logo search
bilety_po_IRI (2)

Монументальная иконопись Новгорода и творчество Феофана Грека.

XIV-XV вв. Строятся новые церкви, заказываются росписи для этих церквей, заказываются новые иконы. В ранние времена главная роль в иконописи принадлежала княжеским и архиепископским иконописным мастерским, теперь рядом с ними возникают новые мастерские, работающие и для всего новгородского населения и для крестьян обширных северных территорий. Производство икон «на экспорт» быстро становится в Новгороде доходной статьёй. Заказчиками монументальных росписей становятся теперь не князья, а всесильные богатые бояре — и это приводит к отходу от византийских традиций, поскольку меняется вкус и идеология тех, кто оплачивает работу. Картина новгородской иконописи XIV века весьма пёстрая и противоречивая — возможно, из-за случайности и малого числа сохранившихся памятников. Но что безусловно в новгородском искусстве XIV века — это монументальные росписи храмов. Первый по времени памятник — это росписи Михайловской церкви Сковородского монастыря, возникшие около 1360 года.

В 70-е гг. в Новгороде появляется греческий художник по имени Феофан Грек — это событие не только для художественной жизни города, но и для всего русского искусства. Что за свою жизнь он расписал около 40 церквей.

Феофан был прежде всего гениальным живописцем. В манере его нет ничего заученного, монотонного, привычного, напоминающего какие-либо иные иконы и фрески. Его кисть движется стремительно, даже молниеносно. Не задерживаясь на деталях, он лепит чистую форму и двумя-тремя ударами белил оживляет образ.

Феофан не любит ярких, пёстрых красок. Его колорит сдержан. Он имел обыкновение выполнять фрески на нейтральном фоне. У художника могучий живописный темперамент, он пишет в резкой, решительной, смелой манере. Он лепит свои фигуры энергичными мазками, накладывает поверх карнации сочные белые, голубоватые, серые и красные блики, придающие его лицам волнующую живость. В создании образа, лица, фигуры, любого предмета, любого объекта исключительную роль играл свет и, согласно византийской символике, не участвовала тень. Это создавало световую насыщенность изображения, его блистательность и торжественность.