logo search
Библиотековедение ответы на экзамен

1)Возникновение монастырских библиотек на Руси и их развитие в последующие столетия

древнерусские библиотеки создаются в период образования и начала развития древнерусского государства — Киевской Руси. Киев был провозглашен столицей государства князем Олегом (?—912) в 882 г.

В IX в. греческие и арабские писатели рассматривали Киевскую Русь чаше всего как отдаленную окраину средиземноморского культурного мира, но уже в XI в., после принятия во время правления киевского князя Влади¬мира Святославовича (978-1015) христианства, Русь воспринималась в Ев¬ропе как развитое христианское государство. К концу X в. сложилась рус¬ская письменность и начала развиваться русская литература. Вместе с христианской рукописной книжностью Киевская Русь приняла кириллицуфс-нованную на греческой славянскую азбуку) и литературный старославянс¬кий язык) в основу которого славянские первоучители — Константин (в монашестве — Кирилл) (826-869) и его старший брат Мефодий (820-885) положили городскую речь города Солунь (Фессадоники. ныне Салоники в Греции). В целом Киевская Русь по своим политическим и культурным свя¬зям тяготела к Византийской империи.

Крупнейшими центрами Руси стали Киев и Новгород, среди крупных цен¬тров государства следует назвать Чернигов. Полоцк и Галич, а также Смо¬ленск, Ростов, Суздаль, Владимир.

Во время правления великого князя киевского Ярослава Владимиро¬вича (1019-1054), прозванного впоследствии «Мудрым», Киев становится заметным политическим и культурным центром) имевшим значение не толь¬ко для древнерусского государства. Немецкий хронист Адам Бременский (XI в.) считал Киев соперником Константинополя: По образцу Константино¬поля Ярослав Мудрый строит в Киеве новый Кремль и храм Св. Софии, и первой русской библиотекой считается библиотека при Софийском соборе в Киеве, основанная, предположительно, в 1037 г.

Хотя сам собор сохранился, правда в измененном виде, до настоящего времени, библиотека его утрачена. Неизвестны ни состав фонда библиоте¬ки, ни имена ее писцов16. Не дошло до наших дней и ни одной инвентарной описи — как этой, так и какой-либо другой библиотеки Киевского государ¬ства17, но несомненно, что именно эта библиотека сыграла огромную роль в развитии библиотек древнерусского государства как образец книжного собрания при церкви18.

Вторая крупная библиотека Киевской Руси была создана в Новгороде при храме, также получившем название «Софийский собор». Этот собор был построен новгородским князем Владимиром (сыном Ярослава) в 1045-1051гг.

Активно строили храмы и многие удельные князья — в частности, нов¬городские князья Всеволод Мстиславич (1134-?) и Александр Яроставич Невский (1220-1263), владимирский великий князь и ростовский князь Кон¬стантин I Всеволодович Мудрый (1186-1218). При этих храмах создава¬лись собрания богослужебных книг. В многочисленных источниках, свиде-тельствующих об укреплении княжеской власти и христианства на Руси, содержатся сведения о частных библиотеках. Среди монастырских биб¬лиотек наиболее известно собрание Киево-Печерского монастыря, начало которому было положено в XI в .

Одной из наиболее крупных русских библиотек периода XV-XVIII вв. была библиотека Кирилло-Белозерского монастыря (в настоящее время — территория Вологодской области) (см. цв. вкл., с. IV). Согласно описям, в 1601 г. в его библиотеке насчитывалось 1065, а в 1664 г. — 1916 книг. Библиотека занимала особое, специально отведенное для нее здание. Другая крупная библиотека Русского Севера принадлежала Соловецкому монастырю. К концу XVII в. его библиотека состояла из 1343 рукописей и 83 старопечатных книг. Наряду с этими очень крупными монастырскими библиотеками того времени существовали также библиотеки Троице-Сер-гиева и Волоколамского монастырей, расположенных вблизи Москвы. В биб¬лиотеке первого из них в середине XVI в. насчитывалось 411 древних ру¬кописей. Второй монастырь был основан идеологом официальной церк¬ви Иосифом Волоиким (1439-1515), который передал в библиотеку свое книжное личное собрание. Согласно летописи конца XVI в., в этой мона¬стырской библиотеке насчитывалось почти 1150 томов.

Библиотеки Новгородской республики, сохранившей свою независи¬мость и в годы татаро-монгольского ига, продолжали активно пополнять свои фонды. Новгород активно развивал связи со странами Европы (в пер¬вую очередь с городами Ганзейского союза), однако в отличие от ганзей¬ских городов в Новгороде так и не появилась городская библиотека (их создание было результатом Реформации, то есть определенных обществен¬ных реформ, способствовавших привлечению к власти более широких сло¬ев населения этих городов). Наиболее крупным новгородским книжным собранием оставалась библиотека Софийского собора.

Библиотека Софийского собора в Новгороде отличалась от других рус¬ских библиотек особо хорошо подобранным фондом, которым активно пользовались для изготовления копий24. Сюда приезжали монахи из отда¬ленных русских монастырей и переписывали книги. Одним из них был, на¬пример, игумен Соловецкого монастыря Досифей (коней XIV - начало XV в.)25. Среди читателей библиотеки были и архиепископы новгородские Геннадий (1484-1504) и Макарий (1482-1563).