влияние чайного культа на формирование самобытной японской культуры.
Рекомендуемая литература
1. Григорьева Т.П. Японская художественная традиция. М., 1979.
2. Гришелева Л.Д. Формирование японской национальной культуры. М., 1986.
3. Конрад Н.И. Очерки истории культуры средневековой Японии. М., 1980.
4. Николаева Н.С. Художественная культура Японии XVI столетия. М., 1986. С. 55-105.
5. Николоева Н.С. Японские сады. М., 1975.
6. Сабуро Иэнага. История японской культуры. М., 1972.
7. Тадзава Ю., Мацубара, Окуда С., Нагахата Я. История культуры Японии. Япония, 1992.
126. Ритуал захоронения в Древней Японии
127. Ханива в искусстве Древней Японии
128. Синтоистские святилища в Древней Японии
129. Буддизм и изображение Будды в скульптуре Древней Японии
Становление буддизма в стране.
Формирование многочисленного буддийского пантеона и отражение его в скульптуре:
1) Мироку - босацу из монастырей Тюгудзи (близ Нары) и Корюдзи (близ Киото):
а) женственность и изящество;
б) целомудренная чистота;
2) Каннон - босацу:
а) красота облика;
б) использование орнаментальных деталей;
в) статичность изображения.
3) Асура, Карура - образцы защитников буддийской веры.
4) Изображение сцены успения Будды («Нирвана Сяка Нёрай»).
5) Будда - Русяна из Кондо Тодайдзи как символ могущества японской империи.
Рекомендуемая литература
Берндт Ю.В., Мизун Ю.Г. Тайны богов и религий. М., 1999.
Васильев Л.С. История религий Востока: религиозно-культовые традиции и общество. М., 1983.
Всеобщая история искусств. Т.2. М., 1964.
Громковская Л.Л. Сто первый взгляд на Японию. М., 1993.
Иофан Н.А. Культура древней Японии. М., 1976.
Кирквуд К. Ренессанс в Японии. М., 1988.
Комаровский Г.Е. Пять тысяч Будд Энку. М., 1968.
Конрад Н.И. Очерк истории культуры средневековой Японии.М., 1980.
Николаева Н.С. Декоративные росписи Японии XVI – XVIII веков. М., 1989.
Николаева Н.С. Художественная культура Японии XVI столетия.М., 1986.
Светлов Г. (Г.Е. Комаровский). Колыбель Японской цивилизации: Нара.История, религия, культура. М., 1994.
Сердюк Е.А. Японская театральная гравюра XVII – XIX веков. М., 1990.
Стейнли-Бейкер Д. Искусство Японии. М.,2002.
Токарев С.А. Религии в истории народов мира. М., 1976.
Федоренко Н.Т. Японские записи. М., 1974.
Японское искусство. Сборник статей. М., 1959.
130. Светское искусство Японии периода Фудзивара
131. Японская живопись на горизонтальных свитках
132. Женская и мужская живопись Японии
133. Японская живопись Камакура и Муромати (1185 - 1573)
134. Творчество Хасикава Моронобу
135. Творчество японского графика Катагава Утамаро
136. Фудзи японского графика Кацусика Хокусая
137. Творчество Кацусика Хокусая
138. Творчество Андо Хиросигэ
139. Японский театр Но
Рекомендуемая литература
Анарина Н.Г. Японский театр Но. М., 1984.
Берндт Ю.В., Мизун Ю.Г. Тайны богов и религий. М., 1999.
Васильев Л.С. История религий Востока: религиозно-культовые традиции и общество. М., 1983.
Всеобщая история искусств. Т.2. М., 1964.
Глускина А.Е. Об истоках театра Но// Заметки о японской литературе и театре. М., 1979.
Григорьева Т.П. Красотой Японии рожденный. М., 1993.
Громковская Л.Л. Сто первый взгляд на Японию. М., 1993.
Иофан Н.А. Культура древней Японии. М., 1976.
Кирквуд К. Ренессанс в Японии. М., 1988.
Комаровский Г.Е. Пять тысяч Будд Энку. М., 1968.
Конрад Н.И. Очерк истории культуры средневековой Японии.М., 1980.
Николаева Н.С. Декоративные росписи Японии XVI – XVIII веков. М., 1989.
Николаева Н.С. Художественная культура Японии XVI столетия.М., 1986.
Светлов Г. (Г.Е. Комаровский). Колыбель Японской цивилизации: Нара.История, религия, культура. М., 1994.
Сердюк Е.А. Японская театральная гравюра XVII – XIX веков. М., 1990.
Стейнли-Бейкер Д. Искусство Японии. М.,2002.
