36. Алексей Саврасов и Иван Шишкин: две концепции национального пейзажа
1. Алексей Саврасов и Иван Шишкин.Судьба Алексея Кондратьевича Саврасова его часто называют “художником одной картины”, последние годы он провел в нищете забытье. Но это был величайший русский пейзажист.
Алексей Кондратьевич родился 12 мая 1830 г. В 1844 он поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества В 1848 году Московское художественное общество в своем отчете называет Саврасова учеником, представившим лучшие эскизы. Позже его назовут надеждой русского искусства, а в 1850 за “Вид Московского Кремля при лунном освещении” и “Камень в лесу у Разлива” Совет Московского художественного общества присваивает Саврасову звание художника.
Это были полотна “Вид в окрестностях Ораниенбаума” и “Морской берег в окрестностях Ораниенбаума”.
в Москве 1871 года именно там и была впервые представлена его знаменитая картина “Грачи прилетели”, ставшая целой эпохой в русской живописи. С 1873 по 1878 год картины Саврасова представлены на академических выставках. Также его работы появляются на венской выставке 1873 года и парижской выставке 1878 года. В 1882 году картины Саврасова представлены на всероссийской выставке в Москве. Но это уже период жизни Саврасова, окрашенный печальными тонами.
В конце 1870-х годов у Саврасова ухудшается зрение, он тяжело болеет и не может работать в прежнем режиме, все реже выставляется, к тому же, распалась его семья.
Когда в 1882 году после смерти Перова, который его “прикрывал”, Саврасова уволили, то лишенный казенной квартиры, художник вынужден скитаться и жить в трущобах. Последние годы он провел в нищете и скончался в московской больнице для бедных 26 сентября 1897 года.
2. Иван Иванович Шишкин.
Его популярность — при всей, казалось бы, общественной нейтральности пейзажного жанра — поистине легендарна. Здесь, видимо, имеют значение внутреннее родство поэтической стихии творчества художника с эпико-героическими традициями русского фольклора, открытость и сила национального чувства, заложенного в его искусстве. Еще в начале творческого пути Шишкин записал в свой альбом, что «главнейшее для пейзажиста есть прилежное изучение натуры». Он никогда не изменял этому принципу. В конце жизни художник рассуждал перед учениками о не понятых еще таинствах природы, о будущем расцвете пейзажной живописи в России, ибо, как он считал, «Россия — страна пейзажа». Так складывалась монолитная концепция творчества Шишкина, снискавшая ему, в силу своей цельности и органичности, столь широкое признание. Неразделимость самого предмета творчества художника и его искусства бросалась в глаза современникам. Его называли «лесным богатырем-художником», «царем леса», и в самом деле культ дерева, леса был присущ Шишкину в высшей степени. Он видел в нем бесконечное разнообразие форм, воплощение бессмертия природы, материализацию чувства Родины. Не было в русском искусстве художника, который бы знал пейзаж столь «ученым образом» (Крамской). Крамским точно отмечена сама сущность творческого метода Шишкина, метода, в котором функции художественно-познавательные, эстетические естественно сочетались с функциями «естествоиспытательскими», научно-исследовательскими. Правда, такое сочетание не могло не привести к известным издержкам и потерям, к которым, прежде всего, относится недостаточная разработанность колорита в художественной системе живописца. Но у Шишкина сам пафос познания, благодаря именно своей мощи, целенаправленности и объективной истинности, приобретал нередко богатые образные потенции и нес немалое эмоциональное напряжение. Его стремление объектировать, очистить от всего личного и потому случайного свое восприятие природы приводило к тому, что картины Шишкина воспринимались как программные свидетельства принципиальной личной позиции художника, и они не оставляли зрителя равнодушным. У Шишкина не было стремления к самодовлеющей пейзажности, его не увлекала дикая, первобытная красота природы — в картинах художника она всегда соприкасается с миром людей, миром живых существ, о котором напоминают то мотив дороги, то срубленное дерево, то фигура лесного сторожа и т. д.
№37. Ф. Васильев, А. Куинджи: варианты преобразования романтической традиции.
Младший современник Саврасова Федор Александрович Васильев (1850-1873), несмотря на краткость отпущенной ему творческой судьбы, успел не только найти свой собственный путь к поэтическому переосмыслению и художественному раскрытию души русской природы, но и безгранично расширить пределы и возможности лирического пейзажа.
Чувство природы у Васильева всегда эмоционально, по-особому отзывчиво на самые сложные и тонкие настроения. Васильев обладал исключительной наблюдательностью и повышенной восприимчивостью к жизни природы, он боготворил природу и именно ее воспринимал светлым началом в трудной земной жизни человека. Уже в первых работах Васильева, незатейливых и скромных («Деревенская улица» (1868), «После грозы» (1868), «Перед дождем» (1869), «Пейзаж с избами, крытыми соломой» (1869) и др.) прочитывается высокое, хотелось бы сказать, венециановское чувство
гармоничного приятия природы.
