Античная культура
Античной (лат. антикус - древний) культурой гуманисты эпохи Возрождения называли греко-римскую культуру, ставшую колыбелью европейской цивилизации. Идеи (философские, научные, политические, этические, эстетические), определившие собой своеобразие европейской цивилизации, были рождены Элладе. Гегель отмечал, что в греческом мире мы чувствуем себя дома. Феномен «греческого чуда» (выгодное географическое положение; интенсивное общение с соседями и заимствование их достижений; универсализм и свобода греческой духовности).
Античная культура возникла в III -II тыс. до н. э. на острове Крит, а также в греческом городе Микены.
В искусстве Крита отсутствует каноничность; в архитектуре, живописи, в росписях керамики господствует асимметричность. Во всех критских дворцах размеры внутренних дворов почти всегда одинаковы: 28 х 52 м. (жесткая подчиненность двора какой-то ритуальной системе). Живопись главное украшение Кносского дворца (на одном из восстановленных изображений сцена таврокатапсии - ритуального боя с быком. Тема укрощения быка как тема победы над смертью преобладающая в крито-микенском искусстве). Ритуал включал сцены эпифании (внезапного явления богини). Критская цивилизация погибла в XV в. до н. э.
К середине II тыс. до н. э. на Крите появились микенцы, пришедшие на территорию Греции около 2000 г. до н. э. Микенская культура возникла в (1600 -1100 гг. до н. э.) название по имени города на полуострове Пелопоннес. Искусство Микен в отличие от критского более суровое и простое. Жители города Микен строили город-крепость на высоких холмах, укрепляя их стенами. Отсюда происходит название «акрополь» - верхний город. Основная тема микенского искусства - война, трагедия, смерть (на изображениях мужчины это прежде всего охотники и воины).
К XII в. до н. э. Микенская цивилизация была разрушена дорийцами, новыми греческими племенами.
В период ХI-VIII вв. до н. э. складывается новая цивилизация «гомеровская».
Этапы развития древнегреческой культуры:
архаика (становление) -VII - VI вв. до н. э.;
классика (расцвет) - V-IV вв. до н. э.;
эллинизм (упадок) - конец IV - I в. до н. э.
Архаика. Греки распространили свои владения на побережье Малой Азии, Сицилию, Южную Италию, на берега Черного моря и Египет. Появляются: первые греческие города-государства (полисы), распространяется общегреческая письменность, созданная на основе финикийской в IX веке до н. э., исторические труды и географические описания, лирическая поэзия, театр, сооружаются храмы, развиваются медицина, астрономия, история, география, математика.
Греки преклоняясь перед природой учаться творить красоту, подражая ей. Творчество трактуется как «мимесис» - подражание, прежде всего природе. Недаром греки называли мир именно космосом, а «космос» по-гречески значит «лад», «слаженность», «порядок», «упорядоченность» и даже просто «красота» - косметика.
Основу архитектуры составлял мегарон - дворец властителя, и котором принимали послов и устраивали пиры.
Создаются города, где устанавливает свой порядок, свое равновесие и гармония. В городе складывается продуманная и ясная система архитектурных форм - ордер (от лат. «ордо» - порядок, строй), которая потом становится основой всей новоевропейской архитектуры. Ордер в архитектуре - это определенная система соотношений несомых и несущих частей сооружения, их равновесность и гармония. Около VIII века до н. э. складываются два направления в архитектуре, два первых ордера: дорический и ионийский (названия по местам их возникновения):
дорический - мужественность и героизм. Например, дорические храмы образ мира, как основа всех вещей, похож на храмы древности. Внутренняя коробка - местом хранения статуи бога. Ограда священного места, где ставился храм, служила для охраны всего здания. Двускатная кровля знак того, что здание, вздымаясь над окружающим миром, венчало его. Объем храма противостоит окружающему пространству. Храм на постаменте. В итоге - полное равновесие направлений; чувство глубокой уверенности, непоколебимой твердости.
