logo search
Культурология (конспект)

Культура России

Основные этапы развития русской культуры

1. Культура Древней Руси. - I-II -тыс. до н.э. – середина X века

2. Культура Киевской Руси - середина X века – середина XII века

3. Монгольское нашествие - середина XII века -XIV век

4. Идеи Возрождения - XV век - XVI век

5. От смутного времени к новому времени - XVI век - XVII век

6. Русская культура в XVIII веке

7. «Золотой» век русской культуры - XIX век

8. От «Серебряного века» к Новейшему времени: XX век

1. Культура Древней Руси. Начало славянской культуры VI в.

Особенности развития:

ü открытость географического положения (вторжения кочевых народов);

ü природные условия (обилие речных путей предопределило особенности и разнообразие хозяйственной деятельности);

ü создание смешанных поселений (северное побережье Черного моря);

ü упадок греческих городов и некоторый подъем культуры скифов-пахарей;

ü падение Западной Римской империи, массовое движение славян через Дунай приводят к возникновению крупных славянских племен (две ветви славянских племен - анты и собственно славяне) - появление культуры, сложившейся в Киевское время.

Черты культуры восточных славян:

Ø владели секретами обработки металла;

Ø применяли земледельческие орудия;

Ø имели представления о земном и загробном мире;

Ø соблюдали ритуалы.

Древнерусская культура не является славянской, а есть общность, результат смешения субэтнических компонентов:

1. соединение трех хозяйственно-технологических регионов - земледельческого, скотоводческого, промыслового, трех типов образа жизни - оседлого, кочевого, бродячего;

2. смешение этнических потоков - славянского, балтийского, финно-угорского, германского, тюркского, северо­кавказского, а также пересечении влияния нескольких религиозных потоков.

Единственный элемент древнерусской культуры, в котором славянское доминирование не вызывает сомнений, - это язык.

В VI - IX вв:

Ø процесс интенсивного развития народов Восточно-Европейской равнины;

Ø пашенное земледелие вытесняет подсечное;

Ø выделяется ремесло;

Ø устанавливаются тесные культурные связи с Византией, Востоком, Западной Европой;

Ø развивается торговля, появляются определенные формы и традиции торговых соглашений (торговые договоры составлены на двух языках - русском и греческом);

Ø рост числа городов - Новгород, Полоцк, Ростов, Смоленск, Киев - (все на речных, торговых путях; центры политической, культурной жизни, ремесленного производства. В скандинавских сагах IX в. Древняя Русь называлась «Гардарикой» - страной городов).

Таким образом, до второй половины IX в., до образования государства, восточные славяне имели: городскую культуру, значительную историю, успехи в области материальной культуры,

Центральное место в культуре этого периода занимала языческая религия.

Языческие символы:

Ø в мотивах северно-русской вышивки, где по сторонам дерева обычно помещаются всадники, звери или птицы;

Ø в скульптуре - статуи языческих богов из дерева или камня;

Ø в зодчестве - на передней части двускатной кровли русских жилищ вытесывали изображение конской головы или птицы;

Ø в узелковой письменности древних славян.

Славянская письменность имела два алфавита: глаголицу и кириллицу. Наиболее подходящие для языка элементы глаголицы и греческого алфавита составили новую азбуку - кириллицу. Летописи, основные идеи:

а) противостояние внешним силам (патриотическая идея);

б) внутреннее объединение (стремление к единству Руси).

Особенности ранней русской культуры - впитала многочисленные течения составляющих ее племен; восприняла черты и качества восточных и западных соседей, приобрела свою специфику; имела патриархальную основу, поэтому возникшее государство долго сохраняло некоторые черты патриархальной общины; развитием разнообразных ремесел.

2. Культура Киевской Руси. В 988 году принятие христианства.

Древнерусская культура распространилась в Восточной Европе:

ü русские города стали соучастниками создания общеевропейского романского художественного стиля;

ü развивается ремесло (более 40 ремесленных специальностей, производилось более 150 видов изделий из железа, стали);

ü устное народное творчество (песни, сказки, загадки, пословицы, календарная языковая поэзия: заговоры, заклинания, обрядовые песни);

ü возникновение героического былинного эпоса;

ü ведение единой письменности - русский язык;

ü развитие просвещения (городское население грамотное; князья владеют иностранными, древними языками; Киевскую Русь называют «книжной страной»; при монастырях созданы школы, библиотеки, архивы, переводится литература, пишутся летописи);

ü христианские ценности и обряды входят в народную культуру, вытесняют язычество, перемешиваясь с ним.

