logo
Культурология (конспект)

Культура Древнего Востока Индийская культура

Этапы развития культуры Индии:

1. ведический;

2. индуистский и буддистский;

3. исламский.

Этап ведической культуры (II -середина I тыс. до н.э.) - по названию древнейших религиозных текстов - Вед («веда» - знание). Ведийская религия это религия ариев.

В культе ведического периода центральную роль играли жертвоприношения, преимущественно бескровные, рассматри­вавшиеся как кормление богов. В ведизме заложен момент магии. Представление о загробном мире были неразвиты. Не было изображений богов, их святилищ и храмов.

Этап индуистской и буддистской культуры - к концу I тысячелетия до н. э. на смену ведийской мифологии приходит индуистская мифология. Она возникает в результате демократизации ведийских концепций и соединения их с народными верованиями более древнего происхождения.

На первом плане в пантеоне богов триада: Брахма (творец мира) - Шива (разрушитель мира) - Вишну (хранитель мира). В это время складываются основы кастового строя в Индии. Четырьмя кастами (т.е. цвет), были:

· брахманы (жрецы);

· кшатрии (воины и князья);

· вайшьи, (земледельцы, скотоводы и торговцы);

· шудры (слуги).

Три первые касты были арийскими по своему происхождению, четвертая включала потомков покоренных аборигенов Индии, этнически отличавшихся от завоевателей. Каста брахманов имела наиболее высокий статус в обществе.

Основные цели жизни кастового индуса:

ü исполнение религиозных, семейных и общественных предписаний (дхарма);

ü получение и надлежащее использование материальных ценностей (артха);

ü удовлетворение чувственных желаний (кама);

ü стремление к освобождению от цепи перерождений (мокша).

Индийская мифология развивает учение о душе, карме и сансаре.

Душа человека, согласно представлениям брахманов, после смерти тела не погибает, а переселяется в другое тело, происходит перевоплощение души - реинкарнация.

Карма (от древнеинд. karma - дело, деяние, поступок) понималась как действие, предполагающее последующее вознаграждение или наказание.

Сансара (от древнеинд. sansara - переход через различные состояния, круговорот, колесо рождений) понималась как переход из одного тела в другое, однако каким будет это новое тело - определяется кармой.

Середина I тыс. до н.э. появление нового учения - буддизма.

Этап исламской культуры, связан с началом распространения ислама в VII – VIII вв. Усилилась тенденция взаимопроникновения двух культур - индуистской и мусульманской, вместе с тем возросла отчужденность и враждебность между мусульманами и индусами. Ислам нетерпимо относился к идолопоклонству, в качестве которого рассматривал индуизм. Для индусов неприемлем монотеизм мусульманства и принцип равенства всех людей перед аллахом.

Искусство Индии. Культовое буддийское сооружение - ступа. Конструкция - квадратное основание (символ земли) и полусферическая верхняя часть (символ Неба и бесконечности). Центральный шест ступы - ось Вселенной, соединяет Небо и Землю, символ Мирового Древа Жизни. Рядом со ступой ставились столбы - стамбха с высеченными на них буддийскими мудростями, несущие на себе главные символы буддизма - крылатых львов и колесо закона.

В мечетях и мавзолеях нет скульптуры и живописи. Они имеют красивые купола, тонкие башенки-минареты, стройные стрельчатые арки. Мавзолеи-гробницы размещались в прямоугольном парке с четырьмя входами, ориентированными по сторонам света. Гробницу окружали водоемы, прогулочные дорожки, места для созерцания усыпальницы. Особое место занимает Тадж-Махал - мавзолей императора Шах Джахана и его любимой жены Мумтаз Махал (построен в 1640 году, стены и перегородки из белого мрамора были инкрустированы драгоценными и полудрагоценными камнями).

Индийская литература существует более 40 веков. Наиболее древней является Ведийская литература, первые произведения - Веды (конец II тысячелетия до н. э.). Веды передавались из уст в уста. Литературные языки - санскрит ("обработанный, "упорядоченный") и пракрит ("естественный", "ненормированный").

Ведическая литература состоит из произведений следующих категорий:

o «Самхиты» - сборники гимнов, молитв, заклинаний, магических формул;

o «Брахманы» - прозаический комментарий к Ведам, отражающий господство касты жрецов в жизни общества с развитой системой жертвоприношений;

o «Араньяки» основное внимание на созерцание природы как высшей духовной деятельности человека;

o «Упанишады» - религиозно-философские трактаты, включающие тайные поучения наставников своим ученикам во время бесед.

Эпическая литература (возникновение - первая половина I тысячелетия до н. э.). Наиболее древним эпическим произведением считается «Махабхарата» («Великая Индия», или «Битва бхаратов»). «Махабхарата» самое большое литературное произведение в мире, состоит из 100 тысяч строк, 18 книг. Основной сюжет многократно дополнялся и связан с описанием битвы двух древних родов и их сторонников (пандавов и кауравов) за обладание Хастина-пурой (теперь г. Дели). В центре «Махабхараты» - преклонение перед богом и его всесилием. Эпос «Рамаяна» («Странствия Рамы») состоит из 24 тысяч строк, 7 книг. Поэма «Рамаяна» - гимн божественной гармонии, любви, милосердию и состраданию. Сюжет - подвиги богочеловека Рамы, изгнанного из своего царства и странствующего по Индии в поисках убежища и похищенной жены Ситы.

Палийская литература (III-I вв. до н. э.) связана с распространением буддизма в Индии. Одним из первых памятников палийской литературы считается «Типитака» ( «Три корзины») - собрание буддийских канонических текстов.

Индийский классический танец имеет конкретное содержание. Каждое движение ног, рук, глаз, бровей и других частей тела имеет свое значение, поэтому танец читают.

В танце задействованы основные (голова, руки, грудь, талия, бедра и ноги) и вспомогательные (глаза, брови, нос, губы, подбородок, рот, шея) части тела. Различают 24 движения головы, 26 движений глазного яблока, 6 движений бровей, 4 движения шеи, 100 канонических положений рук.

Особенности искусства Индии:

ü традиционность (свое мировосприятие, свои сюжеты, способы их выражения);

ü динамичность (танец, движение, ритм во всех видах искусства);

ü чувственность (любовь выступает как великое творческое начало мира);

ü символичность (каждый образ составляет определенный элемент целого мира значения и смысла, единой картины мира);

ü анонимность (передавалось из уст в уста от брахманов их ученикам).

Таким образом, культуре Индии характерно:

1. Постоянность экономических и социальных структур в ходе исторических процессов.

2. Изолированность от остального мира природными условиями.

3. Преобладание устной традиции над письменной (накопленная веками мудрость передавалась в устной форме из поколения в поколение).

4. Отсутствие фиксация хронологии событий и культурной жизни.

5. Динамизм и массовость разных типов религиозных верований: брахманизм, ведизм, буддизм, индуизм и ислам. Мирное сосуществование различных религий создало атмосферу самобытности и уникальности. Индусский пантеон богов не поддается счету (по одним источникам, их более 30 тысяч, по другим - более 300 тысяч).

6. Человек, путь самосознания и самосовершенствования в основе философских учений. Главная роль сознательному поведению и образу жизни самого человека, этической стороне жизни человека и общества, традициям.