ионический - женственность, изящество и мягкость. Например, ионическое искусство, более изящно, изыскано, его формы более прихотливы, женственны. Храм Артемиде (Диане), копия пропорций женского тела. Ионийские колонны венчают завитки, похожие на локоны, каннелюры колонн более мягкие и напоминают складки одежды.
Позднее появляется коринфский ордер, близкий к ионическому.
В VII в. до н. э. завершается формирование основных типов храмов: простиль, амфипростиль и периптер.
Разрабатываются эстетические категории, которые выражают оценки и аспекты мироощущения греков: гармония, мера, ритм, симметрия, целостность, прекрасное. С одной стороны это универсальные принципы бытия, а с другой это сущность и способ существования и проявления макрокосмоса и микрокосмоса.
Классика. Появляются философия, живопись, классическая греческая скульптура, театры, стадионы. В греко-персидских войнах (500 -449 до н. э.) греки одержали победу. Война с персами объединила греческие города, утвердила патриотические чувства и представления о свободе. Развивается самосознание горожанина и демократия; театр; искусство прославившее человеческое достоинство и гармоническое развитие полисного человека. Период классики фиксирует важную особенность духовной культуры: эллину не был свойствен узкий профессионализм. Прославленный философ делал замечательные открытия в области математики и астрономии, известный скульптор не только мог построить храм, но и расписать его, создать научный трактат.
Строились специальные здания для хранения картин мастеров - плеотеки (плео - многочисленный, теке - хранилище). Устраивались выставки и обсуждения. Античному образу жизни присуще состязательность, соперничество - «агон».
Скульптура (Фидий, Мирон, Поликлет).
Фидий при реконструкции Акрополя в Афинах, создает грандиозные скульптуры Афины Промахос, Зевса Олимпийского и Афины Парфенос. Его образы наделены одухотворенной красотой и жизненностью.
Мирон в творениях «Дискобол», «Афина и Марсий» утверждает силу и красоту человека Мирон.
Поликлет в теоретическом трактате «Канон» выводит цифровой закон идеальных пропорций человеческого тела и воплощает свои расчеты в статуе «Дорифор», изображающей юношу сильного, красивого, спокойного. Этот образ стал нормой представлений греков о совершенстве человека.
Театр (Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан).
Эсхил в «Прометее Прикованном», в трилогии «Орестея» проводит мысль о том, что мир устроен справедливо и потому не следует сопротивляться судьбе; он предостерегает человека от нарушения им космической «меры», что может обернуться для него бедой.
Софокл в трагедиях «Антигона», «Электра» воспевает мощь свободного человека - его героиня Антигона, нарушает запрет государя и совершает высоконравственный поступок, хоронит погибшего брата; своим поступком она утверждает новые законы в обществе.
Еврипид - героям свойственны и возвышенные чувства (патриотизм, справедливость) и человеческие слабости и пороки (ревность, оскорбленное достоинство, месть).
Аристофан человек в комедиях представлен в суетной повседневной жизни; он обнаруживает тщеславие, лень, трусость и другие человеческие слабости и пороки.
В эстетической традиции разрабатывается проблема воспитательной роли искусства. Появляется понятие «калокагатия» («калос» - прекрасный, «агатос» - добрый). В античной культуре это означает гармоничный человек, физически крепкий, красивый и нравственно добродетельный, гармонию физического и духовного.
Конец V - IV вв. до н. э. - поздняя классика, нарушается гармония между природой и человеком, между древневосточной и европейской системами ценностей в пользу культуры, - человека, в пользу европейских ценностей.
Эллинизм. Александр Македонский завоевал в своих походах (334 -324 до н. э.) территории от берегов Малой Азии до Индии, от Черного моря до аравийских пустынь.
Сущность эпохи эллинизма - разрушение прежних норм:
· в повседневной жизни,
· в традициях,
· в государственности,
· в искусстве.
В повседневности человек оказался незащищенным от воздействия стихий общественной жизни.
В традициях масштабом познания Аристотеля был весь мир, «ойкумена», таким же должен был стать масштаб царствования Александра.