В начале XII в. в Киеве монах Нестор написал «Повесть временных лет» («Повесть о прошедших временах»): «Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первое княжити, и откуда Русская земля стала есть».

Черты архитектуры: каменное строительство в городах; строительство памятников древнего зодчества: Софийские соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке; принципы строительства храмов (крестово-купольный стиль) заимствованы из Византии.

Особенность зодчества:

Ø с одной стороны, - византийская традиция (вначале и мастера были преимущественно греки);

Ø с другой - отход от византийских канонов, поиск самостоятельных путей в архитектуре (в первой каменной церкви - Десятинной - нехарактерные для Византии черты, многокупольность (до 25 куполов) и пирамидальность)

Направления храмового зодчества XI века:

1. киевская традиция - многоступенчатый и многоглавый облик храма;

2. новгородский стиль - строгий, массивный, четко очерчивающий в пространстве свои формы.

С развитием храмового строительства связано появление новых видов изобразительного искусства - фресок, мозаичных работ, иконописи.

Первый иконописец XI века - Алимпий, обучался у греков.

Канонизированные правила иконописи породили различные легенды.

Первые - лики Христа, Богоматери, некоторых апостолов и святых были сделаны с натуры.

Другие - первый проповедник христианства Иоанн Златоуст создал прориси - узаконенные формы изображения персонажей икон.

Такие прориси художникам-иконописцам были в любом монастыре.

Общие с Европой тенденции развития культуры:

Ø преобладающие технологии материального производства;

Ø городской характер культуры;

Ø единообразие многих ценностных ориентаций.

Особенные:

Ø православный характер русского христианства;

Ø тесные экономические, политические, культурные связи с Византией синтез черты европейской, эллинистической и византийской культуры;

Ø преобладание свободной земледельческой общины, основанной на коллективных формах собственности;

Ø Русь - страна городов, но их роль иная, чем в Европе. Там они - центры ремесла, торговли. На Руси - политические центры;

Ø фольклор приобрел местные особенности (былины Киевского цикла, Новгородского цикла, рязанские, ростовские, черниговские).

Таким образом, культура Киевской Руси обрела многообразие направлений и школ; выработала черты, которые составили общенациональные особенности русского стиля.

3. Монгольское нашествие. XIII - XV век прошли под знаком борьбы против Золотой Орды.

Периоды культуры: упадок, воссоздание - объединение русских земель и возникновением великорусской национальности.

"Слово о полку Игореве" (1187) анонимно, автор соединил прошлое и настоящее Руси, реальность и идеальные представления о должном, язычество и христианство. Автор произведения видит истину в прошлом, когда Русь еще была единой, в "Слове" соединение языческих и христианских воззрении, отражающих особенности русской культуры того времени, авторское представление о мире как о Космосе, в котором все едино - человек, история, природа, символы добра и зла, выраженные через природные состояния света и тьмы, солнца и месяца.

Черты живописи:

На Руси еще не существовало понятия "живопись" - это было время "иконописи". Иконописцев называли "богомазами", без уничижительного оттенка. Иконопись стала национальным явлением. Дерево - липа и сосна. Доска покрывалась левкасом - тонким слоем гипса, на который наносились контуры рисунка. Краски иконописцев, растертые на яичном желтке, отличались яркостью и прочностью. А. Рублев - икона ветхозаветной Троицы, написана в начале XV в. для собора Троице-Сергиева монастыря над могилой духовного отца Рублева - преподобного Сергия Радонежского.

Образцом византийских традиций, укрепившихся в киевской школе живописи, является "Спас Нерукотворный".

В работах новгородских мастеров - грубоватые лица, изборожденные морщинами, лица людей, познавших всю суровость жизни. С течением времени иконы как бы вбирают в себя знание человеческой натуры и умение лаконично и ярко передать ее, суровость взгляда сменяется грустью и задумчивостью.

К началу XIII века появляются новые христианские образы:

Ø образ Богоматери как заступницы, покровительствующей людям (он получил название "Покрова");

Ø образ архангела Михаила приобретает значение небесного заступника;

Ø образ князя - борца за единство Руси (икона из города Дмитрова "Дмитрий Солунский").

Новая символика:

Ø меч - символ защиты, заступничества и справедливого судьи;

Ø княжеский престол - символ единой Руси.

