logo search
Культура Древнего Востока

Тема 9. Образ Будды в скульптуре древней Индии, Китая и Японии

I. Буддизм как мировая религия. Возникновение буддизма. Основатель буддизма Сиддхартха Гаутама Шакьямуни.

II. Вероучение буддизма:

1. Новый взгляд на мир и понимание пути спасения.

2. Оновные идеологемы буддизма.

3. «Четыре благородных истины».

4. Учение о карме.

5. Две разновидности буддизма: хинаяна и махаяна.

6. Социальная доктрина буддизма. Буддизм как импер­ская религия.

III. Разработка скульпторами приемов и правил изображения святости Будды.

IV. Образ Будды в скульптуре древней Индии кушано-гуптского периода.

1. Возникновение антропоморфного изображения Будды в скульптуре Гандхары:

1) Гандхара как художественный центр, впитавший влия-

ние традиций средиземноморской культуры;

2) ранний тип гандхарского образа Будды:

3) признаки гандхарского скульптурного образа Будды:

а) Будда как образ идеально прекрасного человека,

б) духовная значительность и достоинство;

в) состояние глубокого созерцания, отрешенность от всего земного;

г) особая пластичность и соразмерность пропорций;

д) тонкая моделировка черт лица, складок одежды. ^

4) индийские традиции в скультуре Будды гандхарской школы:

а) внутренняя сосредоточенность; '

б) своеобразие прически и одеяния индийских монахов сангхати;

в) жесты поучения. ^

5) Влияние греко-римских художественных, традиций на образ Будды:

а) одухотвореннсть;

б) постановка головы и особый тип волос.

6) Своеобразие используемого для изготовления статуй ма­териала. 2. Антропоморфный образ Будды в скульптуре Матхуры.

1) Воссоздание Будды как земного образа проповедника:

а) обобщенность форм;

б) ощущение объема;

2) Типы стоящего и сидящего матхурского Будды и специ­фика их трактовки. V. Образ Будды, в скульптуре древнего Китая.

1. Распространение в Китае буддизма (период династии Хань).

2. Первый китайский патриарх буддизма Дао-ань и его вклад в развитие новой религии:

1) обоснование крупнейшего буддийского монастыря Санъяна;

2) составление каталога китайских сутр;

3) реформы в церковной сфере;

4) установление культа Будды грядущего Майтрейи.

3. «Сутра 42 статей».

4. Дальнейшая китаизация буддизма Хуэй - юанем:

1) установление культа Будды Запада Амитабы;

2) возникновение секты,китайского буддизма «Дзинту».

5. Буддизм как официальная религия в Китае во время правле­ния У-ди и в период династий Северная Вэй и Северная Ци.

6. Статуя Будды в пещерном храме Юньган (5 век):

1) Будда как образ властелина Вселенной, несущего людям закон;

2) идея сверхчеловеческого и божественного;

3) устойчивая, полная величия поза;

4) использование лица-маски; ^

5) статичность канонической формы и ее геометрическая упрощенность.

7. Стоящий Будда. Династия Северная Вэй (5 век н.э.):

1) признаки индийского иконографического канона;

2) китайский стиль создания образа Будды.

8. Статуя Будды в пещерах Цянь Фадуна:

1) мистическая озаренность образа;

2)удлиненность пропорций;

3) своеобразие раскраски.

9. Статуя Будды Вайрочаны в пещерном монастыре Лунмэнь (провинция Хэнань) (7 век н.э.):

1) своеобразный этнический тип;

2) новые представления о человеческом достоинстве и си­ле;

3) спокойная мягкость лица;

4) уравновешенность позы;

5) искусство изображения складок одежды. VI. Образ Будды в скульптуре древней Японии.

1. Становление буддизма.

2. Неразработанность пантеона божеств, связанных с буддий­ским вероучением в ранний период.

3. Изображение канонизированных образов Будды (Буцу или Нёрай): врачевателя Якуси и основателя вероучения Шакья-муни (Сяка - Нёрай):

1) повышенная духовность образов. Аскетизм облика;

2) необычность композиции;

3) строгая канонизация поз, жестов и их связь с буддийской символикой.

4. Бронзовая триада Сяка - Нёрай в Кондо Хорюдзи.

5. Формирование многочисленного^буддийского 'пантеона и отражение его в скульптуре: ' "' " • •• ,

1) Мироку - босацу из монастырей Тюгудзи (близ Нары) и Корюдзи (близ Киото): .-

а) женственность и изящество;

б) целомудренная чистота;

2) Каннон - босацу: ' -

а) красота облика;

б) использование орнаментальных деталей;

в) статичность изображения.

3) Асура, Карура - образцы защитников буддийской веры.

4) Изображение сцены успения Будды («Нирвана Сяка Нё­рай»). ' '

5) Будда - Русяна из Кондо Тодайджи как символ'могуще­ства японской империи. ' :

VII. Образ Будды в искусстве древнего Цейлона.

1. Становление буддизма в Цейлоне.

2. Первые образы Будды в древнем Цейлоне:

"I) появление монументальных скульптур Будды;

2) проявление в Будде признаков сверхчеловека;

3) господство в скульптуре канона;

'^4) интерес к изображению типа сидящего Будды с деревом Бодхи.

3. Статуя сидящего Будды из Анурадхапура (4-5 век н.э.).

4. Становление и развитие разных типов Будды.

