Монументальная иконопись Новгорода и творчество Феофана Грека.
XIV-XV вв. Строятся новые церкви, заказываются росписи для этих церквей, заказываются новые иконы. В ранние времена главная роль в иконописи принадлежала княжеским и архиепископским иконописным мастерским, теперь рядом с ними возникают новые мастерские, работающие и для всего новгородского населения и для крестьян обширных северных территорий. Производство икон «на экспорт» быстро становится в Новгороде доходной статьёй. Заказчиками монументальных росписей становятся теперь не князья, а всесильные богатые бояре — и это приводит к отходу от византийских традиций, поскольку меняется вкус и идеология тех, кто оплачивает работу. Картина новгородской иконописи XIV века весьма пёстрая и противоречивая — возможно, из-за случайности и малого числа сохранившихся памятников. Но что безусловно в новгородском искусстве XIV века — это монументальные росписи храмов. Первый по времени памятник — это росписи Михайловской церкви Сковородского монастыря, возникшие около 1360 года.
В 70-е гг. в Новгороде появляется греческий художник по имени Феофан Грек — это событие не только для художественной жизни города, но и для всего русского искусства. Что за свою жизнь он расписал около 40 церквей.
Феофан был прежде всего гениальным живописцем. В манере его нет ничего заученного, монотонного, привычного, напоминающего какие-либо иные иконы и фрески. Его кисть движется стремительно, даже молниеносно. Не задерживаясь на деталях, он лепит чистую форму и двумя-тремя ударами белил оживляет образ.
Феофан не любит ярких, пёстрых красок. Его колорит сдержан. Он имел обыкновение выполнять фрески на нейтральном фоне. У художника могучий живописный темперамент, он пишет в резкой, решительной, смелой манере. Он лепит свои фигуры энергичными мазками, накладывает поверх карнации сочные белые, голубоватые, серые и красные блики, придающие его лицам волнующую живость. В создании образа, лица, фигуры, любого предмета, любого объекта исключительную роль играл свет и, согласно византийской символике, не участвовала тень. Это создавало световую насыщенность изображения, его блистательность и торжественность.
- 2. Иконопись X—XIII веков в Древней Руси. Техника, стилистика, иконография. Характеристика основных памятников.
- 3.Архитектура Киевской Руси.
- Владимиро-суздальская школа и ее основные памятники: церковь Покрова на Нерли, Дмитриевский собор во Владимире и др.
- Основные памятники Новгорода второй половины XIV в. — высшая точка эволюции новгородского зодчества.
- Деисусный чин Благовещенского собора — центральный памятник московской иконописи последней четверти XIV в
- Искусство Андрея Рублева и его круга как русская национальная интерпретация византийской художественной культуры позднепалеологовского времени.
- Монументальная иконопись Новгорода и творчество Феофана Грека.
- Архитектура конца XV-начала XVI вв.: строительные работы в Московском Кремле и приглашение итальянских мастеров.
- Расцвет псковской архитектуры.
- Творчество Дионисия: росписи собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре.
- Сложение типа шатрового храма: церковь Вознесения в Коломенском и др.
- Ретроспективные тенденции, историзм культурной политики Ивана Грозного. (Лицевой летописный свод)
- Икона «Церковь воинствующая» («Благословенно воинство небесного царя...») — зримое воплощение устремлений Российского государства к созиданию Святой Руси.
- Годуновское зодчество. (1590-е годы — 1604 г.).
- 16. Архитектура Ярославля XVII в.
- Строительство патриарха Никона, смысл его культурной политики.
- «Нарышкинское барокко» в архитектуре конца XVII века и нарастание западноевропейского влияния в русском искусстве.
- Борьба иконоборцев и иконопочитателей в середине XVII века, ее выражение в искусстве.
- Творчество Прокопия Чирина, Никифора Савина, Назария Истомина и пр.
- 25. И. П. Аргунов. Уникальная проблема крепостного творчества
- 26. М. И. Козловский. Идиллическое направление в творчестве скульптора.
- 27. В. Боровиковский. Сентиментализм и ампир в поздних портретах 1800-х годов.
- 28. О. Кипренский. Концепция личности и ее новизна.
- С. Щедрин. Образ Италии в пейзажах Щедрина и его соотношение с романическим «культом Италии».
- А. Венецианов. Своеобразие его изображения крестьянского мира.
- 31.Карл Брюллов (1799-1852)к. Брюллов. Компромисс между классицизмом и романтизмом.
- 32.. Иванов и его место в русском искусстве. Соотношение библейской и античной тематики.
- 33. П.ФедотовБиографияП. Федотов. Концепция бытовой картины и ее отличие от венециановского варианта.
- 34.В.В ВерещагинВ.В. Верещагин. «Этнографический жанр» и баталистика.
- 35. И. Крамской. Портретная концепция. Эволюция. Типическое и индивидуально-характерное
- 36. Алексей Саврасов и Иван Шишкин: две концепции национального пейзажа
- 38 И. Репин. Жанровое и тематическое многообразие творчества.
- 40 В. Васнецов. Раннее творчество. Обращение к эпосу и сказочным сюжетам: поиск живописной метафоры.
- 41 М. Врубель. Тема Демона.
- 42 В. Серов. Концепция светского парадного портрета.
- 44 К. Сомов. Культивирование «галантного жанра».
- 45 Л. Бакст. Картина «Древний ужас
- 46 Борис Михайлович Кустодиев
- Вопрос 48 н. Рерих. Языческий мир как объект стилизации.