В государственности единовластное правление Филиппа Македонского (отца Александра), а затем Александра Великого,
В искусстве - большее внимание реальному человеку (хилый и изможденный раб-нубиец или старый рыбак становятся привычными персонажами. Искусство этого времени лишается гармонии духа и тела, оно как бы вглядывается в черты лиц стариков, в облик страдания, борьбы или смерти).
Эллинизм - кризисный в общественной и политической жизни, сохранил упорядоченность и определенность в науке, которая утверждала себя в гипотезах и открытиях, успехах математики, астрономии, географии, возникновение ботаники.
Уникальный научный центр, Мусейон ("место пребывания муз"), созданный в Александрии, объединил в своих стенах ученых, съезжавшихся в Александрию времен правления Птолемея I Сотера - "спасителя" (ок. 366 -283 до н. э.). Здесь они имели прекрасные условия для работы: денежные пособия, прекрасные залы для дискуссий, ботанический сад, собрание различных животных - прообраз современных зоопарков и даже лаборатории для хирургов.
В Александрии формируется библиотека и научная школа - Александрийский мусейон - прототип новоевропейских Академий наук. Каждый корабль, входящий в гавань, обязан был сдавать книги. С них снимали копии и при отъезде копии вручались владельцам книг. Так пополнялась библиотека, ее каталог состоял из 120 свитков, около 700 тысяч произведений. Мусейон стал средой, в которой вызревали научные теории. Здесь трудились Евклид, разработавший метод элементарной геометрии; Гиппарх, создатель тригонометрии, ученый, описавший более 850 звезд; учился Архимед.
Возрождение мощного и сильного государства в эллинизме не приводит к утрате интереса к личности. Эллинизм культивирует индивидуализм.
Масштабность и монументальность в художественной культуре призваны были демонстрировать мощь и богатство государства. Архитектура прославляла мощь правителей, тяготела к гигантским размерам (Форосский маяк в Александрии высотой 120 м, алтарь в Пергаме, воздвигнутый царем в честь победы над галлами). Города строятся в соответствии с «гипподамовой системой». Возводятся дворцы, храмы, зрелищные сооружения. В 353 г. до н. э. в Галикарнасе воздвигается гигантская гробница царя Мавсола (отсюда - «мавзолей»), в которой соединяется торжественная восточная пышность декора с изяществом греческого ионического ордера.
Скульптор Харес создает статую бога солнца Гелиоса, высотой в 32 метра, вошедшую в историю как Колосс Родосский. В скульптурах герои утратили гармонию духа: искаженные страданием лица, глубокие тени в глазницах, змеевидно разметавшиеся волосы - все подчеркивает отчаяние и страдание.
Во П в. до н.э. Греция была захвачена римлянами и с этого момента входит в состав римского государства, а после распада Римской империи на Западную и Восточную (Византию) входит в последнюю - вплоть до падения Византии в XV в. н.э.
Таким образом, культура Древней Греции:
ü противоречива, с одной стороны, в религии, в искусстве поклонялись богам, внешней гармонии и формам бытия; с другой стороны, философы призывали искать внутреннее основание мира - субстанцию, видеть внутренний мир человека, его духовную сущность.
ü полисный уклад как продолжение общинного образа
отношений: общее собрание, которое решало основные вопросы, стало основой демократической организации. Полис выработал идеал человека, который стал образцом для подражания в повседневной жизни и в искусстве.
ü человек олицетворение всего сущего, он почти единственная тема искусства (создан идеальный образ гармонически развитого человека в его завершенности). Тело выражает соразмерность форм, радость бытия, торжество гармонии, трепет, ликование, блаженство, восторг, удовлетворенность, напряженность, силу и слабость.
ü духовность развивалась в области философии (Фалес, Пифагор, Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель и т.д.). Формирование основ философии как любви к мудрости. Познание перенесло свой акцент с состояния вчувствования в мир на рациональное его постижение. Выделив категорию бытия, греческие философы понимали его как parents - тайну, которой противостоит созерцательный ум мыслителя. Противоречивость мировоззрения сочетавшее представления о единстве различных начал - рациональное, которое олицетворял Аполлон, и иррациональное, которое олицетворял Дионис.
