logo
Библиотековедение ответы на экзамен

1)Деятели отечественной науки и культуры 18 века о роли библиотеки в обществе

В 1774 г. М. Н. Муравьев издает «Похвальное слово Михайле Васильевичу Ломоносову», где дает восторженную характеристику его творчества и упоминает о необходимости публикации рукописей: «Я умалчиваю здесь о творениях его, более достойнейших быть изданными в свет, где бы усматривалось величие его намерения, проницания божественного ума, где бы явился в удивленных очах многочисленных сограждан не один в нем стихотворец, не один вития, не один природы испытатель, мудрец и мира гражданин, честный человек, сын Отечества, ревнитель добрых дел, рачитель общественного блага, Росс именем и делом».

Морозов о Ф. Прокоповиче

Говоря о Карамзине, эксперты вспомнили сказанное о нём Гоголем: «Карамзин представляет, точно, явление необыкновенное. Вот о ком из наших писателей можно сказать, что он весь исполнил долг, ничего не зарыл в землю и на данные ему пять талантов истинно принес другие пять…»

Представление о том, что Радищев — не писатель, а общественный деятель, отличавшийся поразительными душевными качествами, стало складываться сразу после его смерти и, по сути, определило его дальнейшую посмертную судьбу. И. М. Борн в речи к Обществу любителей изящного, произнесенной в сентябре 1802 года и посвященной смерти Радищева, говорит о нём: «Он любил истину и добродетель. Пламенное его человеколюбие жаждало озарить всех своих собратий сим немерцающим лучом вечности». Как «честного человека» («honnête homme») характеризовал Радищева Н. М. Карамзин (это устное свидетельство приведено Пушкиным в качестве эпиграфа к статье «Александр Радищев»). Мысль о преимуществе человеческих качеств Радищева, над его писательским талантом особенно емко выражает П. А. Вяземский, объясняя в письме А. Ф. Воейкову желание изучить биографию Радищева: «У нас обыкновенно человек невидим за писателем. В Радищеве напротив: писатель приходится по плечу, а человек его головою выше».

Ко времени его избрания ректором имел 37 лет стажа библиотечной работы и оставался библиотекарем еще три года после ухода с поста ректора. В библиотеке Чеботарев не просто выдавал книги, но старался и руководить чтением студентов. Так, он написал работу "Слово о способах и путях, ведущих к просвещению" (1779 г.) - советы для учащихся. Там он рекомендовал подбирать книги по определенной теме, последовательно их прочитывать по степени трудности (начиная с краткого обзора наук, постепенно повторяя до тех пор, пока не узнаешь "всего расположения той науки, в которой упражняться намерен"). Сторонник воспитания планового чтения, он советовал, как прочитывать отдельную книгу (читать оглавление, предисловие, делать выписки, анализировать прочитанное, сравнивать с другими источниками). Харитон Андреевич Чеботарев написал первый учебник с элементами библиографии - перевел "Введение в историю" И. Фрейера (1769 г.). Там он изменил авторское название на "Краткая всеобщая история" и, поскольку в учебнике не было раздела о русской истории, дополнил его "Кратким российским летописцем" М.В. Ломоносова и собственным предисловием, где выразил свои взгляды на преподавание истории. Предисловие содержало критический библиографический обзор существующих пособий по истории, трудов, на которые в учебнике есть ссылки В конце книги Чеботарев поместил предметный указатель. Написал он и учебник по географии.