Даже образ Христа претерпел изменения. Грозный и величественный бог уступает место богу, прощающему и доброму.

Владычество Золотой орды оказало двойственное влияние: с одной стороны, ослабляло экономическое и политическое по­ложение Руси, с другой - ускорило объединение княжеств и появление единой русской народности. Духовная культура стремится сохранить самобытность, памятники литературы. В этот период особенно явным становится сплав духовных и политических взглядов, христианского и государственного, религиозного и светского.

4. Идеи Возрождения. Новый взгляд на человека, его место в мире породил новый стиль в разных видах искусства:

ü экспрессивный (Феофан Грек) - насыщен страстями, крайностями, не знает полутонов, категоричен и тенденциозен;

ü "стиль сдержанной эмоциональности" (Андрей Рублев, Дионисий) интерес к духовной жизни человека вне религиозных обстоятельств, к цельности человеческой натуры.

Вершиной слияния итальянского и русского мастерства стал московский Кремль, сооруженный Пьетро Солари (после 1450 - 1493).

Период реформ тяжело отразился для общества, духовной и художественной жизни. Пути развития духовной жизни общества: реформаторство в области церковных установлений и столкновение различных взглядов на место и положение церкви - распространение ереси; государственные реформы - воспринимались неоднозначно.

Таким образом, новое мироощущение проявилось в искусстве, где одни в экспрессивной манере, другие в сдержанной воспевали глубокий и богатый внутренний мир человека.

5. От смутного времени к новому времени. В 1453 г. Русская Православная церковь обретает самостоятельность и отдаляется от западного христианского мира. Русь принимает миссию спасения, возрождения и распространения по миру право­славия. Московская Русь осознает себя «Святой Русью», а Москва - « третьим Римом». На Западе общество освобождалось от власти церкви, в Москве влияние церкви возрастает.

С 1547 г., с венчания Ивана IV на царство, Русь стала называться Россией. Официальное название страны - Российское государство. К XVI в. сформировались специфические черты русского национального самосознания (соединение духовности, свойственной Востоку - выраженной в православии, со стремлением к свободе, демократии, свойственной Западу; коллективизм и слабо выраженное личностное сознание, приоритет государственных начал, интересов державы).

В русской культуре появляется идея единства, быстротечности, бесконечности истории, переориентация с прошлого на будущее.

Литература:

q призыв к единению русских земель для освобождения от врага -«Задонщина», воспевающая великую победу русского народа над татарами.

q исторические повести («Песня о взятии Казани»).

q Летописание («Степенная книга» - с описанием портретов и временами правления великих русских князей).

q рождение картографии и появление словарей (первые карты русского государства, краткие словари иностранных слов - азбуковники).

Архитектура: В конце XVII в. возникает новый стиль храмовой архитектуры - московское барокко, использовавшийся для строительства небольших церквей в усадьбах русских вельмож. Этот стиль условно именовался «нарышкинским». Композиционные принципы стиля: ярусность, центричность, симметрия равновесие масс (нижний ярус квадратный или прямоугольный, на нем - восьмерик, выше - второй, меньшего объема, и, наконец, завершающий барабан с главой).

Таким образом, за короткий отрезок времени от XVI до XVII века Россия перешагнула из средневековья к новому времени. "Смутное" время - время кардинальных перемен (формируется новый государственный аппарат, ограничивается самос­тоятельность практически любого социального слоя).

В культуре складывается образ просвещенного общества, поддержанный распространением книгопечатания.

6. Русская культура в XVIII веке. Итоги преобразований России Петром I:

ü значительно сократилось отставание экономической и культурной жизни России от передовых стран Европы;

ü превращение в могущественную державу с современной сухопутной армией и могучим Балтийским флотом;

ü вошла в число великих держав.

Особенности общественно - культурных преобразований:

o бурное развитие книгопечатания, особенно учебной литературы (в столицах действовали десятки типографий);

o процесс отделения светской культуры от церковной (замена старого церковнославянского шрифта новым, гражданским);

o появление периодической печати (газета «Ведомости» 1703г);

o развитие книжной торговли, открытие первой библиотеки - доступной для свободного посещения;

o открытие первого музея (Кунсткамера);

o ввод новых бытовых обрядов - привитие западноевропейского образа жизни.

В результате реформ произошли значительные изменения во внешнем облике правящих слоев Русского общества, в духовном, в нравственных понятиях, в частных взаимоотношениях.

Реформы Петра I раскололи общество и привели к образованию двух различных укладов - «почвы» и «цивилизации».

