Художественные принципы
Для картин передвижников были характерны обострённый психологизм, социальная и классовая направленность, высокое мастерство типизации, реализм, граничащий с натурализмом, трагический в целом взгляд на действительность. Ведущими стилями в искусстве передвижников были импрессионизм и реализм.
Ива́н Никола́евич Крамско́й (1837, Острогожск — 1887, Петербург) — русский живописец и рисовальщик, мастер жанровой, исторической и портретной живописи; художественный критик.
Христа писал.
Толстого мучал и писал, неизвестную писал, умник и красавец.
Крамской родился 27 мая (8 июня) 1837 в городе Острогожск Воронежской губернии, в семье писаря. После окончания острогожского уездного училища Крамской был писарем в острогожской думе. В 1853 году он поступил ретушером к харьковскому фотографу. В 1856 году он приехал в Петербург, где занимался ретушерством в известной тогда фотографии Александровского. В 1857 году Крамской поступил в Санкт-Петербургскую Академию Художеств учеником профессора Маркова. Вскоре Марков пригласил его в помощники по расписыванию купола храма Христа Спасителя в Москве. Из-за болезни Маркова, всю главную роспись купола сделал Крамской, вместе с художниками Венигом и Кошелевым.
В 1863 году Академия Художеств присудила ему золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы». До окончания учебы в Академии оставалось написать программу на большую медаль и получить заграничное пенсионерство. Совет Акамии предложил ученикам на конкурс тему из скандинавских саг «Пир в Валгалле». Все четырнадцать выпускников отказались от разработки данной темы, и подали прошение о том, чтобы им позволили каждому выбрать тему, по своему желанию. Последующие события вошли в историю русского искусства как «Бунт четырнадцати». Совет Академии им отказал, а профессор Тон отметил: «если бы это случилось прежде, то всех бы вас в солдаты!» 9 ноября 1863 года Крамской от лица товарищей заявил совету, что они, «не смея думать об изменении академических постановлений, покорнейше просят совет освободить их от участия в конкурсе». В числе этих четырнадцати худоджников были: И. Н. Крамской, Б. Б. Вениг, Н. Д. Дмитриев-Оренбургский, А. Д. Литовченко, А. И. Корзухин, Н. С. Шустов, А. И. Морозов, К. Е. Маковский, Ф. С. Журавлев, К. В. Лемох, А. Григорьев, М. Песков, В. П. Крейтан и Н. В. Петров. Ушедшие из Академии художники образовали «Петербургскую артель художников», просуществовавшую до 1870 года. В 1863—1868 годах он преподавал в школе рисования общества поддержки прикладного искусства. В 1869 году Крамской получил звание академика. он преподавал в школе рисования общества поддержки прикладного искусства.
В 1863 году образовалось «Товарищество передвижных художественных выставок», одним из основных организаторов и идеологов которого был Крамской.
Под влиянием идей русских демократов-революционеров Крамской отстаивал взгляд о высокой общественной роли художника, принципов реализма, моральной сущности и национальности искусства. Он стал одним из основных организаторов и идеологов общества подвижных выставок искусств (или Передвижники).
Иван Николаевич Крамской. Портрет художника Шишкина. (1880, Русский музей)
Иван Николаевич Крамской создал ряд портретов выдающихся русских писателей, артистов и общественных деятелей (таких как: Лев Николаевич Толстой, 1873; И. И. Шишкин, 1873; Павел Михайлович Третьяков, 1876; М. Е. Салтыков-Щедрин, 1879 — все находятся в Третьяковской галерее; портрет Боткина, 1880 — частная коллекция, Москва), в которых выразительная простота композиции, ясность фигуры подчеркивают ведущую часть глубокой психологической характеристики.
Могила И. Н. Крамского на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре (Санкт-Петербург)
Демократические взгляды Крамского нашли огромное отражение в его портретах крестьян, которые показывают искреннее богатства и внутреннее превосходство простых людей.