Необычным для второй половины XIX века подходом, новыми темами и мотивами, индивидуальными декоративными поисками обогатил русскую пейзажную живопись Архип Иванович Куинджи (1842-1910). Неоднократно отмечалось, что поиски световых и цветовых эффектов, доводимые Куинджи порой до иллюзорности, в целом мало свойственны национальному чувству природы, так ярко выраженному в русской демократической культуре не только в живописи, но и в прозе, в поэзии, в музыке. Но обобщенный образ природы, озаренной ярким светом солнца или таинственным серебристым светом луны, найденные необычайно выразительные в своей упрощенности
цветовые отношения в лучших произведениях Куинджи в полной мере передают внутренний восторг художника, ощущающего себя как бы первооткрывателем великолепия и разнообразия жизни. Самобытность Куинджи вызывала и вызывает спорные мнения. Но, безусловно, в русском искусстве эмоциональная приподнятость и романтическая взволнованность его мироощущения, удивительное умение претворить, преобразовать реальные натурные впечатления до синтезированного, обобщенного и вместе с тем сохраняющего всю искренность переживания образа составляют яркую
страницу в разнообразии пейзажного творчества.
Картины: Березовая роща, Лунная ночь на Днепре, Радуга, Украинская ночь и др.
- 2. Иконопись X—XIII веков в Древней Руси. Техника, стилистика, иконография. Характеристика основных памятников.
- 3.Архитектура Киевской Руси.
- Владимиро-суздальская школа и ее основные памятники: церковь Покрова на Нерли, Дмитриевский собор во Владимире и др.
- Основные памятники Новгорода второй половины XIV в. — высшая точка эволюции новгородского зодчества.
- Деисусный чин Благовещенского собора — центральный памятник московской иконописи последней четверти XIV в
- Искусство Андрея Рублева и его круга как русская национальная интерпретация византийской художественной культуры позднепалеологовского времени.
- Монументальная иконопись Новгорода и творчество Феофана Грека.
- Архитектура конца XV-начала XVI вв.: строительные работы в Московском Кремле и приглашение итальянских мастеров.
- Расцвет псковской архитектуры.
- Творчество Дионисия: росписи собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре.
- Сложение типа шатрового храма: церковь Вознесения в Коломенском и др.
- Ретроспективные тенденции, историзм культурной политики Ивана Грозного. (Лицевой летописный свод)
- Икона «Церковь воинствующая» («Благословенно воинство небесного царя...») — зримое воплощение устремлений Российского государства к созиданию Святой Руси.
- Годуновское зодчество. (1590-е годы — 1604 г.).
- 16. Архитектура Ярославля XVII в.
- Строительство патриарха Никона, смысл его культурной политики.
- «Нарышкинское барокко» в архитектуре конца XVII века и нарастание западноевропейского влияния в русском искусстве.
- Борьба иконоборцев и иконопочитателей в середине XVII века, ее выражение в искусстве.
- Творчество Прокопия Чирина, Никифора Савина, Назария Истомина и пр.
- 25. И. П. Аргунов. Уникальная проблема крепостного творчества
- 26. М. И. Козловский. Идиллическое направление в творчестве скульптора.
- 27. В. Боровиковский. Сентиментализм и ампир в поздних портретах 1800-х годов.
- 28. О. Кипренский. Концепция личности и ее новизна.
- С. Щедрин. Образ Италии в пейзажах Щедрина и его соотношение с романическим «культом Италии».
- А. Венецианов. Своеобразие его изображения крестьянского мира.
- 31.Карл Брюллов (1799-1852)к. Брюллов. Компромисс между классицизмом и романтизмом.
- 32.. Иванов и его место в русском искусстве. Соотношение библейской и античной тематики.
- 33. П.ФедотовБиографияП. Федотов. Концепция бытовой картины и ее отличие от венециановского варианта.
- 34.В.В ВерещагинВ.В. Верещагин. «Этнографический жанр» и баталистика.
- 35. И. Крамской. Портретная концепция. Эволюция. Типическое и индивидуально-характерное
- 36. Алексей Саврасов и Иван Шишкин: две концепции национального пейзажа
- 38 И. Репин. Жанровое и тематическое многообразие творчества.
- 40 В. Васнецов. Раннее творчество. Обращение к эпосу и сказочным сюжетам: поиск живописной метафоры.
- 41 М. Врубель. Тема Демона.
- 42 В. Серов. Концепция светского парадного портрета.
- 44 К. Сомов. Культивирование «галантного жанра».
- 45 Л. Бакст. Картина «Древний ужас
- 46 Борис Михайлович Кустодиев
- Вопрос 48 н. Рерих. Языческий мир как объект стилизации.