«Почва» - уклад, основные черты которого сложились в условиях Московского царства. С ним была связана основная масса населения. Здесь господствовал коллективизм, уравнительный принцип социальной справедливости, антисобственнические настроения. «Почва» развивала богатейшие традиции народной культуры, культивировала свои системы обрядов, обеспечивавших непрерывность и жизненность традиций.

«Цивилизация» - уклад западного типа. Его выражала профессиональная интеллигенция и предприниматели, связанные с промышленным производством.

Различия - «почва» говорила на русском языке, «цивилизация» - на французском; в рамках одной страны сосуществовали два общества, обладавшие разными ценностями, идеями, тяготевшие к различным путям развития.

Противостояние двух культур определило развитие России в ХVIП-ХIХ вв.

Архитектура: градостроении переход от средневековой радиально-кольцевой схемы строительства к регулярной планировке (геометрическая правильность, симметричность в застройке улиц - В. Баженов, М. Казаков, В. Растрелли).

Искусство: освободилось от церковного влияния; стало светским по форме и содержанию; преобладали два направления: барокко и классицизм.

Главным содержанием классицизма как стиля искусства стал критерий гражданственности и общественной пользы (Правдины и Добролюбовы в комедиях Фонвизина противостоят Скотининым, Простаковым и Вральманам).

Ломоносов одним из создателей русского литературного языка, ввел разграничение лексики на три рода стиля. Это учение легло в основу разделения литературы на жанры:

высокий - оды, героические поэмы, серьезные по своему содержанию речи;

средний - пьесы, которые нуждаются в обыкновенном человеческом слове, стихотворения, элегии, сатиры;

низкий - комедии, шутки, эпиграммы и "описания обыкновенных дел"

Таким образом, Петровская эпоха - время кардинальных перемен от государственности до быта. Существенные результаты достигались за счет усиления централизации, укрепления самодержавия и крепостного права. Эти меры вывели Россию на уровень равенства с развитыми странами Европы. В искусстве центральное место занимает классицизм с идей социально активной личности, несущую в себе разум и пользу. Идея служения Отечеству стала одной из центральных в культуре.

7. «Золотой» век русской культуры. В XIX в. подъем русской литературы - золотой век.

А. С. Пушкин - создатель русского литературного языка, родоначальник новой русской литературы.

Ф. М. Достоевский - художественный мир тревожен и катастрофичен. Стремление к изображению «всех глубин души» человеческой неот­делимо от тезиса о «неисследованности» человеческой природы. Объектом творчества является многогранный человек, эксцентричный, «больной», оторвавшийся от «почвы» (Униженные и оскорбленные, Преступление и наказание).

Л. Н. Толстой - панорама жизни России от представителей двора и высшего света до русского крестьянина, севастопольского солдата и кавказского горца.

Живопись, литература, поэзия, философия создавались дворянской интеллигенцией, а живопись, скульптура крепостными, мещанами;

o народный бытовой жанр (А. Г. Венецианов «Весна», «Лето»);

o пейзаж, лиризм русской природы и страны («Оттепель» Ф. А. Васильев, «Московский дворик» В. Д. Поленов, «Март» и «Летний вечер» И. И. Левитан, Саврасов «Грачи прилетели»);

o былинно-сказочный эпос: («Аленушка», «Витязь на распутье», «Иван-царевич и серый волк», «Три царевны подземного царства» - Васнецов);

o маринисты (Айвазовский);

o природа (Шишкин «Утро в сосновом лесу»).

Архитектура - Казанский собор - А. Н. Воронихин, Адмиралтейство - А. Д. Захаров - величие Петербурга.

Музыка - М. И. Глинка, П. И. Чайковский, А. С. Даргомыжский, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Рахманинов. Симфонизм стал направлением в музыке.

XIX в. окончательное формирование русской национальной культуры - культура нации как общности людей, скла­дывающаяся в ходе формирования ее своеобразного уклада.

Таким образом, XIX век период роста национального самосознания, сформировавшегося в процессе борьбы против французского нашествия. Формируется резко критический взгляд на социальное устройство общества и государства. Общественная мысль пытается найти разрешение главных проблем времени: государственного переустройства, крестьянской реформы и самого человека. Взгляды мыслителей кардинально разделяются: не только славянофилы и западники, но и петрашевцы, народники, социалисты и т. д. предлагают свои кардинальные способы разрешения российских проблем.