Одна из известнейших работ Крамского — «Христос в пустыне» (1872, Третьяковская галерея).
Продолжатель гуманистических традиций Александра Иванова, Крамской создал религиозный перелом в морально-философском мышлении. Он придал драматическим переживаниям Иисуса Христа глубоко психологическую жизненную интерпретацию (идея героического самопожертвования). Влияние идеологии заметно в портретах и тематических картинах — «Н. А. Некрасов в период „Последних песен“», 1877—1878; «Неизвестная»", 1883; «Неутешное горе», 1884 — все в Третьяковской галерее.
Демократическая ориентировка работ Крамского, его критические проницательные суждения об искусстве, и настойчивые исследования объективных критерий оценок особенностей искусства и их влияния на него, развило демократическое искусство и мировоззрение на искусство в России в последней трети XIX столетия.
Художник умер 24 марта (5 апреля) 1887 года, во время работы над портретом доктора Раухфуса, когда он внезапно наклонился и упал. Раухфус попытался оказать ему помощь, но было уже поздно.
Расскажите о пейзажной живописи передвижников. Выявите различия творческих методов А. Саврасова и А. Куинджи на примерах их произведений. Охарактеризуйте творчество И. Левитана.
Пейзаж передвижников
В творчестве художников передвижников значительное место занимал пейзаж. На этих картинах мастера с проникновенным лиризмом и теплотой изображали различные уголки русской природы.
Один из родоначальников русского реалистического пейзажа Алексей Кондратьевич Саврасов (1830—1897) родился в Москве в семье купца. Окончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества, он уже в двадцать четыре года стал членом Академии художеств, а в двадцать шесть лет — преподавателем воспитавшего его училища. Саврасов много путешествовал: посетил Англию, Францию, Германию, Швейцарию. Вернувшись в Россию, художник принял участие в организации Товарищества передвижных выставок.
На первой выставке передвижников Саврасов представил произведение, сразу принёсшее ему известность, — «Грачи прилетели» (1871 г.). Необычайно светлая по колориту, маленькая картина удивила зрителей простотой сюжета. Художник показал начало весны в захолустном уголке Костромской губернии. На переднем плане кривые берёзы и грязный талый снег, справа лужа, в середине облупленная церквушка с колокольней. Перед ней щербатый сарай и покосившийся забор. Из облаков вот-вот пойдёт снег, и даже грачи не оживляют убогого вида: их тёмные силуэты словно пятна на полотне, а гнёзда неуютны и растрёпанны.
Прекрасна здесь только сама живопись: снег написан нежнейшими оттенками сиреневого, голубого, жёлтого, коричневого, розового. В луже отражается небо, берёзы тянутся вверх, и это как бы расширяет пространство картины, вызывая ощущение пробуждающейся природы.
На полотне «Просёлок» (1873 г.) Саврасов изобразил раскисшую мокрую дорогу, уходящую вдаль под облачным небом, с лохматыми ветлами на повороте и островками травы на обочине.
Алексей Саврасов. Просёлок. 1873 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Поздние маленькие этюды художника написаны лёгкими свободными мазками, свежестью красок, чистотой восприятия. Таков этюд «Дворик. Зима» (конец 70х гг.), где зритель как будто из окна видит двор, окружённый деревянными постройками, и утиное семейство, греющееся на зимнем солнышке.
Алексей Саврасов. Дворик. Зима. Конец 70х гг. XIX в. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
«Он сумел отыскать в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу», — писал о Саврасове его ученик, знаменитый пейзажист Исаак Ильич Левитан.
Иван Иванович Шишкин (1832— 1898) родился в городе Елабуге в семье образованного и влиятельного купца. После окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества, а затем Академии художеств в Петербурге (с Большой золотой медалью) он был отправлен в поездку по Европе. В Германии Шишкин завершил обучение и стал академиком. Точность рисунка, суховатая живопись и пристрастие к монументальным композициям выделяют его среди других русских пейзажистов.
