Тема 12. Чайная церемония в Японии как самобытное искусство
I. Возникновение чайной церемонии (тя - но - ю).
1. Создание «Пути чая» («Дао чая») монахами Дзенс.
2. Чайная церемония как предмет светского обихода.
II. История становления и совершенствования ритула чайной церемонии.
1. Четыре принципа чайной церемоний, разработанные Мура-то Сюко.
2. Эйсай, Такэно Дзео, Фирута Орибэ, Сэн-но Соэки, Кобори Энсю и др. Их роль в разработке этикета чайной церемонии.
III. Чайная церемония как одна из форм социального общения, особая духовная процедура, способ перестройки сознания.
1. Придание всем типам и действиям чайной церемонии духовного и символического смысла, концентрация внимания на каждом движении и жесте.
2. Простота схемы чайной церемонии и тщательность разработки;
40
J.) Правила входа гостей в чайный сад:
а) природное окружение чайного дома, деление-чайного сада на внешнюю и внутреннюю части;
б) философский и этический смысл прохода гостей через чайный сад;
в) омовение рук.
2) Правила вхУдаТ'Пбведея%,в,чайдцм доме:
а) ранняя форма .чайного дома тясицу'(вйлла'Есимаса'в'' Киото);
б) чайный дом стиля «сеан»;
в) использование, в строительстве чайного дома каркасной системы;
г) интерьер чайного дома; ,.<^,; -
д) специфичность обстановки%"еЦ|гтового оформления;
ж) символическая роль науки басира в чайном доме.
3) Разведение огня и рассаживание гостей;
4) Порядок внесения чайной утвари. Ее очищение;
5) Вода как главное условие приготовления чая. Поэзия бурлящей воды;
6) Взвивание растертого чая. Густой чай (кой-тя) и жидкий чай (уу-тя); • , . , , .
7) Выход в чайный сад;
8) Рассматривание чайной утвари как эстетический акт:
а) чайная утварь как средство духовного общения. ,
б) использование в чайной церемонии керамики раку и техника ее создания: •> .; ;. .
• неповторимость, уникальность и своеобразие керамических изделий раку; , >
• отражение в керамике раку окружающего мира и воплощение канона прекрасного;
• естественность красок; , ;
в) Применение керамических чашей и пиал («тя-, ван»):
• яркость и оригинальность керамических чашей и пиал и своеобразие их фактуры;
,,.• лаконизм выразительных средств.
9) «Молчаливая беседа» во время чайной церемонии;
10) Созерцание токонома, художественного центра чайного
41
дома.
а) Сюжет, изобразительный метод и техника исполнения:'' " • : ' • : •' ": •'• '-" '' -- - •1 ' - ^ •
• лаконизм средств;
• поэтика недоговоренности, намеков. 11) Табана и главные правила табана.
IV. Роль мастера чая церемонии тя-но-ю. Построение чайного действа во времени.
V. Влияние чайного культа на формирование самобытной японской культуры.
Рекомендуемая литература
1. Григорьева Т. П. Японская художественная традиция. - М., 1979.
2. Гришелева Л. Д. Формирование японской национальной культуры. - М., 1986.
3. Конрад н. И. Очерки истории культуры средневековой Яцо-нии.-М., 1980. ^ •'
4. Николаева Н. С. Художественная культура Японии XVI столетия. - М., 1986. С. 55-105. •.^
5. Николоева Н. С. Японские сады. - М., 1975.
6. Сабуро Иэнага. История японской культуры. - М., 1972.
7. Тадзава Ю., Мацубара, Окуда С., Нагахата Я. История культуры Японии.-Япония, 1992.
Индивидуальные задания к изучению темы
1. Пейзаж Сэссю (1420 - 1506) в «Стиле хабоку».
2. Английская чайная церемония;
3. Правила составления букета для чайной церемонии.
4. Сорта японского чая. Способы его заваривания.
5. Цветение сакуры в японской поэзии и живописи.
6. Разработка дизайн-проекта приглашения на японскую чайную церемонию.
7. Искусство икэбана.
8. Японская традиция составления композиций из цветов и отражение ее в искусстве.
42
Глоссарий
Кама - железный котелок для чайной церемонии. Кракле - мелкие трещины в чайной керамике. Мидзукобоси - сосуд для использованной воды. Мидзусаси - сосуд для чистой холодной воды. Мидзуя - подсобная комната, где хранится чайная утварь. Нака-басира - центральная стойка в чайном доме. Нацулия - черная лаковая чайница, украшенная золотой и серебряной роспись.
Нидзири-гути - вход для гостей в чайном доме. Рака тнван - японская чайная пиала. Токонома - ниша в чайном доме. Тэнкому тяван - китайская пиала. Тяван - чашка. Тадзин - мастер чая.
