Западноевропейская средневековая культура
Начало эпохи связано с падением Римской империи в конце V в. Наиболее характерные черты средневековая культура обретает к X в. Средневековье складывается вместе с возникновением христианства. С победой христианства связана полная переориентация всех духовных устремлений культурного мира, утверждение новых мировоззренческих парадигм. Для христианина древнегреческие мыслители Платон и Аристотель не могли оставаться высшими авторитетами. Высшей инстанцией стало Священное Писание, которое всякий христианин должен был считать и считал единственным источником истины.
Отличие культуры Средних веков от античной культуры: сомнение вместо идеальной гармонии; приоритет сверхчувственного вместо реального; понимание красоты физической как отражение красоты духовной вместо (калокагатии) - «в здоровом теле - здоровый дух».
Культура Рима усваивалась во время его завоевания «варварами», взаимодействовала с традиционной языческой родоплеменной культурой народов Северо - Западной Европы. Взаимодействие этих начал дало импульс становлению собственно западноевропейской культуры. Она формировалась как целостность:
- на базе феодальной формы собственности, основанной на личной и поземельной зависимости крестьян от вассалов-землевладельцев, присваивающих себе их труд (или продукты труда) в самых разных
формах (натурой, рентой, на договоре и т. п.);
- в условиях сословно-иерархической структуры общества, пронизанной сверху донизу сословной замкнутости и отношениях вассального служения сюзерену;
- в процессе постоянных войн, голода и эпидемий;
- в обстановке синтеза традиций «погибшей» античной культуры, христианства и духовной культуры варварских племен;
- в условиях господства натурального хозяйства замкнутого мира сельского поместья, неразвитости товарно-денежных отношений.
Средневековая культура, в отличие от античной, начиналась не с возникновения городов, а на их развалинах. Города расцвели, в ситуации расцвета монастыря и замка. Город вторичен, он отвоевывал свое право на существование у монастыря и, прежде всего - у замка.
История Средневековья это борьба:
· городов с феодальными синьорами;
· за самоуправление или независимость;
· за судебный иммунитет и освобождение от податей;
· за признание горожанина свободным человеком.
Античный город образовывали земледельцы, средневековой город ремесленники и торговцы. Средневековой город противопоставлен деревне. Облик города: скученный, узкие, кривые улочки, крошечные площади. Как и средневековый замок, город устремлялся ввысь. Дома многоэтажные. Над ними возвышались ратушная башня и башни соборов. Отсутствие общей планировки. Исключение составляли городской замок, ратуша и соборы.
Основные компоненты средневековой культуры: культура религиозно-церковная, культура светская (феодальная) и культура народная.
A. Религиозно-церковная культура наиболее развитая и доминирующая. В ней нашло отражение христианское миросозерцание средневекового общества. Мир представлялся иерархически выстроенным по вертикали и полным контрастных противоположностей: земного и небесного, священного и мирского, духовного и телесного, добра и зла и т. д. Верх, небеса, господство света представлялись царством Божественного, святого, духовного, совершенного. Бог - первоначало, «несущее свет», «духовное Солнце». Низ, земля, плоть - царство низменного, греховного, материального. В этом одна из причин устремленности вверх куполов православных церквей и шпилей готических соборов.
Природа человека мыслилась двойственной, духовно-телесной. Он должен был заботиться о своей бессмертной душе, отданной Богу, а телом, плотью пренебрегать, сводя к минимуму телесные потребности с помощью поста и молитвы. Идеальным типом человека, «героем» средневековой христианской культуры был аскет, отшельник, оставивший мирскую жизнь и посвятивший себя посту и молитве.
Религиозная культура средневековья особо проявилась в памятниках архитектуры - церкви и соборы романского и готического стилей.
Соборы строились по определенным сакральным канонам, имели в плане форму латинского креста, образуемую тремя или пятью продольными нефами и одним поперечным нефом (трансептом). Крест в христианской традиции связан с образом мирового древа, достигающего небес, а также становится символом распятия, воплощая идею светоносности и мученичества Христа, утверждая победу над смертью. Трехнефное строение храма -воплощение идеи троичности Бога, пространство алтаря - надгробный памятник Христу, купол и своды - символ неба и т. д.