Настоящую славу Шишкину принесла картина «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии», в 1872 г. получившая первую премию на выставке Общества поощрения художников. Впервые в русском искусстве художник показал не опушку леса и не вид на лесные дали, а величавую чащу с громадами стволов. Трещины коры, травинки, камни вы писаны с наблюдательностью учёного натуралиста, без поэтического трепета. Однако внимание зрителя привлекают и унылые пни по сторонам ручья на переднем плане, и наклонившаяся сосна в центре кар тины, которую поддерживает верши ной соседка, и забавная жадность двух медведей, заглядевшихся на высоко висящую борть (улей).
Шишкин всегда создавал свои произведения на основе нескольких мотивов, увиденных в разных местах. На картине «Рожь» (1878 г.) он написал сказочной высоты колосья — по плечи идущим вдалеке крестьянам; а посередине широко раскинувшегося поля могучие сосны, которым здесь не место: их Шишкин всегда создавал свои произведения на основе нескольких мотивов, увиденных в разных местах. На картине «Рожь» (1878 г.) он написал сказочной высоты колосья — по плечи идущим вдалеке крестьянам; а посередине широко раскинувшегося поля могучие сосны, которым здесь не место: их корни не дали бы его вспахать. Эти намеренные ошибки живописца создают тем не менее убедительный образ изобилия и богатырской мощи русской природы.
Картину «Утро в сосновом лесу» (1889 г.) Шишкин создал вместе с другом, художником Константином Аполлоновичем Савицким (1844—1905), который изобразил на переднем плане медведицу с тремя медвежатами, играющими на упавших гнилых деревьях, и туман над оврагом справа. Сосновый бор написал Шишкин. Ни тот ни другой художник не считали картину творческой удачей. Однако публика полюбила её, наверное за то, что медведям здесь присущи вполне человеческие отношения: дети балуются, а мама ворчит.
Своеобразный талант художника оценили и представители Академии художеств, и члены Товарищества передвижных выставок.
Фёлор Васильев. Мокрый луг. 1872 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Фёдор Александрович Васильев (18501873) закончил Рисовальную школу при Обществе поощрения художников, затем пользовался советами Шишкина и покровительством Крамского. Его произведения («Оттепель», 1871 г.; «Мокрый луг», 1872 г.; «В Крымских горах», 1873 г.) свидетельству ют о незаурядном даровании, не успевшем полностью раскрыться из-за ранней смерти художника.
Пейзажист Архип Иванович Куинджи (1841 — 1910) родился в Мариуполе на побережье Азовского моря. Его отец, грек по происхождению, был сапожником. Куинджи не получил систематического художественного образования, но рисовал постоянно. Он некоторое время жил у Ивана Константиновича Айвазовского в Феодосии, а в конце 60х гг. переехал в Петербург. С друзьями, будущими передвижниками, художник много работал на природе.
Архип Куинлжи. Вечер на Украине. 1878 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
В 1873 г. Куинджи написал картину «На острове Валааме». Ещё незаконченной она привлекла внимание знатоков. Каменистая земля с редкими деревьями справа окаймлена озером. От горизонта надвигается тёмная мгла, поглощая дальний лес. Хмурое небо почти всё озарено необыкновенным светом с переливами, напоминающими сияние драгоценных камней. Мрачные пейзажи Русского Севера впервые были показаны так прекрасно и странно.
На деньги, уплаченные за это про изведение коллекционером Павлом Михайловичем Третьяковым, Куинджи совершил поездку в Европу. Здесь он набрался опыта, особенно его привлекли полотна французских живописцев барбизонской школы.
В своих работах художник прежде всего стремился передать освещение, контрасты света и тени. Пространство картины «Вечер на Украине» (1878 г.) тонет в сумраке, последние солнечные лучи освещают белые хаты на тёмном при горке среди садов.