В русской культуре XIX века сформировались все предпосылки современной культуры России.

9. От «Серебряного века» к Новейшему времени.

XX век социальных потрясений, надежд и крушений. Начало века период резкого перехода от одного состояния общества к другому, появление философии, связанной с поисками смысла жизни, с образом человека, с социальными проблемами. Середина века преобразовательная деятельность (прерванная Великой Отечественной войной) осуществлялась на энтузиазме народа. Окончание распад СССР.

Пролетарская революция в России начало периода формирования новой советской культуры. Советский период - это сложное и противоречивое явление в развитии не только истории, но и культуры:

ü гениальные ученые и исследователи, талантливые художники, писатели, музыканты, режиссеры;

ü рождение многочисленных творческих сообществ, художественных школ, направлений, течений, стилей;

ü создана тотализированная социокультурная мифология, сопровождавшаяся догматизацией, манипулированием сознания, уничтожением инакомыслия, примитивизацией художественных оценок и физическим уничтожением цвета российской научной и художественной интеллигенции.

В. И. Лениным сформулированы важнейшие принципы отношения коммунистической партии к художественно-творческой деятельности, которые легли в основу культурной политики советского государства. Культура должна выражать интересы класса, а значит, и общества в целом.

Черты социалистической культуры:

- социалистическое общество формирует новую культуру;

- культура принадлежит народу, служит выразителем его интересов и духовных запросов;

- пролетарская культура создается через слом прошлого и опору передового опыта современности.

Однако ряд выдающихся художников, писателей и поэтов активно этому противостояли - А. Платонов, Е. Замятин, М. Булгаков, М. Цветаева, О. Мандельштам. Безусловный приоритет общечеловеческого гуманистического начала над партикулярным (включая узкоклассовое) был для них непреложным законом творчества.

20-е гг. - большевистское правительство пытается наладить диалог с интеллигенцией, так как установить над ней гегемонию в то время не представлялось возможным (первый советский нарком просвещения А. Луначарский, занимавший свой министерский пост вплоть до 1929 г).

30-40-е гг. массовый трудовой героизм в экономическом созидании и в социально-политической жизни общества. Массовая, подлинно народная аудитория - высокие показатели посещаемости театров, концертных залов, художественных музеев и выставок, развитие киносети, книжное издательство и пользование библиотечными фондами. Сущность классового подхода к общественным явлениям была усилена культом личности Сталина.

В предвоенный период повышается роль исторического романа, проявляется интерес к истории отечества и к наиболее ярким историческим персонажам («Кюхля» Ю. Тынянов, «Радищев» О. Форш, «Емельян Пугачев» В. Шишков, «Петр Первый» А. Толстой).

Расцвет советской детской литературы (стихи для детей В. Маяковского, С. Маршака, К. Чуковского, С. Михалкова, повести А. Гайдара, Л. Кассиля, В. Каверина).

С первых дней Великой Отечественной войны советское искусство целиком и полностью посвятило себя делу спасения Отечества. Необыкновенного звучания в этот период достигли советская поэзия и песня. Подлинным гимном народной войны стала песня В. Лебедева-Кумача и А. Александрова «Священная война». В форме клятвы, плача, проклятия, прямого призыва создавалась военная лирика А. Ахматовой, М. Исаковского, С. Щипачева, А. Твардовского, О. Бертгольц, А. Суркова, Н. Тихонова, Б. Пастернака, К. Симонова.

В годы войны создана - Седьмая симфония Д. Шостаковича.

50 - начало 60-х гг. интенсивность и динамизм, политическая и культурная «оттепель». В прозе В. Шукшина, В. Распутина, Ч. Айтматова, в драматургии А. Вампилова, В. Розова, в поэзии В. Высоцкого прослеживается стремление в бытовых сюжетах увидеть сложные проблемы времени.

60-70-е гг. новое звучание темы Великой Отечественной войны в прозе и кинематографе. Самые правдивые романы и фильмы были написаны и сняты писателями и режиссерами, знающими войну по личному опыту (В. Астафьев, В. Быков, Г. Бакланов, кинорежиссеры Г. Чухрай, С. Ростоцкий).