Тя-ирэ - керамическая чайница в виде бутылки. Тянива - чайный сад. Тясицу - чайный дом.
Фукус - сложенный кусок шелковой ткани. Хана-ирэ - ваза для цветов.
ФОНДЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
- Аграрные мифы в культуре Древнего Египта
- Антропоморфные мифы Древнего Египта
- Зооморфизм в религии Древнего Египта
- Культ природы в Древнем Египте
- Мистерии Исиды и Осириса в Древнем Египте
- 10. Жилища египтян
- 11. Скальные гробницы Древнего Египта
- 12. Геродот, Страбон и Плиний о строительстве
- 13. «Тексты пирамид».
- 14. Египетские пирамиды как культурный феномен
- 15. Пирамиды Древнего Египта: типы и строительство
- 16. Пирамида Джосера в Саккара как первая ступенчатая пирамида в Древнем Египте, древнейшее каменное монументальное сооружение в мире:
- 17. Гробницы Снофру в Медуме и Дашуре - переходный этап от ступенчатых пирамид к классическим
- 18. Пирамида Хеопса в Гизе
- 19. Пирамиды Хефрена и Микерина
- 20. Пирамиды долины царей и цариц
- 21. Своеобразие египетского храма
- 22. Храм царицы Хатшепсут
- 23. Храмовые ансамбли в Карнаке и в Луксоре
- 24. Пещерный храм в Абу-Симбеле как величайший памятник
- 25. Палетка фараона Нармера
- 39. Появление новой тематики в скульптуре амарнского периода
- 40. Создание в амарнский период нового образа фараона – человека
- 42. Своеобразие стиля в скульптуре амарнского периода
- 43. Канон в изобразительном искусстве Древнего Египта
- 44. Образ царя в культуре Древней Ассирии
- 45. Шумерские города-государства: Эреду (Эриду), Ниппур, Ур, Урук, Лагаш, Адаб, Умма и т.Д.
- 46. Материальная культура древних шумеров
- 47. Религия шумеров и основные культы
- 48. Шумерская мифология и ее основные циклы
- 49. Письменность древних шумеров: пиктография и клинопись
- 50. Боги шумерского Пантеона
- 51. Своеобразие монументального зодчества Шумера
- 52. Скульптура древних шумеров и ее своеобразие
- 53. Зиккураты Шумера, Аккада, Вавилона
- 54. Ювелирные украшения и памятники глиптики (печати-амулеты) Шумер
- 55. Анималистическое искусство Шумер
- 56. Архитектура Ново-Вавилонского царства
- 57. Статуи Гудеа, правителя Лагаша
- 66. Печати Мохенджо-Даро как шедевр древнеиндийского искусства
- 67. Керамика индийской цивилизации.
- 68. Мифология Древней Индии
- 69. Индийские эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна»
- 70. Брахманизм и индуизм в Древней Индии
- 71. Веды как древнейший памятник Индии
- 72. Религия вед
- 73. Буддизм в Индии
- 74. Буддийское искусство Индии и архитектура
- 75. Будда в скульптуре Индии кушано-гуптского периода
- 76. Львиная капитель в Сарнатхе как мифологема
- 77. Индийская драматургия и театр в классическую эпоху
- 84. Эстетическая концепция храма в постимперский период (храм Кандарья Махадео в Кхаджурахо, храм в Танджире, храмЧенна Кесава в Сомнатхпуре)
- 85. Новации в индийской архитектуре и градостроении эпохи исламских завоеваний
- 86. Исламские новации в области индийской живописи
- 87. Тадж-Махал – великий памятник любви
- 88. Тадж-Махал как величайший памятник могольского зодчества
- 98. Образ Будды в скульптуре Древнего Китая
- 99. Архитектурные сооружения Древнего Китая периода династии Цинь
- 100. Гробница китайского императора Цинь-Шихуанди и погребальные ансамбли периода Хань
- 106. Даосизм как самобытная китайская религия
- 125. Чайная церемония в Японии как самобытное искусство
- 140. Японский театр Кабуки
- 141. Японская поэзия дзэн. Мацуо Басё
- 142. Японские сады
- Тема 1. Мифология древнего Египта
- Тема 2. Пирамиды в Гизе.
- Тема 3. Типология храмов эпохи Нового царства в древнем Египте
- Тема 4, Скульптура амарнского периода
- Тема 5. Культура древних шумеров
- Тема 6. Архитектура Ново-Вавилонского царства
- Тема 7. Хараппская цивилизация. Город Махенджо-Даро как явление протоиндийской культуры
- II. Своеобразие города Мохенждо-Даро.
- V. Каменные печати как шедевр древнеиндийского искусства.