ü лирика разнообразна по жанрам: торжественные или военно-патриотические оды, басни и эпиграммы, роман. Эпические произведения - «Илиада» и «Одиссея», источник для многих произведений последующих эпох. Сюжеты поэм Гомера обращены к отдаленному прошлому. Гомер придает мифам характер исторической картины. В «Илиаде» - события Троянской войны, один из ее эпизодов, а «Одиссея» - повесть о возвращении одного из героев Троянской войны на родину. В поэтической форме отразилась система мировосприятия древних греков: мораль, общественное устройство, представления о природе, богах, их иерархии, отношениях богов и людей.
ü открытие «политейн» - политическое, социальное в себе самих. Греки осознают себя особенной частью природы. Социальность культивируется в античной культуре.
ü формирование основ гуманизма в мифологии. Боги подобны людям, каждый из них наделен своим характером, своей индивидуальностью, они являются идеалом, к которому необходимо стремиться. Греки были язычниками, поклонялись многим богам, главный бог - Зевс. Наиболее почитаемыми признавались 12 олимпийских (по месту их обитания - на горе Олимп) богов. Число двенадцать не случайно. Оно выражает представление древних греков об идеальной структуре космоса. В представлениях греков боги покровительствуют жизнедеятельности человека. Существовали как боги высшего ранга, так и полубоги низшего ранга, среди которых выделялись герои. Герои имели полубожественный статус, но были смертны. Например, Геракл - сын Зевса и земной женщины Алкмены. Герой благороден, его ценят за социально значимые поступки и действия, в герое воплощены воинские доблести. Он занимает высокое общественное положение, его почитают. Одним из любимых героев в Греции был Геракл. Но связь между богами и людьми была необходима, ее осуществляли оракулы, которые для получения прорицаний обращались к природе: прислушивались к шепоту листьев чудодейственного дуба, к журчанию воды протекавшего источника, присматривались к полету птиц или поведению животных.
ü влияние особенностей организации общества на обычаи, традиции, нормы морали и искусство. Развитие в повседневной жизни мотивации определяющей поведение полисного человека ("культура стыда" и "культура вины"). "Культура вины" обращена к "голосу совести", т.е. к внутреннему суду над собой. "Культура стыда" ориентирована на оценку поведения человека извне, членами той или иной социальной группы. "Культура стыда" включала в себя: представление о богоравности эллина и чувство соревновательности.
ü мужественность, преобладание мужского начала в культуре:
o постоянные войны ставили в центр внимания мужчину и воина;
o в народном собрании участвовали только мужчины, так как они в основном, владели собственностью;
o патриархальная организация общества;
o всегда и везде главным героем был мужчина, искусство прославляло образ гражданина, героя, воина.
Значение и величие греческой культуры заключается в том, что она стала основанием многих культур мира. Ее влияние прослеживается не только на Западе, но и на Востоке, не только на евроазийском континенте, но и в тех культурах на иных континентах, которые складывались в более поздние времена. До наших дней греческая культура осталась образцом полноты взгляда на мир и гуманизма.
- Культурология Часть 1 - Теория культуры Сущность, актуальность и предмет культурологии
- Происхождение и смысл термина «культура»
- Понятие культуры
- Морфология культуры Типы культур
- Субкультура
- Массовая и элитарная культуры
- Контркультура
- Материальная и духовная культуры
- Функции культуры
- Сущность культуры Культура – мир артефактов
- Традиция и формы ее проявления
- Культура и природа
- Культура и цивилизация
- Культура - мир смыслов
- Культура – информационный процесс
- Язык как основное достояние культуры.
- Знаковость и знаки
- Письменность
- Архетипы
- Миф и мифология
- Часть 2 - История культуры Архаическая культура
- Культура Древнего Египта
- Культура Месопотамии
- Культура Древнего Востока Индийская культура
- Китайская культура
- Культура Японии
- Арабо-мусульманская культура
- Культура народов Америки
- Античная культура
- Культура Древнего Рима
- Западноевропейская средневековая культура
- Культура Возрождения
- Европейская культура эпохи Нового времени
- Западная культура хiх века
- Культура России
- Белорусская культура в контексте мировой культуры
- Терминологический словарь