1)История создания, развитие и направления деятельности публичных библиотек за рубежом
В годы французской буржуазной революции кон. 18 в. впервые был провозглашен принцип общедоступности библиотек,бесплатное пользование ими.
Во 2-й пол. 18 - 1-й пол. 19 вв. возник ряд крупных государственных библиотек (Брит. музея в Англии (1753), Конгресса в США (1800), королевские - в Нидерландах (1798) и Бельгии (1837) и др.).
Некоторые придворные библиотеки превратились в государственные (напр., в Германии: Баварская в Мюнхене, Саксонская в Дрездене).
Улучшили работу по обслуживанию ученых университетские и др. крупные библиотеки напр. б-ка Гёттингенского университета, б-ка веймарского герцога и Иенского ун-та (последние две под рук. И. В. Гёте). С сер.19 в. стали возникать общедоступные библиотеки: бесплатные публичные в Англии и США (в 50-х гг.), народные библиотеки культурно-просветительных обществ и муниципалитетов во Франции, Германии и др. гос-вах (в 60-70-х гг.). Однако библиотеки организованные в 19 в. буржуазией, отвечали в первую очередь интересам капиталистического производства.Начало рабочего движения содействовало возникновению первых библиотек рабочих организаций (Б. чартистов).Парижская Коммуна 1871 последовательно проводила принцип общедоступности Б. и приступила ксозданию Б. с лит-рой, пропагандирующей "социальные установления будущего".
В кон. 19 - нач. 20 вв. создается много новых науч. и общедоступных Б., появляется большое
Количество периодической и непериодической литературы по библиотеч. делу.
Начинается профессиональная подготовка библиотечных работников. Развиваются межбиблиотечнве связи, как внутренние, так и международные
(межбиблиотечный абонемент, книгообмен, междунар. библиотеч. съезды и конференции
и т. п.).
Однако и в этот период проявлялись органичительные пороки системы библиотечного дела в капиталистическом обществе: плохое обслуживание сельского населения и угнетенных национальностей, почти полное отсутствие библиотеч. работы в колониях; подбор книг и вся направленность работы библиотек, не отвечающие запросам и нуждам трудящихся.
2-я мировая война нанесла библиотекам значительный ущерб.
Многие библиотеки были полностью разрушены
или сильно пострадали (Б. Варшавы, Лондона, Ковентри, Брюсселя и др.). Миллионы книг были уничтожены или разграблены (более2/3 книжных фондов Польши, более 5 млн. книг из Б. Чехословакии, миллионы книг в Китае и т. д.). В Италиии Германии Б. были превращены в очаги фаш. мракобесия: из Б. изымалась прогрессивная лит-ра, ихсобрания пополнялись по особым правительств. спискам наиболее реакц. произведениями.
После 2-й мировой войны огромных успехов достигло развитие библиотек в
странах социалистического лагеря. Была проведена работа по восстановлению
библиотечных фондов. Увеличивается число библиотек (напр., в КНР число Б. с 5196 до войны увеличилось к кон. 1958 до 450 тыс.). Создаются планомерно построенные сети Б. Какмассовые, так и научные Б. обслуживают широкие массы народа, активно содействуя социалистич.строительству, развитию науки. Значительны успехи библиотеч. дела в странах, освободившихся от колониальной зависимости (Индия, Индонезия и др.).
В современных условиях общедоступные библиотеки должны
развиваться по трем основным направлениям:
4.1.1. Библиотека как культурно-просветительский центр –
коммуникационная площадка интеллектуального развития и культурного досуга
населения республики;
4.1.2. Библиотека как активный информационный агент, равноправное
действующее лицо в сетевом, виртуальном пространстве, обеспечивающая доступ
как к собственным, так и мировым информационным ресурсам, дающая
пользователю профессиональную консультацию в навигации и выборе
источников информации;
4.1.3. Библиотека как хранитель культурного наследия, в том числе
регионального значения, воплощенного в ее фондах и других информационных
ресурсах. При этом библиотека должна не только хранить но и создавать,
приумножать культурное наследие, предоставлять в общественное пользование
материалы по культурному наследию, в том числе региональной, краеведческой и
локально-исторической тематики.
4.2. Для развития общедоступных библиотек необходимо создать
библиотечное пространство (физическое и виртуальное), изменяющееся в
соответствии с требованиями пользователей и предоставляющее возможность:
получения книг и других видов документов в бумажном,
аудиовизуальном и электронном форматах;
посредством библиотечного абонемента (выдачи книг на дом),
межбиблиотечного абонемента (МБА), читального зала библиотеки,
доступа к полнотекстовым базам данных различных агрегаторов, других
форм библиотечно-информационного обслуживания
приобретения новинок издательской продукции и периодики;
посредством приобретения интересующих изданий и документов в
книжном магазине (киоске), расположенном в помещении библиотеки
(при наличии помещений)
доступа к единому национальному электронному ресурсу,
сформированному в НЭБ;
посредством создания электронных читальных залов в библиотеках,
оформления заявки на подключение библиотеки к НЭБ, оказания
консультационной помощи читателям.
получения необходимой консультационной помощи;
посредством консультаций, оказываемых в рамках библиотечной
деятельности Публичными центрами правовой и иной социально-
значимой информации (ПЦПИ) с приглашением специалистов –
юристов, психологов, врачей, экологов, представителей органов власти,
10 избирательных комиссий, военкоматов и пр.