Б. Культура светская, феодальная, рыцарская определяла уклад средневекового общества, его политику, своеобразный нравственный кодекс поведения. Идеи товарищества, верности данному слову, вежливости и предупредительности по отношению к другому человеку, особенно к женщине, остаются значимыми и в современной культуре. Большую роль играли ритуалы, как церковные, так и светские. К последним можно отнести посвящение в рыцари, клятву верности, турниры, ритуал служения Прекрасной Даме и др. Круг интересов феодально-рыцарского сословия воплотился в поэзии трубадуров, труверов и миннезингеров.
В. Культура народная. Одним из первооткрывателей народной средневековой культуры считается русский философ М. М. Бахтин, который развил концепцию народной культуры как культуры смеховой, карнавальной. Народная культура - антипод религиозно-церковной, официальной. Идее духовного спасения и бессмертия народная культура противопоставляет идею бессмертия телесного. Двойственную природу имеет и карнавальный смех, который не только отрицает, уничтожает то, что подвергается осмеянию, но и утверждает что-то положительное, новое. Карнавальный смех демократичен, он уничтожает сословные и имущественные различия между людьми, делает всех равными.
Этапы развития средневековой культуры:
1.Культура варварских государств (V - IX вв.).
2.Культура времени господства романского стиля (X - XII вв.)
3.Культура готики (XIII - XVI вв.).
Особенность культуры варварских государств – слияние культуры новых племен, их представлений с «дряхлой культурой» римской античности. Это проявляется в расцвете ювелирных искусств, изобилии драгоценных камней, любви к яркости и броскости.
Особенность романского стиля - господство церкви; создание монастырей - очагов культуры; строительство крепостей. Появление романского стиля это рождение как системы самой средневековой культуры, а также и рождение самой Европы как некоего целого.
Особенность готики - развитие городов; появление новой социальной силы – горожан; утверждение придворной, светской, рыцарской культуры, лирики, культа «прекрасной дамы».
Суть трех этапов - «из камней феодализма и обломков римского права складывается огромная, универсальная цивилизация Средних веков» (Г. Честертон).
Название «романский» происходит от слова «Рома» (от лат.Roma - Рим) и указывает на его связь с античной, древнеримской культурой. Романский стиль развивается прежде всего во Франции (XI в.).
Романский стиль - крепко стоящие на земле сооружения. Геометрия храма простая и ясная, величие и гармония, рельефы и росписи напоминают идею греховности всего земного и Страшного суда.
В средневековой культуре определяющая роль принадлежит религиозно-философским учениям: (Августин 354 - 430 - путь к спасению души и истине - путь к порядку и числу, к понятию красоты. Свою теорию Блаженный Августин изложил в 30 книгах под названием «Исповеди», написанных в виде молитв и рассказывающих о его жизни и мыслях).
Идеи Августина нашли выражение, как в романском, так и в готическом стилях.
Последователи Августина, схоласты (от греч. scholasticos -школьный) стремились систематизировать христианское учение и соответственно влияли на усиление строгих правил канона в искусстве. Существовавшая у схоластов иерархия в их сочинениях - часть, подчасть, глава, член, вопрос, раздел, пункт - соответствует строгой иерархии в построении мироздания: Бог, ангелы, святые, люди, животные, растения, камни. На основе этих понятий строился декор в церквях.
Основной вид искусства романского времени - архитектура, существовавшая в виде: замков (крепость) и соборов (монастырский ансамбль).
Состав замка:
ü верхний этаж – сеньер (жилище владельца);
ü нижний этаж (склады, конюшни, загоны для скота);
ü подземелье (колодец и тюрьма).
Монастырские ансамбли - аббатства: храм, помещение для аббата, кельи для монахов, двор, сад, служебные постройки. Отличительные черты архитектуры: простота форм, преобладание массы над пространством. Мощные стены объединяют внутреннее пространство - место молений, отрешенности от всего земного - от внешнего мира. Размеры храмов внушительны, они монументальны, торжественны.
Романский стиль не сумел преодолеть противоречие материального и духовного. Эту задачу разрешила готика.
Готический стиль - объединение архитектуры, скульптуры и живописи. Цветные витражи и одухотворенная скульптура, изысканные формы арок, удлиненных сверху. Готический собор более грандиозен, чем романский, но и более демократичен: в нем нет четкого разделения пространства, имеющееся в романских постройках. Появились большие окна с витражами, множество скульптур и целых скульптурных композиций. Они украсили все элементы здания внутри и особенно снаружи, на фасадах (соборы Парижской Богоматери, Реймсский, Кельнский).
