36. Художественная деталь, ее функции в тексте.
Художественно воссоздаваемаяпредметность может подаваться автором обстоятельно, детализировано, вподробностях, или, напротив, обозначаться суммирующее, итогово. Жизненныеявления воспроизводятся либо «крупным планом», либо «общим планом».
Из предметно-психологическойсферы произведения, нередко весьма широкой, автор выделяет ее отдельные детали,являющиеся несомненно важными звеньями произведения.
За пределами «мелочей»,подробностей, деталей находятся не только впрямую формулируемые писателемобобщения, но и краткие «итоговые» сообщения о каких-то фактах, которыеостались вне сюжета. «Вишневый сад».
Детализированные картины,играющие, как правило, главную, решающую роль в литературном творчестве, могутстроиться по-разному. В одних случаях автор дает развернутую характеристикукакого-либо одного явления, в других – соединяет в одних и тех же текстовыхэпизодах разнородную предметность. Так, например, Тургенев и Гончаров быливесьма склонны к неторопливому и обстоятельному живописанию интерьеров, пейзажей,наружности героев, их разговоров и душевных состояний, сосредотачиваясь то наодних, то на других сторонах воссоздаваемой реальности.
Иначе подается изображение вчеховской прозе, немногословной, компактной, динамичной и стремительной впереходах от одних предметов к другим.
За рамками детализированногопредставления: умолчания (узнавания), пробелы, аллюзии.
- 2. Персонаж. Герой. Система персонажей. Характер.
- 3. Литературные роды. Принципы их выделения.
- 4. Поэтика. Ее основные категории.
- 5. Жанр как литературоведческая категория. Носителижанра. Жанровые доминанты.
- 6. Специфика драматического произведения
- 7. Разновидности тонической системы стихосложения.
- 8. Классификация рифмы. Понятие клаузулы
- 11. Художественное пространство и художественноевремя. Понятие хронотопа.
- 12. Системы стихосложения
- 13.Характеристика понятий «фабула» и «сюжет».Неоднозначность их определений в теории литературы.
- 14. Литературное произведение как художественноеединство. Слагаемые литературногопроизведения как системы.
- 16.Стих и проза как формы художественной речи. Ритм встихе и прозе.
- 17. Роль языка в литературно-художественномпроизведении; две его основные сферы:речь автора и речь персонажей. Форма сказа.
- 18.Лирика как литературный род. Формы лирики.
- 19.Эпос как литературный род. Формы эпоса.
- 20.Система изобразительно-выразительных средств(тропы).
- 21.Жанры драмы
- 22. Жанры лирики
- 23. Понятие «мотива» и «лейтмотива»
- 24. Строфа и ее виды. Типы рифмовки
- 26. Сентиментализм как творческий метод. Основныезаконы сентиментализма.
- 27. Романтизм как творческий метод. Романтика какпафос.
- 28. Реализм как творческий метод. Его трансформации
- 29. Специфика искусства.Семиотическая природа литературы. Художественная условность
- 30. Модернизм, его основные течения и представители
- 31. Основные черты постмодернизма.
- 32. Жанровая сущность романа. Разновидности романа.
- 33. Литературоведение как наука. Её связь со смежнымифилологическими науками, состав. Общая характеристика основных разделовлитературоведения.
- 34. Значение термина «композиция». Понятиеархитектоники. Типы композиций: линейная, кольцевая, монтажная.
- 35. Элементы внешней композиции.
- 36. Художественная деталь, ее функции в тексте.
- 37. Художественная система античности
- 38. Художественная система средневековья
- 39. Эпоха Возрождения
- 40. Барокко
- 41. Понятие о художественном мире.
- 42. Понятие о литературном процессе.
- 43. Понятие свободного стиха (верлибр)