- Тема 8. Мифы древней Индии
- Тема 9. Образ Будды в скульптуре древней Индии, Китая и Японии
- Тема 10. Тадж-Махал - величайший памятник мог ольского зодчества
- Тема 11. Архитектура древнекитайской империи Династии Цинь
- Тема 12. Чайная церемония в Японии как самобытное искусство
- Аграрные мифы в культуре Древнего Египта
- Антропоморфные мифы Древнего Египта
- Зооморфизм в религии Древнего Египта
- Культ природы в Древнем Египте
- Мистерии Исиды и Осириса в Древнем Египте
- Мистерии Исиды в культуре Древнего Египта
- Египетские иероглифы
- Книга мертвых
- Человек в искусстве Древнего Востока и его изображение
- 10. Жилища египтян
- 11. Скальные гробницы Древнего Египта
- 12. Геродот, Страбон и Плиний о строительстве
- 13. «Тексты пирамид».
- 14. Египетские пирамиды как культурный феномен
- 15. Пирамиды Древнего Египта: типы и строительство
- 16. Пирамида Джосера в Саккара как первая ступенчатая пирамида в Древнем Египте, древнейшее каменное монументальное сооружение в мире:
- 17. Гробницы Снофру в Медуме и Дашуре - переходный этап от ступенчатых пирамид к классическим
- 18. Пирамида Хеопса в Гизе
- 19. Пирамиды Хефрена и Микерина
- 20. Пирамиды долины царей и цариц
- 21. Своеобразие египетского храма
- 22. Храм царицы Хатшепсут
- 23. Храмовые ансамбли в Карнаке и в Луксоре
- 24. Пещерный храм в Абу-Симбеле как величайший памятник
- 25. Палетка фараона Нармера
- 34. Живопись и рельефы Древнего Египта
- 35. Фаюмский портрет в культуре Древнего Египта
- 36. Декоративные виды искусства Древнего Египта
- 37. Эволюция живописи и рельефа в культуре Древнего Египта
- 38. Социокультурный смысл реформ Эхнатона
- 39. Появление новой тематики в скульптуре амарнского периода
- 40. Создание в амарнский период нового образа фараона – человека
- 42. Своеобразие стиля в скульптуре амарнского периода
- 43. Канон в изобразительном искусстве Древнего Египта
- 44. Образ царя в культуре Древней Ассирии
- 45. Шумерские города-государства: Эреду (Эриду), Ниппур, Ур, Урук, Лагаш, Адаб, Умма и т.Д.
- 46. Материальная культура древних шумеров
- 47. Религия шумеров и основные культы
- 48. Шумерская мифология и ее основные циклы
- 49. Письменность древних шумеров: пиктография и клинопись
- 50. Боги шумерского Пантеона
- 51. Своеобразие монументального зодчества Шумера
- 52. Скульптура древних шумеров и ее своеобразие
- 53. Зиккураты Шумера, Аккада, Вавилона
- 54. Ювелирные украшения и памятники глиптики (печати-амулеты) Шумер
- 55. Анималистическое искусство Шумер
- 56. Архитектура Ново-Вавилонского царства
- 57. Статуи Гудеа, правителя Лагаша
- 66. Печати Мохенджо-Даро как шедевр древнеиндийского искусства
- 67. Керамика индийской цивилизации.
- 68. Мифология Древней Индии
- 69. Индийские эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна»
- 70. Брахманизм и индуизм в Древней Индии
- 71. Веды как древнейший памятник Индии
- 72. Религия вед
- 73. Буддизм в Индии
- 74. Буддийское искусство Индии и архитектура
- 75. Будда в скульптуре Индии кушано-гуптского периода
- 76. Львиная капитель в Сарнатхе как мифологема
- 77. Индийская драматургия и театр в классическую эпоху
- 84. Эстетическая концепция храма в постимперский период (храм Кандарья Махадео в Кхаджурахо, храм в Танджире, храмЧенна Кесава в Сомнатхпуре)
- 85. Новации в индийской архитектуре и градостроении эпохи исламских завоеваний
- 86. Исламские новации в области индийской живописи
- 87. Тадж-Махал – великий памятник любви
- 88. Тадж-Махал как величайший памятник могольского зодчества
- 98. Образ Будды в скульптуре Древнего Китая
- 99. Архитектурные сооружения Древнего Китая периода династии Цинь
- 100. Гробница китайского императора Цинь-Шихуанди и погребальные ансамбли периода Хань
- 106. Даосизм как самобытная китайская религия
- 125. Чайная церемония в Японии как самобытное искусство
- 140. Японский театр Кабуки
- 141. Японская поэзия дзэн. Мацуо Басё
- 142. Японские сады