В готической архитектуре осуществляется поиск конструктивных решений (стрельчатая арка, нервюры - ребра свода, аркбутаны - полуарки, выносящие тяжесть свода главного нефа за стены собора, наружу и передающие ее на контрфорсы, находящиеся тоже снаружи, столбы - вся эта система конструкции образует каркас и дает возможность создать здание любой высоты и длины). Общей идее космичности служит все своеобразие готического декора.
XIII - XIV в.в. - время расцвета готического стиля, расцвета средневекового искусства, науки, развития университетов, культуры, литературы.
Не меньшую роль, чем в предшествующий период играют философские течения (Фома Аквинский ок. 1227 - 1274, учение «томизм» - стремление примирить разум и веру. Фома рассуждает о свойствах красоты: целостности, гармонии, лучезарности. С этим последним понятием связаны представления о яркости цвета, значении света и находит свое выражение в миниатюрах, в витражах).
Черты духовной культуры Средневековья:
1) доминирование христианской религии (новая мировоззренческая опора сознания);
2) традиционализм, ретроспективность (анонимность произведений, ограничение свободы творчества рамками теологически нормированного мировоззрения, каноничность);
3) символизм (текст, Библия, - повод для размышлений, толкований);
4) дидактизм (деятели средневековой культуры - проповедники, преподаватели богословия);
5) универсальность, энциклопедичность знания, достоинство мыслителя его эрудиция (создание компиляций, «сумм» - «Сумма теологии» Фомы Аквинского);
6) рефлексивность, психологическая самоуглубленность (роль исповеди в духовной жизни человека, очищения, искренности для его душевного спасения, «Исповедь» Августина);
7) историзм (идея неповторимости событий, их единичность, уникальность факта явления Христа как начала истории).
Особенности культуры Средневековья:
1. догматизм, авторитарность системы ценностей, идейная нетерпимость (патристика - учение отцов церкви, основное религиозное направление переходной эпохи).
2. противоречивость (с одной стороны, раздробленность бытия, каждый народ имеет свой уклад жизни и тяга к Всеединству - Град Божий на земле, с другой стороны страдальческое отречение от мира - аскетизм и тяга к насильственному всемирному преобразованию мира - крестовые походы. Эта противоречивость выступала движущей силой развития культуры, в ходе которого человек постепенно начинает обращаться к самому себе, а не только к Богу.
3. двойственность (культура элиты с ее рациональной картиной мира и народная культура с бессознательными реакциями в мировидении). Двойственность также проявлялась и на уровне отдельного человека (носителями противоположных тенденций зачастую выступали одни и те же люди).
4. разделение мира на: мир Бога и мир человека.
5. рыцарская культура создает образ героя и осуществляет реабилитацию любви как возвышенного отношения к даме (культ «прекрасной дамы» сомкнулся с культом Мадонны - Богоматери).
6. появление новых форм и жанров литературы: роман, городская сатира, новелла, лирика Прованса.
7. появление национальных особенностей, связанных с формированием национальных государств.
Таким образом, Средневековье сыграло важную роль в культурном развитии Европы. В этот период начинают складываться европейские нации и национальные языки, общество приобретает развитую, многослойную социальную структуру: развиваются города, а вместе с ними ремесла, торговля, школы и университеты, искусство во всех основных его видах.
- Культурология Часть 1 - Теория культуры Сущность, актуальность и предмет культурологии
- Происхождение и смысл термина «культура»
- Понятие культуры
- Морфология культуры Типы культур
- Субкультура
- Массовая и элитарная культуры
- Контркультура
- Материальная и духовная культуры
- Функции культуры
- Сущность культуры Культура – мир артефактов
- Традиция и формы ее проявления
- Культура и природа
- Культура и цивилизация
- Культура - мир смыслов
- Культура – информационный процесс
- Язык как основное достояние культуры.
- Знаковость и знаки
- Письменность
- Архетипы
- Миф и мифология
- Часть 2 - История культуры Архаическая культура
- Культура Древнего Египта
- Культура Месопотамии
- Культура Древнего Востока Индийская культура
- Китайская культура
- Культура Японии
- Арабо-мусульманская культура
- Культура народов Америки
- Античная культура
- Культура Древнего Рима
- Западноевропейская средневековая культура
- Культура Возрождения
- Европейская культура эпохи Нового времени
- Западная культура хiх века
- Культура России
- Белорусская культура в контексте мировой культуры
- Терминологический словарь