§ 7. Выражение эмоций и демонстрация эмоций
И, наконец, выражение эмоций не следует путать с тем, что можно назвать демонстрацией эмоций, то есть с выказыванием их симптомов. Когда говорится, что художник в настоящем смысле этого слова — это человек, выражающий эмоции, это не значит, что, если он чего-то боится, то бледнеет и заикается, если он зол, то краснеет и ревет, и т.д. Все эти пиления и в самом деле называются выражением, однако точно так же, как мы разделили правильное и неправильное употребление слова искусство, мы должны разделить правильное и неправильное употребление слова выражение, а в контексте разговора об искусстве этот смысл слова выражение неправилен. Характерный признак правильного выражения — ясность и понятность. Таким образом человек, выражающий какую-то эмоцию, получает возможность осознать, что же он выражает, и дает возможность окружающим понять эту эмоцию в нем и в себе. Бледность и заикание — естественные спутники страха, однако человек, который, испытывая страх, начинает заикаться, не достигает благодаря этому осознания точного облика своих эмоций. В этом отношении он остается столь же непросвещенным, как был, если бы, испытывая чувство страха, не выказывал его симптомы.
|121| Путаница между двумя этими смыслами слова выражение может легко привести к ложным критическим оценкам, а следовательно, и к ложной эстетической теории. Иногда достоинством актрисы считается ее способность во время исполнения патетической сцены довести себя до такого состояния, чтобы плакать настоящими слезами. Для такого мнения могут быть некоторые основания, если профессию актера считать не искусством, а ремеслом и если цель актрисы в данной сцене — вызвать скорбь в ее аудитории, но даже и в этом случае мы согласимся с упомянутым мнением, только если окажется верным, что скорбь у аудитории можно вызвать лишь демонстрацией симптомов скорби. А ведь, без сомнения, большая часть людей именно так и думает о работе актера. Однако если его цель не развлечение, а искусство, цель, которую он ставит перед собой, состоит не в задуманном эмоциональном воздействии на аудиторию, а в исследовании собственных эмоций (посредством системы выражения, составленной частично из речи и частично из жестов), в открытии в самом себе еще не известных эмоций. Тогда, позволяя аудитории наблюдать процесс открытия, он дает ей возможность сделать подобное открытие в собственной душе. Тогда хорошую актрису будет отличать не ее умение плакать настоящими слезами, а способность понять и сообщить аудитории, о чем же ее слезы.
Это применимо к любому искусству. Художник никогда не буйствует. Человек, который пишет, рисует и т. п. лишь для того, чтобы выпустить пар, использует традиционные материалы искусства как средства для демонстрации симптомов эмоций, может заслужить похвалы как эксгибиционист, но сразу же теряет всякое право на звание художника. Эксгибиционистам тоже можно найти применение: они могут развлекать или исполнять магические функции. Ко второй категории будут, например, принадлежать молодые люди, которые, узнав в муках тела и души, на что в действительности похожа война, чеканят свое возмущение в стихах и публикуют их в надежде заразить других своим чувством и заставить мир отказаться от войны. Однако эти стихи не имеют ничего общего с поэзией.
Томас Гарди в конце прекрасного и трагического романа, в котором превосходно выражает свои печаль и возмущение тем, как бессердечная сентиментальность заставляет страдать доверчивую невинность, все портит последним абзацем, торопясь высказать обвинения в адрес «президента бессмертных». Эта нота звучит фальшиво, и не потому, что она богохульственна (она не оскорбит настоящей набожности), а потому, что она представляет собой буйство. Следствие по делу Бога уже закончено. Заключительный абзац ничего к нему не добавляет. Он только ослабляет воздействие приговора, демонстрируя симптом чувства, которое уже выражено книгой. Примерно так же выглядел бы судья, который в конце своей обвинительной речи плюнул обвиняемому в лицо.
|122| Той же слабостью особенно часто грешит Бетховен. Несомненно, отчасти она оправдывается его глухотой, однако причина этой слабости не глухота, а характер, склонный к буйству. Он обнаруживает себя в том, как музыка кричит и бормочет, вместо того чтобы просто говорить, как, например, в партии сопрано из мессы ре мажор или в плане начала сонаты Hammerklavier. Он, видимо, знал об этой слабости и пытался ее преодолеть, иначе он не провел бы столько лет зрелости посреди струнных квартетов, где крики и рыдания, можно сказать, почти физически невозможны. Хотя даже там старый Адам важно выходит в некоторых пассажах Gross Fuge.