Архип Куинджи. Берёзовая роща. 1879 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Не все художники одобряли своеобразную живопись Куинджи, однако зрители ждали его произведений с нетерпением. В их числе необычная по композиции картина «Берёзовая роща» (1879 г.). На первом плане изображены не деревья целиком, а только гибкие белые стволы. Позади них — силуэты кустов и деревьев, а вокруг — изумруд болота с прогалиной, полной тёмной воды.
В 1881 г. Куинджи выставил пейзаж, вопреки ожиданиям публики написанный в спокойных светлых тонах, — «Днепр утром». Сквозь ту манную дымку слева виден пригорок Справа извивается лента реки, а над ней простирается бесконечная глубина неба.
Эта лирическая работа была последней из тех, которые публика увидела при жизни Архипа Куинджи. Вскоре художник затворился в своей мастерской и до самой смерти почти никому не показывал новых произведений.
- Перечислите виды пространственных искусств и проведите их сравнительную характеристику. Приведите примеры памятников искусства.
- Выявите особенности искусства палеолита. Объясните причины и характер изменений, произошедших в искусстве неолита. Приведите примеры памятников искусства.
- Искусство Древнего Царства (XXXII в. — XXIV в. До н. Э.)
- Искусство Среднего Царства (XXI в. — XVIII в. До н. Э.)
- Искусство Нового Царства (XVII в. — XI в. До н. Э.)
- Скульптура Древнего Египта
- Архитектура Среднего царства
- Архитектура Нового царства
- Искусство Эгейской цивилизации
- Кикладское искусство
- Критское искусство
- Ахейское искусство
- Характеристика периодов Эпоха геометрики
- [Править] Поздняя геометрика
- [Править] Архаический период (VII - VI вв. До н.Э.)
- Архаический период (XII до н. Э. До времён Солона (590 до н. Э.))
- Ранне-классический период (590 до н. Э. — 470 до н. Э.)
- Классический период (470 до н. Э. — 338 до н. Э.)
- Период Эллинизма (338 до н. Э. — 180 до н. Э.)
- Раскройте особенности трактовки образа человека в древнегреческом искусстве. Проведите сравнительный анализ древнеегипетской и древнегреческой скульптуры.
- 1. Скульптура эллады
- 2. Скульптура архаического периода (VIII-VI вв. До н. Э.)
- 3. Скульптура классической Греции в V веке до н. Э.
- 4. Скульптура классической Греции в IV веке до н. Э.
- Расскажите как древнегреческое искусство формировало в жителях страны граждан и героев. Докажите на примерах архитектуры, скульптуры и вазописи.
- Чернофигурная вазопись
- [Править] Краснофигурная вазопись
- Искусство
- Архитектура
- Скульптура
- Живопись
- Стенная живопись
- Этапы развития римской архитектуры Первый период
- Второй период
- Третий период
- Четвёртый период
- Расскажите о раннехристианском искусстве как о переходном этапе в истории искусства. Проведите сравнительный анализ античного и средневекового искусства.
- Историко-художественные истоки и религиозные предпосылки византийского искусства
- Периоды истории византийского искусства и их характеристика
- Иконопись
- Характерные черты византийского зодчества
- Эволюция византийской архитектуры
- Архитектурные особенности софии
- Выявите особенности трактовки образа человека в византийском искусстве. Раскройте значение византийского искусства как хранителя наследия античности.
- Докажите наличие влияния византийской культуры на древнерусское искусство. Дайте периодизацию древнерусского искусства. Расскажите об искусстве Киевской Руси.
- Расскажите об искусстве времени феодальной раздробленности. Проведите сравнительный анализ памятников архитектуры Владимиро-Суздальской и Новгородской земель.
- Новгород Великий
- Архитектурные особенности
- Объясните, что такое икона и чем она отличается от картины на библейский сюжет. Расскажите о возникновении высокого иконостаса и опишите его устройство.
- Предпосылки к возникновению
- Характеристика стиля
- [Известные постройки в романском стиле
- Дайте общую характеристику готического искусства. Выявите сходство и различия в планировке, конструкциях, декоре, психологическом воздействии романского и готического храмов.