5. Создание в период царствования Дуттхагаманй «Великой статуи» и золотой статуи Будды.

6. Стоящая статуя Будды из Аукана:

"1) необычность типа лица;

2) отсутствие эмоций и статичность.

Рекомендуемая литература

1. Алексеев В. М. Китайская культура, - М., 1978.

2. Бонгард - Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация: фи­лософия, наука, религия, - М., 1980.

3. Бэшем А. Чудо,'которАЭд.бьша Индия,-М., 1977. r;i!

4. Васильев Д. С.. Культы, .религии^традиции в .Китае. - М., 1970. ,. .. ••',.-. ., ....",^ ^ .—.,• ,

5. Васильев Л. С. История религий Востока: религиозно -культурные традиции и общество. - М,, 1983. . ;., ;i.1

6. Древние цивилизации. От континента к континенту, -.М.».;:

1995.

7. Ионина Н. А. Сто великих сокровищ. - М., 2000. • '.'•л

8. История древнего мира: В 3-х кн. / Под ред. И. М. Дьякона-? ваидр.-М.,1989. , , , я.

9. Мелларт Дж. Древнейшие .цивилизации Ближнего Востока. -М., 1982. , •• . . .•, • ' . , - . , ' ... :.:.

10. Мизун Ю. В., МизунЮ. Г. Тайны богов и религий. - М., 1999. ; v 11 .Токарев С; А. Религии в истории народов мира. - М., 1976.

Глоссарий

Архат - религиозный идеал, выдвинутый хинаянским направ­лением в буддизме, - монах, достигший состояния «совершен- , ного знания», ответственный за преемственное сохранение живой буддийской монашеской традиции.

Ботхисатва - религиозный идеал, выдвинутый махаянским направлением в буддизме, - т. н. буддийская благородная лич­ность, всецело посвятившая себя практике великого сострада­ния (махакаруна) к живым существам ради.епасения их из ми­ра сансары - круговорота рождений.

Будда - высший религиозный статус в системе буддийского мировоззрения, принципиально исключающего существование бога творца мироздания: Будда Шакьямуни - основатель буд­дийской религии. Учитель.

Гуру - учитель, наставник, ответственный за формирование личности ученика в соответствии с традиционными религиоз- , но-философскими представлениями.

Дукха - страдание: в буддизме фундаментальная характери­стика существования: все типы живых существ, включая не­божителей, населяющих горные сферы буддийской Вселен­ной, подвержены причинно-следственным законам кармы, только практика, преобразования сознания в соответствий' с Учением Будды Шакьямуни ведет 'к исчерпанию кармы, к нирване - победе над страданиями.

Карма - религиозное учение о человеческой деятельности, согласно которому осознанное и последовательно осуществ­ленное действие - благое или неблагое - неизменно приводит в качестве своего следствия к новому рождению; учение о карме развивалось в индуизме, буддизме, джайнизме.

Махакаруна - «великое сострадание», высшая добродетель, свойственная Буддийским благородным личностям в статусе бодхисатвы, особенно акцентируется в махаянском направле­нии буддизма; радикальное средство в практике обретения просветления; в буддийской иконографии связана с мужской символической образностью.

Махаяна - «великая колесница», направление в буддизме, сформировавшееся в процессе расширения его социальной базы и соответственно повышения роли буддистов-мирян; ре­лигиозный идеал махаяны - бодхисатва, махаяна располагает своей версией Буддийского канона, включающей целый ряд сочинений, не входящих в хинаянский канон и, по-видимому, записанных в более поздний период.

Нирвана - религиозное освобождение в системе будийского мировоззрения, победа над страданием (духкхка), достигаемая благодаря полному устранению аффектных факторов, замут-няющих сознание и провоцирующих эгоистически ориентиро­ванную деятельность (неблагую карму); достижение нирваны обрывает круговорот новых рождений (сансару).

Праджня - мудрость; в буддийском мировоззрении этот тер­мин обозначает состояние сознания, очищенное от аффектно-эмоциональной примеси; достигается посредством созерца­тельной практике йоги; в иконографии связано с женской сим­волической образностью.

Сангха - буддийская община; первоначально включала только монахов, а затем - сообщество монахов и мирян; вхождение в сангху регламентировано принятием дисциплинарных обетов, предполагающих статусы мирянина/мирянки, послушни­ка/послушницы, монаха/монахини; обеты предполагают отказ от убийства живых существ, воровства, лжи, прелюбодеяния, использования опьяняющих субстанций.

Сансара - круговорот новых рождений, неизбежно сопряжен­ных со страданием (духкха) и смертью, мир сансары непре­рывно воспроизводит себя по причине эгоистически ориенти­рованной деятельности живых существ.

Сутра - специальный жанр древней и раннесредневековой ин­дийской словесности, утвердившийся в брахманистской фило-софиии и буддийской канонической литературе.

Четыре благородных истины - четыре фундаментальных положения буддийской религиозной доктрины, принимаемые всеми без исключения школами и направлениями буддизма: истина страдания («все есть страдание»), истина 1-ой причины страдания («у страдания есть причина - карма и клеши»), ис­тина прекращения («страдание может быть прекращено в виду исчерпания причины»), истина пути («есть путь прекращения страданий»),

Хинаяна - «малая колесница», направление в буддизме, бази­рующееся на признании исключительной необходимости мо­нашеской жизни для достижения религиозного освобождения (нирваны), ведущий религиозный идеал махаяны - архат.