Токарев С.А. Религии в истории народов мира. М., 1976.
Федоренко Н.Т. Японские записи. М., 1974.
Японское искусство. Сборник статей. М., 1959.
- Аграрные мифы в культуре Древнего Египта
- Антропоморфные мифы Древнего Египта
- Зооморфизм в религии Древнего Египта
- Культ природы в Древнем Египте
- Мистерии Исиды и Осириса в Древнем Египте
- 10. Жилища египтян
- 11. Скальные гробницы Древнего Египта
- 12. Геродот, Страбон и Плиний о строительстве
- 13. «Тексты пирамид».
- 14. Египетские пирамиды как культурный феномен
- 15. Пирамиды Древнего Египта: типы и строительство
- 16. Пирамида Джосера в Саккара как первая ступенчатая пирамида в Древнем Египте, древнейшее каменное монументальное сооружение в мире:
- 17. Гробницы Снофру в Медуме и Дашуре - переходный этап от ступенчатых пирамид к классическим
- 18. Пирамида Хеопса в Гизе
- 19. Пирамиды Хефрена и Микерина
- 20. Пирамиды долины царей и цариц
- 21. Своеобразие египетского храма
- 22. Храм царицы Хатшепсут
- 23. Храмовые ансамбли в Карнаке и в Луксоре
- 24. Пещерный храм в Абу-Симбеле как величайший памятник
- 25. Палетка фараона Нармера
- 39. Появление новой тематики в скульптуре амарнского периода
- 40. Создание в амарнский период нового образа фараона – человека
- 42. Своеобразие стиля в скульптуре амарнского периода
- 43. Канон в изобразительном искусстве Древнего Египта
- 44. Образ царя в культуре Древней Ассирии
- 45. Шумерские города-государства: Эреду (Эриду), Ниппур, Ур, Урук, Лагаш, Адаб, Умма и т.Д.
- 46. Материальная культура древних шумеров
- 47. Религия шумеров и основные культы
- 48. Шумерская мифология и ее основные циклы
- 49. Письменность древних шумеров: пиктография и клинопись
- 50. Боги шумерского Пантеона
- 51. Своеобразие монументального зодчества Шумера
- 52. Скульптура древних шумеров и ее своеобразие
- 53. Зиккураты Шумера, Аккада, Вавилона
- 54. Ювелирные украшения и памятники глиптики (печати-амулеты) Шумер
- 55. Анималистическое искусство Шумер
- 56. Архитектура Ново-Вавилонского царства
- 57. Статуи Гудеа, правителя Лагаша
- 66. Печати Мохенджо-Даро как шедевр древнеиндийского искусства
- 67. Керамика индийской цивилизации.
- 68. Мифология Древней Индии
- 69. Индийские эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна»
- 70. Брахманизм и индуизм в Древней Индии
- 71. Веды как древнейший памятник Индии
- 72. Религия вед
- 73. Буддизм в Индии
- 74. Буддийское искусство Индии и архитектура
- 75. Будда в скульптуре Индии кушано-гуптского периода
- 76. Львиная капитель в Сарнатхе как мифологема
- 77. Индийская драматургия и театр в классическую эпоху
- 84. Эстетическая концепция храма в постимперский период (храм Кандарья Махадео в Кхаджурахо, храм в Танджире, храмЧенна Кесава в Сомнатхпуре)
- 85. Новации в индийской архитектуре и градостроении эпохи исламских завоеваний
- 86. Исламские новации в области индийской живописи
- 87. Тадж-Махал – великий памятник любви
- 88. Тадж-Махал как величайший памятник могольского зодчества
- 98. Образ Будды в скульптуре Древнего Китая
- 99. Архитектурные сооружения Древнего Китая периода династии Цинь
- 100. Гробница китайского императора Цинь-Шихуанди и погребальные ансамбли периода Хань
- 106. Даосизм как самобытная китайская религия
- 125. Чайная церемония в Японии как самобытное искусство
- 140. Японский театр Кабуки
- 141. Японская поэзия дзэн. Мацуо Басё
- 142. Японские сады
- Тема 1. Мифология древнего Египта
- Тема 2. Пирамиды в Гизе.
- Тема 3. Типология храмов эпохи Нового царства в древнем Египте
- Тема 4, Скульптура амарнского периода
- Тема 5. Культура древних шумеров
- Тема 6. Архитектура Ново-Вавилонского царства
- Тема 7. Хараппская цивилизация. Город Махенджо-Даро как явление протоиндийской культуры
- II. Своеобразие города Мохенждо-Даро.
- V. Каменные печати как шедевр древнеиндийского искусства.