- Архитектура
- Система аркбутанов и контрфорсов
- Изобразительное искусство
- Скульптура
- Декоративно-прикладное искусство
- Расскажите об особенностях готической живописи. Укажите различия в трактовке образа человека во французской и немецкой готической скульптуре. Приведите примеры памятников искусства. Живопись
- Раскройте причины сложной творческой судьбы в. Баженова. Расскажите о творчестве м. Казакова. Оцените художественные достоинства памятника Петру I э.М.Фальконе.
- Голицынская больница
- Здание сената
- Расскажите о развитии живописи и скульптуры в русском искусстве второй половины XVIII века, назовите ведущих мастеров, дайте краткую характеристику их творчества.
- Павел 1 Екатерина II – законодательница Гордеев ф.Г., (1744-1810), скульп.
- Обоснуйте появление «революционного классицизма» во Франции конца XVIII века. Раскройте особенности творческого метода Давида, расскажите об эволюции его творчества.
- Охарактеризуйте идейные и художественные задачи романтизма.
- Проведите сравнительный анализ творческого метода классицизма и творческого метода романтизма на примере живописных произведений Энгра и Делакруа. Расскажите о творческом пути этих мастеров.
- Орловский, Александр Осипович
- Раскройте особенности синтеза скульптуры и архитектуры в искусстве ампира на примере Адмиралтейства Захарова в Петербурге. Назовите ведущих русских скульпторов периода и их основные работы.
- Адмиралтейство образца 1823 года
- Биография
- Расскажите о сложных поисках русского искусства середины XIX века на примерах творчества а. Иванова и п. Федотова. Сравните творческие методы этих мастеров.
- Художественные принципы
- Исаак Левитан (1860-1900)
- Расскажите о творческих поисках н. Ге. Охарактеризуйте творчество и. Репина и его вклад в развитие русского искусства и культуры. Николай Ге (1831-1894)
- Илья Репин (1844—1930)
- Василий Суриков (1848—1916)
- Виктор Васнецов (1848-1926)
- Охарактеризуйте особенности развития искусства стран Западной
- Эдуард Мане (1832-1883)
- Импрессионализм
- Покажите исторические предпосылки возникновения стиля модерн.
- Общая характеристика
- История развития
- Модерн в России
- Модернизм в изобразительном искусстве
- Футуризм в изобразительном искусстве
- Раскройте многогранную художественную ситуацию в русском
- Сравните творческие методы в. Серова и м. Врубеля.
- Охарактеризуйте деятельность объединений «Голубая роза» и «Бубновый валет», выявите различия творческих методов их представителей.
- Охарактеризуйте развитие советского искусства в 20-30-е годы XX
- Идеология
- Идеология
- Характеристика живописи
- Расскажите о ленинском плане монументальной пропаганды. Обоснуйте появление новых видов изобразительного искусства –агитационного фарфора и агитационного плаката, расскажите об их особенностях.
- Тематика плакатов
- Поясните, в чем заключался новаторский характер советской архитектуры. Назовите основных мастеров. Приведите примеры произведений искусства.
- Охарактеризуйте западную скульптуру и архитектуру первой
- Дайте общую характеристику западного искусства второй половины
- XX века. Расскажите о творчестве ведущих архитекторов, скульпторов, живописцев, графиков.
- Охарактеризуйте советское искусство периода второй мировой войны.
- До последнего патрона!
- В атаку!
- Боец побеждает неприятеля в рукопашном бою
- Расскажите о развитии скульптуры военного и послевоенного времени.
- 81. Дайте характеристику «сурового стиля» в советском искусстве, назовите его основных представителей. Выявите творческий метод
- Попков, Виктор Ефимович Биография
- Произведения
- 95. Охарактеризуйте градостроительство и архитектуру классицизма на
- Раскройте причины распада стиля и зарождения ретроспективных