Рождение «деревенской прозы» - В. Астафьев, В. Белов, В. Распутин речь о проблемах общечеловеческих. Писатели- «деревенщики» не только зафиксировали глубокие изменения в сознании, морали деревенского человека, но и показали более драматичную сторону этих сдвигов, коснувшихся изменения связи поколений, передачи духовного опыта старших поколений младшим. Нарушение преемственности традиций приводило к вымиранию старых русских деревень с их веками складывавшимся бытом, языком, моралью. Вследствие этого меняется коренное понятие деревенской жизни - понятие «дома», в которое издревле русские люди вкладывали и понятие «отечества», «родной земли», «семьи». Этой проблеме посвящены повести В. Распутина «Прощание с Матерой» и «Пожар».

60 -70-е гг. проблема взаимоотношения человека и природы, жестокое, потребительское отношение к природе порождало в людях бессердечие, бездуховность (фильм-панорама «У озера» кинорежиссера С. Герасимова).

Феномен прозы А. Солженицына («Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор» - классика инакомыслия).

80-е гг. время сосредоточения художественной культуры вокруг идеи покаяния. Мотив всеобщего греха, плахи при обращении к таким формам художественно-образного мышления, как притча, миф, символ (роман «Плаха» Ч. Айтматова, фильм «Покаяние» Т. Абуладзе, читатель и зритель рассуждали, спорили, вырабатывали собственную гражданскую позицию).

Культура 80-х гг. отличается наметившейся тенденцией дать новую концепцию человека и мира, где общечеловеческое, гуманистическое значимее, чем социально-историческое.

90-е гг. ключевая проблема связана с самосознанием личности в ее отношениях с миром природы и миром людей.

Весь период от 20-х до 80-х гг. параллельно советской культуре развивалась русская культура за рубежом. В 1918-1922 гг. более 2,5 млн. чел. покинули Россию. В эмиграции отразился весь сложный и противоречивый спектр идей и настроений, которые существовали в России к 1917-1920 гг. и выразились в философии и психологии, искусстве и политике, религиозных и нравственных пристрастиях.

Русская эмиграция сохранила и обогатила традиции русской культуры. Характеризуя вклад русской эмиграции первой волны в развитие русской культуры, и особенно литературы, выделяют две группы литераторов:

Первая группа - эмигранты, сложившиеся как писатели еще до событий 1917г. (Л. Андреев, К. Бальмонт, И. Бунин, 3. Гиппиус, Б. Зайцев, А. Куприн, Д. Мережковский, А. Ремизов, Н. Рерих, И. Шмелев, В. Ходасевич, М. Цветаева, Саша Черный).

Вторая группа - литераторы ничего и почти ничего не напечатавшие в России и полностью созревшие как писатели за ее пределами (В. Набоков, В. Варшавский, Г. Газданов, А. Гингер, Б. Поплавский).

Эмигрировали композиторы - Стравинский, Рахманинов, Прокофьев; певцы Шаляпин, Капиц; виртуозы-пианисты Борявский, Орлов, скрипачи Ауэр, Могилевский.

Трагической страницей в истории русской философской мысли XX столетия явилась высылка из Советской России в 1922 г. почти всех ведущих философов немарксистского направления. Этот акт знаменовал собой:

во-первых, искусственное завершение развития философии «серебряного века»;

во-вторых, начало активного административного вмешательства партии и государства в сферу духовной культуры.

Русские философы, оказавшиеся на Западе, заняли в духовной жизни Европы значительное место.

Прага стала центром русского философского зарубежья, преподавали (П. Струве, П. Новгородцев, С. Булгаков, В. Вернадский, И. Лапшин, Н. Лосский, Г. Флоровский, В. Зеньковский).

В 90-е гг., в перестроечное время культура Русского зарубежья почти полностью была возвращена России. Ранее запрещен­ные произведения русских философов стали представлять особое духовно-религиозное направление в истории развития русской философии. Многие литературные произведения русских диссидентов стали доступны для чтения россиянина. Издательства активно публиковали возвращенное литературное достояние, но наследие художников вернуть труднее. Больше всего пострадала живопись, картины художников, эмигрировавших за границу, остались за рубежом.

Таким образом, русская культура:

1) сложилась в результате слияния первичных культур различных племен славянского и восточного происхождения.

2) находилась в постоянном движении, кардинальной смене религиозных взглядов, типов государственности и форм наследования и правления.

3) тесно связана с политическими тенденциями общества.

4) синтезировала существенные черты культуры Востока и Запада. Россия, вобрав в себя эмоциональность Востока и рациональность Запада, создала специфический сплав этих двух сторон.

5) существует не только и не столько в ее официальном выражении, сколько в народном сознании, в его традициях, обычаях, языке, морали, способах мировосприятия и миропонимания.