logo search
Библиотековедение ответы на экзамен

1)История создания, развитие и направления деятельности публичных библиотек за рубежом

В годы французской буржуазной революции кон. 18 в. впервые был провозглашен принцип общедоступности библиотек,бесплатное пользование ими.

 Во 2-й пол. 18 - 1-й пол. 19 вв. возник ряд крупных государственных библиотек (Брит. музея в Англии (1753), Конгресса в США (1800), королевские - в Нидерландах (1798) и Бельгии (1837) и др.). 

Некоторые придворные библиотеки превратились в государственные (напр., в Германии: Баварская в Мюнхене, Саксонская в Дрездене).

 Улучшили работу по обслуживанию ученых университетские и др. крупные библиотеки  напр. б-ка Гёттингенского университета, б-ка веймарского герцога и Иенского ун-та (последние две  под рук. И. В. Гёте). С сер.19 в. стали возникать общедоступные библиотеки: бесплатные публичные в Англии и США (в 50-х гг.), народные библиотеки культурно-просветительных обществ и муниципалитетов во Франции, Германии и др. гос-вах (в 60-70-х гг.). Однако библиотеки организованные в 19 в. буржуазией, отвечали в первую очередь интересам капиталистического производства.Начало рабочего движения содействовало возникновению первых библиотек рабочих организаций (Б. чартистов).Парижская Коммуна 1871 последовательно проводила принцип общедоступности Б. и приступила ксозданию Б. с лит-рой, пропагандирующей "социальные установления будущего".

В кон. 19 - нач. 20 вв. создается много новых науч. и общедоступных Б., появляется большое 

Количество периодической и непериодической литературы по библиотеч. делу. 

Начинается профессиональная подготовка библиотечных работников. Развиваются межбиблиотечнве связи, как внутренние, так и международные 

(межбиблиотечный абонемент, книгообмен, междунар. библиотеч. съезды и конференции

 и т. п.). 

Однако и в этот период проявлялись органичительные пороки системы библиотечного дела в капиталистическом обществе: плохое обслуживание сельского населения и угнетенных национальностей, почти полное отсутствие библиотеч. работы в колониях; подбор книг и вся направленность работы библиотек, не отвечающие запросам и нуждам трудящихся.

2-я мировая война нанесла библиотекам значительный ущерб.

 Многие библиотеки были полностью разрушены 

или сильно пострадали (Б. Варшавы, Лондона, Ковентри, Брюсселя и др.). Миллионы книг были уничтожены или разграблены (более2/3 книжных фондов Польши, более 5 млн. книг из Б. Чехословакии, миллионы книг в Китае и т. д.). В Италиии Германии Б. были превращены в очаги фаш. мракобесия: из Б. изымалась прогрессивная лит-ра, ихсобрания пополнялись по особым правительств. спискам наиболее реакц. произведениями.

После 2-й мировой войны огромных успехов достигло развитие библиотек в 

странах социалистического лагеря. Была проведена работа по восстановлению 

библиотечных фондов. Увеличивается число библиотек (напр., в КНР число Б. с 5196 до войны увеличилось к кон. 1958 до 450 тыс.). Создаются планомерно построенные сети Б. Какмассовые, так и научные Б. обслуживают широкие массы народа, активно содействуя социалистич.строительству, развитию науки. Значительны успехи библиотеч. дела в странах, освободившихся от колониальной зависимости (Индия, Индонезия и др.).

В современных условиях общедоступные библиотеки должны

развиваться по трем основным направлениям:

4.1.1. Библиотека как культурно-просветительский центр –

коммуникационная площадка интеллектуального развития и культурного досуга

населения республики;

4.1.2. Библиотека как активный информационный агент, равноправное

действующее лицо в сетевом, виртуальном пространстве, обеспечивающая доступ

как к собственным, так и мировым информационным ресурсам, дающая

пользователю профессиональную консультацию в навигации и выборе

источников информации;

4.1.3. Библиотека как хранитель культурного наследия, в том числе

регионального значения, воплощенного в ее фондах и других информационных

ресурсах. При этом библиотека должна не только хранить но и создавать,

приумножать культурное наследие, предоставлять в общественное пользование

материалы по культурному наследию, в том числе региональной, краеведческой и

локально-исторической тематики.

4.2. Для развития общедоступных библиотек необходимо создать

библиотечное пространство (физическое и виртуальное), изменяющееся в

соответствии с требованиями пользователей и предоставляющее возможность:

 получения книг и других видов документов в бумажном,

аудиовизуальном и электронном форматах;

посредством библиотечного абонемента (выдачи книг на дом),

межбиблиотечного абонемента (МБА), читального зала библиотеки,

доступа к полнотекстовым базам данных различных агрегаторов, других

форм библиотечно-информационного обслуживания

 приобретения новинок издательской продукции и периодики;

посредством приобретения интересующих изданий и документов в

книжном магазине (киоске), расположенном в помещении библиотеки

(при наличии помещений)

 доступа к единому национальному электронному ресурсу,

сформированному в НЭБ;

посредством создания электронных читальных залов в библиотеках,

оформления заявки на подключение библиотеки к НЭБ, оказания

консультационной помощи читателям.

 получения необходимой консультационной помощи;

посредством консультаций, оказываемых в рамках библиотечной

деятельности Публичными центрами правовой и иной социально-

значимой информации (ПЦПИ) с приглашением специалистов –

юристов, психологов, врачей, экологов, представителей органов власти,

10 избирательных комиссий, военкоматов и пр.

 пользования другими государственными услугами и получения иных

социально-значимых и дополнительных услуг;

посредством доступа к сайту государственных услуг и электронного

правительства

 получения возможности проведения интеллектуального досуга и

общения, обсуждения прочитанного и увиденного, повышения

квалификации и уровня образованности;

посредством создания интеллект-центров, клубов по интересам,

площадок для общения, литературных студий, проведения

интеллектуальных игр, организации краеведческого и литературного

туризма, встреч с литераторами и другими деятелями культуры,

концертов, выставок в помещениях библиотек либо через он-лайн

сервисы, а также посредством проведения просветительских

мероприятий – лекций, семинаров, научных дискуссий, организации

курсов изучения языков, информационной грамотности, повышения

квалификации и др. услуг, в том числе во взаимодействии с

образовательными и др. учреждениями и организациями

4.3. Трансформацию общедоступных библиотек предлагается обеспечить

за счет:

 технологического развития, внедрения информационных систем в работу

с пользователями и внутренние бизнес-процессы библиотек;

 приспособления внутреннего пространства библиотек к современным

потребностям пользователей, создания условий для безбарьерного общения;

 комплектования общедоступных библиотек персоналом, отвечающим

технологическим и информационным вызовам времени, в том числе на

основе обучения и переподготовки кадров.

Манифест ЮНЕСКО о Публичных библиотеках: http://cbs-beloretsk.com/images/documenti/official/unesko_public_libr_1994.pdf

Если этой информации недостаточно, то больше можно посмотреть здесь:

http://dic.academic.ru/dic.nsf/sie/2094/БИБЛИОТЕКИ

http://udmlib.ru/files/01standart/mod_standart_UR.pdf