пользования другими государственными услугами и получения иных
социально-значимых и дополнительных услуг;
посредством доступа к сайту государственных услуг и электронного
правительства
получения возможности проведения интеллектуального досуга и
общения, обсуждения прочитанного и увиденного, повышения
квалификации и уровня образованности;
посредством создания интеллект-центров, клубов по интересам,
площадок для общения, литературных студий, проведения
интеллектуальных игр, организации краеведческого и литературного
туризма, встреч с литераторами и другими деятелями культуры,
концертов, выставок в помещениях библиотек либо через он-лайн
сервисы, а также посредством проведения просветительских
мероприятий – лекций, семинаров, научных дискуссий, организации
курсов изучения языков, информационной грамотности, повышения
квалификации и др. услуг, в том числе во взаимодействии с
образовательными и др. учреждениями и организациями
4.3. Трансформацию общедоступных библиотек предлагается обеспечить
за счет:
технологического развития, внедрения информационных систем в работу
с пользователями и внутренние бизнес-процессы библиотек;
приспособления внутреннего пространства библиотек к современным
потребностям пользователей, создания условий для безбарьерного общения;
комплектования общедоступных библиотек персоналом, отвечающим
технологическим и информационным вызовам времени, в том числе на
основе обучения и переподготовки кадров.
Манифест ЮНЕСКО о Публичных библиотеках: http://cbs-beloretsk.com/images/documenti/official/unesko_public_libr_1994.pdf
Если этой информации недостаточно, то больше можно посмотреть здесь:
http://dic.academic.ru/dic.nsf/sie/2094/БИБЛИОТЕКИ
http://udmlib.ru/files/01standart/mod_standart_UR.pdf
- 1 Билет
- 1)История создания и развития Публичной библиотеки в сПб до середины 19 века
- 2)Библиотеки Древнего мира
- 2 Билет
- 1)Университетские библиотеки России, их роль в жизни общества 19 века
- 2)Библиотечно-информационные сети как результат координации современной деятельности библиотек
- 3 Билет
- 1)Всероссийский библиотечный съезд 1911 года и его значие для развития бибилиотечного дела в России
- 2) Библиотечно-информационная деятельность юнеско
- 4 Билет
- 1)Восстановление и развитие библиотек в ссср после Великой Отечественной войны
- 2)Библиотеки западной Европы в период Средневековья
- 5 Билет
- 1)История создания библиотеки Румянцевского музея. Её деятельность в дореволюционный период
- 2)История и современное состояние Национациной библиотеки в Париже
- 6 Билет
- 1)Реорганизация библиотечного дела в России 1917-1920 годов
- 2)Возникновение и развитие Национальных библиотек мира
- 7 Билет
- 1)История создания Библиотеки Академии наук и её деятельность в 18 веке
- 8 Билет
- 1)Библиотечное дело в ссср в годы вОв
- 2)Деятельность а.Паницци в Библиотеке Британского музея в 19 веке
- 9 Билет
- 1)Развитие библиотечного дела и библиотековедческой мысли в России 11-17 веков
- 2)Университетские библиотеки за рубежом: история создания, основные этапы развития
- 10 Билет
- 1)Библиотеки стран Арабского Халифата
- 2)Состояние библиотечного дела за рубежом в период между двумя мировыми войнами
- 11 Билет
- 1)Библиотечное дело в России на рубеже веков: конец 19 – начало 20 века
- 2)Международная Федерация библиотечных ассоциаций и учреждений (ифла). Структура и основные программы
- 12Билет
- 1)Деятельность библиотеки Академии Наук в Петербурге 19 века
- 2)Мелвил Дьюи и его вклад в развитие библиотечной теории и практики
- 13 Билет
- 1)Возникновение монастырских библиотек на Руси и их развитие в последующие столетия
- 2)Библиотечная политика Франции в период Великой Французской революции
- 14 Билет
- 1)Деятельность и.А.Крылова в Публичной библиотеке в Петербурге
- 15Билет
- 1)Библиотечное дело в Россиив 18 веке
- 16 Билет
- 1)Развития Публичной библиотеки в сПб во второй половине 19 века. Деятельность в.И.Собольщикова и в.В.Стасова
- 2)Национальные библиотечные ассоциации и общества: история создания и их роль в развитии библиотечного дела
- 17 Билет
- 1)Особенности развития библиотечнго дела в России в 20е годы 20 века
- 2)Библиотечное дело за рубежом в годы Второй мировой войны
- 18 Билет
- 19 Билет
- 1)История создания, развитие и направления деятельности публичных библиотек за рубежом
- Библиотека Конгресса. История создания и развития в 19 веке.
- 20 Билет
- 1) История создания и развитие Публичных библиотек губернских и уездных городов в России в 19 веке
- 2)Деятельность Британской библиотеки на современном этапе
- 21 Билет
- 1)Особенности развития библиотечной теории и практики в ссср в 30х годах 20 века
- 2)Библиотеки Европы в период Возрождения и реформации
- 22 Билет
- 1)Деятели отечественной науки и культуры 18 века о роли библиотеки в обществе
- 2)Библиотеки Византии