Это, разумеется, не значит, что драматический писатель не может допустить буйство у какого-либо из своих персонажей. Грандиозный скандал в конце The Ascent of F6, подобно буйству шекспировских героев, по образу и подобию которого он и построен50, исполнен с достаточной долей иронии. Здесь буйствует не автор, а изображаемый им неуравновешенный персонаж. Эмоции, выражаемые здесь автором, — это эмоции, с которыми он смотрит на изображаемого героя, а точнее, эмоции, которые он питает в отношении тайной и постыдной частицы себя, которой соответствует этот персонаж.
- Содержание
- Предисловие
- I. Введение § 1. Два условия существования теории эстетики
- Книга I. Искусство и he-искусство
- II. Искусство и ремесло § 1. Смысл ремесла
- § 2. Техническая теория искусства
- § 3. Крушение этой теории
- § 4. Техника
- § 5. Искусство как психологический раздражитель
- § 6. Изящные искусства и красота
- III. Искусство и отображение § 1. Отображение и имитация
- § 2. Отображающее искусство и искусство подлинное
- § 3. Платон и аристотель о подражании
- § 4. Буквальное и эмоциональное отображение
- IV. Искусство как магия § 1. Чем магия не является — (1) псевдонаукой
- § 2. Чем магия не является — (2) неврозом
- Примечание к § 2
- § 3. Что же такое магия?
- § 4. Магическое искусство
- V. Искусство как развлечение § 1. Развлекательное искусство
- § 2. Полезное и приятное34
- §3. Примеры развлекательного искусства
- § 4. Отображение и критик
- § 5. Развлечения в современном мире
- VI. Подлинное искусство — искусство как выражение § 1. Новая проблема
- § 2. Выражение эмоций и возбуждение эмоций
- § 3. Выражение и индивидуализация
- § 4. Отбор и эстетическая эмоция
- § 5. Художник и простой смертный
- § 6. Проклятие башни из слоновой кости
- § 7. Выражение эмоций и демонстрация эмоций
- VII. Подлинное искусство — искусство как воображение § 1. Определение проблемы
- § 2. Созидание и творчество
- § 3. Творчество и воображение
- § 4. Воображение и игра
- § 5. Произведение искусства как объект воображения
- § 6. Общий опыт воображения
- § 7. Переход к книге II
- Дополнительное примечание по поводу перспективы и плоскости картины (с. 138-139 ориг.)
- Книга II теория воображения
- VIII. Мысль и чувство § 1. Мысль и чувство в сравнении
- § 2. Чувство
- § 3. Мысль
- § 4. Проблема воображения
- Примечание к с. 154-155
- IX. Ощущение и воображение § 1. Терминология
- § 2. История проблемы: от декарта до локка
- § 3. Беркли: теория интроспекции
- § 4. Беркли: теория отношения
- § 6. Кант
- § 7. «Иллюзорные чувства»
- § 8. «Видимости» и «образы»
- § 9. Заключение
- X. Воображение и сознание § 1. Воображение как активный фактор
- § 2. Традиционная путаница между чувством и воображением
- § 3. Впечатления и идеи
- § 4. Внимание
- § 5. Видоизменение ощущения под действием сознания
- § 6. Сознание и воображение
- § 7. Сознание и истина
- § 8. Выводы
- XI. Язык § 1. Символ и выражение
- § 2. Психическое выражение
- § 3. Выражение воображения
- § 4. Язык и языки
- § 5. Говорящий и слушающий93
- § 6. Язык и мысль
- § 7. Грамматический анализ языка
- § 8. Логический анализ языка
- § 9. Язык и символический аппарат
- Книга III теория искусства
- XII. Искусство как язык § 1. Общая схема теории
- § 2. Подлинное искусство и то, что называют искусством по ошибке
- § 3. Хорошее искусство и искусство плохое
- XIII. Искусство и истина § 1. Воображение и истина
- § 2. Искусство как теория и искусство как практика
- § 3. Искусство и интеллект
- XIV. Художник и общество § 1. Облечение в форму
- § 2. Создание картины и ее созерцание
- § 3. Материальное «произведение искусства»
- § 4. Аудитория как понимающий партнер
- § 5. Аудитория как сотрудник
- § 6. Эстетический индивидуализм
- § 7. Сотрудничество между художниками
- § 8. Сотрудничество между автором и исполнителем
- § 9. Художник и его аудитория
- XV. Заключение