logo
Культурология (конспект)

Происхождение и смысл термина «культура»

Слово, или термин, «культура» происходит от латинского cultura, которое в древнем Риме обозначало возделывание, обрабатывание, уход, воспитание, а происходило colere — взращивать, возделывать землю, заниматься земледелием. Впервые оно встречается у Цицерона. Начинает использоваться в качестве научного термина в историко-философской литературе европейских стран со второй половины XVIII века — «века Просвещения», когда возник вопрос о специфике человеческого бытия, о том, что в жизни людей обусловлено «человеческой природой» и что формирует «человеческую природу» как бы извне и каковы вообще «природа» и «сущность» человека.

В повседневной речи слово «культура» сегодня связано с представлениями о Дворцах и Парках культуры, о культуре обслуживания и культуре быта, о политической и физической культуре, о музеях, театрах, библиотеках, о культуре поведения и речи и т.д.

Понятно, что это обилие ассоциаций не дает представление об общечеловеческом феномене, который в современной науке именуется «культурой» и является фундаментальным понятием. Однако и в научных кругах существует множество истолкований этого понятия. Оно характеризует очень сложный и многогранный фактор человеческого бытия, который проявляется и выражается во множестве самых разнообразных феноменов социальной жизни, поэтому и точки зрения, а, следовательно, и определения «культуры» многолики.

В литературе можно встретить различные попытки упорядочить множество определений культуры. В нем выделяются, например, следующие виды определений культуры.

Описательные — в них просто перечисляются (заведомо неполно) отдельные элементы и проявления культуры, напр., обычаи, верования, виды деятельности.

Антропологические — исходят из того, что культура есть совокупность продуктов человеческой деятельности, мир вещей, противостоящий природе, искусственно созданный человеком («вторая природа»);

Ценностные — трактуют культуру как совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых людьми.

Нормативные — утверждают, что содержание культуры составляют нормы и правила, регламентирующие жизнь людей.

Адаптивные — культура трактуется как свойственный людям способ удовлетворения потребностей, как особый род деятельности, посредством которого они приспосабливаются к природным условиям.

Исторические— подчеркивают, что культура есть продукт истории общества и развивается путем передачи приобретаемого человеком опыта от поколения к поколению.

Функциональные — характеризуют культуру через функции, которые она выполняет в обществе, и рассматривают единство и взаимосвязь этих функций в ней.

Семиотические — рассматривают культуру как систему знаков, используемых обществом.

Символические — акцентируют внимание на употреблении символов в культуре.

Герменевтические — относятся к культуре как к множеству текстов, которые интерпретируются и осмысливаются людьми.

Идеационные — определяют культуру как духовную жизнь общества, как поток идей и других продуктов духовного творче­ства, которые накапливаются в социальной памяти.

Психологические — указывают на связь культуры с психологией поведения людей и видят в ней социально обусловленные особенности человеческой психики.

Дидактические — рассматривают культуру как то, чему человек научился (а не унаследовал генетически).

Социологические — культура понимается как фактор организации общественной жизни, как совокупность идей, принципов, социальных институтов, обеспечивающих коллективную деятельность людей.