Европейская культура эпохи Нового времени
Эпоха Просвещения (конец XVII - XVIII вв.) время великих социальных потрясений, с одной стороны, бурное развитие материальной культуры, появление машинного производства, с другой - обострение социальной несправедливости. Просвещение в своей основе демократично, главная задача приобщение к знаниям всего народа, каждого человека.
XVII век - источник современности, период Нового времени. Время осознания того, что идеал человека Ренессанса не только остался недостижимым, но и потерпел крушение. Оно приводит, с одной стороны, к усилению упорядоченного, размеренного образа жизни и мышления, с другой - к бунтарским настроениям в самых разных слоях населения.
Черты эпохи Просвещения, «Века разума»:
1. зарождение и становление буржуазных экономических отношений;
2. освобождение общественного сознания от религиозного давления;
3. распространение идеалов протестантизма;
4. развитие естествознания, рост интереса к научному и философскому знанию;
5. новое понимание человеческого бытия (изменилось отношение к Богу, обществу, государству, другим людям);
6. новое понимание человека (предмет внимания природа, изучаются ее законы, а также закономерности развития общества, государства);
7. исторический оптимизм (век утопий);
8. торжество Разума;
9. идеи равенства всех людей.
Просвещение рассматривало природу как высшую реальность, тождественность мира и природы; развенчало политические и правовые нормы, эстетические и этические кодексы старого сословного общества; создало позитивную, обращенную к человеку, вне зависимости от его социальной принадлежности, систему ценностей западной цивилизации. Человек XVII в. ощущает себя «гражданином мира» (великие географические открытия). Взаимодействие общества и государства принимает форму договора, идея единения под влиянием сильной власти монарха становится господствующей. Абсолютная монархия как форма государства может объединить разрозненные народы и земли.
Для мыслителей эпохи Просвещения характерен универсализм творческих и жизненных интересов («Энциклопедия искусств, наук и ремесел» в 28-ти томах; предлагала новые этические и эстетические нормы, общественно-политические идеалы и нравственные ценности; в издании участвовали все выдающиеся деятели Просвещения из Франции, Германии, Голландии, Англии и других стран; организатор издания Дидро).
Литературные школы:
классицизм - Вольтер (отразил приметы времени, сложность и противоречивость, обличал пороки государства, лицемерие официальной церкви, написал более 70 произведений);
романтизм - Руссо (отвергал формальные излишества, отстаивал простоту и естественность языка, обращение к жизненной правде, положительные герои всегда приносят в жертву моральным принципам себя и свою жизнь, человек велик чувствами, литература должна их отражать и воздействовать на личность);
реализм – Дидро (задача искусства - служить передовым идеям эпохи, принцип идейности).
Особенности живописи эпохи просвещения:
v светский характер искусства;
v повседневность, отражение реальной жизнью реальных людей;
v появление «пейзажей настроения» (Ватто, Гейнсборо, Гварди);
v внимание к эскизу (личное, индивидуальное восприятие, настроение, отраженное в нем, вызывают большее эмоциональное и эстетическое воздействие, чем законченное произведение);
v приоритет рисунку и гравюре (устанавливают более непосредственную связь между зрителями и художником, чем картины);
v усиление роли цвета, многокрасочность, яркость (картина не только выражать и отражать нечто, но и украшает место, где она находится).
В эпоху Просвещения в Европе устраиваются первые публичные выставки - салоны (новый вид связи искусства и общества).
Театр оказался близким духу эпохи. Бурная общественная жизнь подсказывала ему интересные сюжеты, наполняя старые формы новым содержанием. Театр вошел в жизнь людей, поскольку выполнял задачи времени.
Музыка эпохи Просвещения поражает человека масштабностью и глубиной анализа самых потаенных уголков человеческой души. Меняется отношение к музыке, которая еще в XVII в. была всего лишь прикладным инструментом воздействия как в светской, так и в религиозной сферах культуры. Во Франции и в Италии во второй половине столетия достигает расцвета новый светский вид музыки - опера. В Германии, Австрии развивались наиболее «серьезные» формы музыкальных произведений - оратория и месса (в церковной культуре) и концерт (в светской культуре). Вершиной музыкальной культуры эпохи Просвещения является творчество Баха и Моцарта. Разум, культ света, представление о человеке как о венце Вселенной в опере Моцарта «Волшебная флейта» сочетаются с основными идеями утопий XVIII в.
Зримым воплощением «лучших миров» для людей эпохи Просвещения были сады и парки. Как и в утопиях, в них конструировался мир, альтернативный существующему. Мир, который отвечал представлениям времени об этических идеалах, счастливой жизни, гармонии природы и человека, людей между собой, свободе и самодостаточности человеческой личности. Как и природа в целом, сад или парк становился местом философских бесед и размышлений. Парк эпохи Просвещения создавался для возвышенной и благородной цели - служить совершенной средой для совершенного человека. В композицию парков и садов включались библиотеки, картинные галереи, музеи, театры, храмы. Сад - отражение просветительских представлений о счастье как «естественном состоянии» «естественного человека», основным условием которого было возвращение к природе.
Европейское искусство XVIII столетия соединяло в себе два различных начала: классицизм и романтизм.
Классицизм включал в себя идею подчинения человека общественной системе. Классицизм XVIII в. в отличие от XVII включал элементы романтизма. Классицизм связывает упорядоченность мира с человечностью, с мудростью, которая должна привести людей к разумному пониманию, к веротерпимости, к высшей справедливости.
Романтизм подчеркивал индивидуальное и личностное начала. Романтизм (от франц. - роман) - представители художественного направления, с конца XVIII в. выдвигавшие требование эмоционального, свободного и, прежде всего, индивидуального отношения художника к жизни. Новым в искусстве XVIII в. было направление сентиментализма. Сентиментализм освещал внутренний, интимный мир человеческих чувств и мыслей, и не требовал особого стилистического оформления.
Таким образом, культурное наследие Нового времени отличается богатством жанров и стилей, глубиной постижения человеческих страстей, величайшим оптимизмом и верой в человека и его разум.
- Культурология Часть 1 - Теория культуры Сущность, актуальность и предмет культурологии
- Происхождение и смысл термина «культура»
- Понятие культуры
- Морфология культуры Типы культур
- Субкультура
- Массовая и элитарная культуры
- Контркультура
- Материальная и духовная культуры
- Функции культуры
- Сущность культуры Культура – мир артефактов
- Традиция и формы ее проявления
- Культура и природа
- Культура и цивилизация
- Культура - мир смыслов
- Культура – информационный процесс
- Язык как основное достояние культуры.
- Знаковость и знаки
- Письменность
- Архетипы
- Миф и мифология
- Часть 2 - История культуры Архаическая культура
- Культура Древнего Египта
- Культура Месопотамии
- Культура Древнего Востока Индийская культура
- Китайская культура
- Культура Японии
- Арабо-мусульманская культура
- Культура народов Америки
- Античная культура
- Культура Древнего Рима
- Западноевропейская средневековая культура
- Культура Возрождения
- Европейская культура эпохи Нового времени
- Западная культура хiх века
- Культура России
- Белорусская культура в контексте мировой культуры
- Терминологический словарь