- Тема 8. Мифы древней Индии
- Тема 9. Образ Будды в скульптуре древней Индии, Китая и Японии
- Тема 10. Тадж-Махал - величайший памятник мог ольского зодчества
- Тема 11. Архитектура древнекитайской империи Династии Цинь
- Тема 12. Чайная церемония в Японии как самобытное искусство
- Аграрные мифы в культуре Древнего Египта
- Антропоморфные мифы Древнего Египта
- Зооморфизм в религии Древнего Египта
- Культ природы в Древнем Египте
- Мистерии Исиды и Осириса в Древнем Египте
- Мистерии Исиды в культуре Древнего Египта
- Египетские иероглифы
- Книга мертвых
- Человек в искусстве Древнего Востока и его изображение
- 10. Жилища египтян
- 11. Скальные гробницы Древнего Египта
- 12. Геродот, Страбон и Плиний о строительстве
- 13. «Тексты пирамид».
- 14. Египетские пирамиды как культурный феномен
- 15. Пирамиды Древнего Египта: типы и строительство
- 16. Пирамида Джосера в Саккара как первая ступенчатая пирамида в Древнем Египте, древнейшее каменное монументальное сооружение в мире:
- 17. Гробницы Снофру в Медуме и Дашуре - переходный этап от ступенчатых пирамид к классическим
- 18. Пирамида Хеопса в Гизе
- 19. Пирамиды Хефрена и Микерина
- 20. Пирамиды долины царей и цариц
- 21. Своеобразие египетского храма
- 22. Храм царицы Хатшепсут
- 23. Храмовые ансамбли в Карнаке и в Луксоре
- 24. Пещерный храм в Абу-Симбеле как величайший памятник
- 25. Палетка фараона Нармера
- 34. Живопись и рельефы Древнего Египта
- 35. Фаюмский портрет в культуре Древнего Египта
- 36. Декоративные виды искусства Древнего Египта
- 37. Эволюция живописи и рельефа в культуре Древнего Египта
- 38. Социокультурный смысл реформ Эхнатона
- 39. Появление новой тематики в скульптуре амарнского периода
- 40. Создание в амарнский период нового образа фараона – человека
- 42. Своеобразие стиля в скульптуре амарнского периода
- 43. Канон в изобразительном искусстве Древнего Египта
- 44. Образ царя в культуре Древней Ассирии
- 45. Шумерские города-государства: Эреду (Эриду), Ниппур, Ур, Урук, Лагаш, Адаб, Умма и т.Д.
- 46. Материальная культура древних шумеров
- 47. Религия шумеров и основные культы
- 48. Шумерская мифология и ее основные циклы
- 49. Письменность древних шумеров: пиктография и клинопись
- 50. Боги шумерского Пантеона
- 51. Своеобразие монументального зодчества Шумера
- 52. Скульптура древних шумеров и ее своеобразие
- 53. Зиккураты Шумера, Аккада, Вавилона
- 54. Ювелирные украшения и памятники глиптики (печати-амулеты) Шумер
- 55. Анималистическое искусство Шумер
- 56. Архитектура Ново-Вавилонского царства
- 57. Статуи Гудеа, правителя Лагаша
- 66. Печати Мохенджо-Даро как шедевр древнеиндийского искусства
- 67. Керамика индийской цивилизации.
- 68. Мифология Древней Индии
- 69. Индийские эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна»
- 70. Брахманизм и индуизм в Древней Индии
- 71. Веды как древнейший памятник Индии
- 72. Религия вед
- 73. Буддизм в Индии
- 74. Буддийское искусство Индии и архитектура
- 75. Будда в скульптуре Индии кушано-гуптского периода
- 76. Львиная капитель в Сарнатхе как мифологема
- 77. Индийская драматургия и театр в классическую эпоху
- 84. Эстетическая концепция храма в постимперский период (храм Кандарья Махадео в Кхаджурахо, храм в Танджире, храмЧенна Кесава в Сомнатхпуре)
- 85. Новации в индийской архитектуре и градостроении эпохи исламских завоеваний
- 86. Исламские новации в области индийской живописи
- 87. Тадж-Махал – великий памятник любви
- 88. Тадж-Махал как величайший памятник могольского зодчества
- 98. Образ Будды в скульптуре Древнего Китая
- 99. Архитектурные сооружения Древнего Китая периода династии Цинь
- 100. Гробница китайского императора Цинь-Шихуанди и погребальные ансамбли периода Хань
- 106. Даосизм как самобытная китайская религия
- 125. Чайная церемония в Японии как самобытное искусство
- 140. Японский театр Кабуки
- 141. Японская поэзия дзэн. Мацуо Басё
- 142. Японские сады