8. Классификация рифмы. Понятие клаузулы
Клаузула— заключительные слоги стихотворной строки, начиная споследнего ударного слога.
Виды клаузул различают почислу слогов:
0 слогов — мужская клаузула (сире́нь)
1 слог — женская клаузула (сире́ни)
2 слога — дактилическая клаузула (сире́невый)
3 и выше — гипердактилическая клаузула (сире́невую). Рифмапредставляет собой созвучие концов стихотворных строк. Не обязательно, правда, концов. Пример рифмы: "розы" –"морозы". Рифмы бывают мужские – за последним ударным гласным нет безударных слогов, женские – после последнего ударения один
безударный слог, дактилические – два, и гипердактилические – три.
Рифмы бываютточные и неточные. В точной достаточной рифме
совпадают: а) последний ударный гласный, б) звуки, начиная от
последнего ударного гласного. Совпадают именно звуки, а не буквы.Тем не менее без
неточных рифм поэзия тоже скучнеет и беднеет по той простой
причине, что никто ни в каком языке не найдет столько разных
абсолютно созвучных слов .
КЛАССИФИКАЦИИ РИФМ – разделениерифм по специфическим признакам.
Рифмы в русском языке классифицируются:
1. По происхождению.
2. По объёму (количеству слогов).
3. По звучанию и родственным отношениям.
4. По ощущению.
5.По положению в стихе.
6. По положению в строфе.
7. По дополнительным признакам.
9. Силлабо-тоническая система стихосложения
Силла́бо-тони́ческоестихосложе́ние — способорганизации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются вопределённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения.
Стопа́ — это последовательность нескольких безударных(слабых) и одного ударного (сильного) слога, чередующихся в определенномпорядке.
Cтихотворныйразмер — правило чередованиябезударных и ударных слогов в стихе.
Стихотворныеразмеры никогда не выполняются в стихотворении точно, и часто бываютотступления от заданной схемы. Пропуск ударения, то есть замена ударного слогабезударным, называется пиррихием, замена же безударного слога ударным называется спондеем.
Получающаясяпоследовательность ударных и безударных слогов называется ритмикой стиха, асхема, по правилам которой эта последовательность строится — метрикой стиха.
10. Общие элементы внутренней композиции.
Композиция- построение,организация, структура, архитектоника, конструкция.
Сюжетные элементы внутреннейкомпозиции: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.
Экспозиция –введение в действие, изображение условий и обстоятельств, предшествовавшихнепосредственному началу действия (может быть развернутой или нет, цельной и«разорванной»; может располагаться не только в начале, но и в середине, концепроизведения); знакомит с персонажами произведения, обстановкой, временем иобстоятельствами действия.
Завязка –начало движения сюжета; то событие, с которого начинается конфликт, развиваютсяпоследующие события.
Развитие действия – система событий, которые вытекают из завязки; по ходу развития действия,как правило, конфликт обостряется, а противоречия проявляются все яснее иострее.
Кульминация– момент наивысшего напряжения действия, вершина конфликта, кульминацияпредставляет основную проблему произведения и характеры героев предельно ясно,после нее действие как правило ослабевает.
Развязка –решение изображаемого конфликта или указание на возможные пути его решения.Заключительный момент в развитии действия художественного произведения. Какправило в ней разрешается конфликт или демонстрируется его принципиальнаянеразрешимость.
- 2. Персонаж. Герой. Система персонажей. Характер.
- 3. Литературные роды. Принципы их выделения.
- 4. Поэтика. Ее основные категории.
- 5. Жанр как литературоведческая категория. Носителижанра. Жанровые доминанты.
- 6. Специфика драматического произведения
- 7. Разновидности тонической системы стихосложения.
- 8. Классификация рифмы. Понятие клаузулы
- 11. Художественное пространство и художественноевремя. Понятие хронотопа.
- 12. Системы стихосложения
- 13.Характеристика понятий «фабула» и «сюжет».Неоднозначность их определений в теории литературы.
- 14. Литературное произведение как художественноеединство. Слагаемые литературногопроизведения как системы.
- 16.Стих и проза как формы художественной речи. Ритм встихе и прозе.
- 17. Роль языка в литературно-художественномпроизведении; две его основные сферы:речь автора и речь персонажей. Форма сказа.
- 18.Лирика как литературный род. Формы лирики.
- 19.Эпос как литературный род. Формы эпоса.
- 20.Система изобразительно-выразительных средств(тропы).
- 21.Жанры драмы
- 22. Жанры лирики
- 23. Понятие «мотива» и «лейтмотива»
- 24. Строфа и ее виды. Типы рифмовки
- 26. Сентиментализм как творческий метод. Основныезаконы сентиментализма.
- 27. Романтизм как творческий метод. Романтика какпафос.
- 28. Реализм как творческий метод. Его трансформации
- 29. Специфика искусства.Семиотическая природа литературы. Художественная условность
- 30. Модернизм, его основные течения и представители
- 31. Основные черты постмодернизма.
- 32. Жанровая сущность романа. Разновидности романа.
- 33. Литературоведение как наука. Её связь со смежнымифилологическими науками, состав. Общая характеристика основных разделовлитературоведения.
- 34. Значение термина «композиция». Понятиеархитектоники. Типы композиций: линейная, кольцевая, монтажная.
- 35. Элементы внешней композиции.
- 36. Художественная деталь, ее функции в тексте.
- 37. Художественная система античности
- 38. Художественная система средневековья
- 39. Эпоха Возрождения
- 40. Барокко
- 41. Понятие о художественном мире.
- 42. Понятие о литературном процессе.
- 43. Понятие свободного стиха (верлибр)