Арабо-мусульманская культура
Рождение арабской культуры связано с возникновением халифата. В VII -VIII вв. арабы покорили народы Сирии, Месопотамии, Египта и Северной Африки.
Связующей духовной нитью культуры Арабского Востока является исламская религия. Ислам (покорность) возник на рубеже VI - VII вв. Основоположник ислама пророк Мухаммед (570-632гг.). На основе положений ислама и обычного права арабов (адат) сложился свод законов - Шариат («ясный путь, по которому надо следовать»). В развитии культуры заметную роль играют процессы: арабизации (усвоения завоеванными народами языка и культуры арабов) и исламизации (процесс распространения новой религии среди завоеванных народов). Благодаря осуществлению политики арабизации и исламизации достигнуто:
a) социально-политическое сплочение населения всего халифата;
b) распространение единого языка межнационального общения (мусульманин обязан знать арабский, так как что служение Аллаху производится только на священном языке Корана);
c) интеграция арабо - мусульманской культуры.
Изобразительное искусство не выражало идеи Корана, так как только Аллах может создавать живое, установлен запрет на реалистическое творчество. Мусульманские художники изображают стилизованные (условные, не существующие в природе) предметы, либо абстрактные картины в виде орнаментов. Одним из таких видов изобразительного искусства является арабеска - орнамент, включающий композиции переплетений стилизованной растительности, геометрических фигур и элементов искусства каллиграфии (изящных надписей арабской вязью). Арабеска - тонкий растительный или геометрический орнамент, включавший стилизованные надписи.
Появились новые типы монументальных построек: мечети, башни-минареты, медресе, мавзолеи, крытые рынки, караван-сараи. Жаркий климат требовал сооружения открытых и подземных водопроводов, искусственных водоемов, фонтанов. Возникли оригинальные конструкции из глины, кирпича, камня: разнообразные формы арок, системы сводчатых перекрытий.
Ближневосточная традиция крестово-купольных сооружений была использована арабскими зодчими при строительстве медресе (араб, изучать) и мавзолеев. Мавзолеи имеют форму куба, на котором возвышается купол. Вход центрального фасада оформлялся стрельчатой аркой. Мавзолей Тадж-Махал (Индия) - памятник мирового зодчества, построен из белого мрамора шахом Джеханом в XVII в. в память любимой жены. Квадратный в плане, со скошенными углами, он перекрыт пятью куполами. Общая высота мавзолея 75 м.
Мечеть («мастжид» - место поклонения) как основное культовое сооружение возводится с VII -VIII вв. в подражание христианским храмам. Она имеет прямоугольный двор, окруженный галереями, прямоугольное основное здание со сферическим куполом и многоколонным молитвенным залом. Стены мечети служили защитой городу. Стремление к замкнутости пространства здания - одна из главных особенностей арабской средневековой архитектуры. Рядом с мечетью возводится величественный и богато украшенный минарет («манара» - маяк), который имеет форму круглой, квадратной или многоугольной в сечении башни. Его происхождение восходит к ряду прообразов: сторожевой или сигнальной башне, маяку. Практическое назначение минарета связано с публичным призывом правоверных на молитву, который выполняет специальный служащий при мечети - муэдзин.
В области архитектуры ислам выработал систему эстетических категорий, понятия-символы:
· джамал - божественно совершенная красота, которую олицетворяет купол мечети;
· джалал - божественное величие, которое подчеркивается высотой минарета;
· сифат - божественное имя, выраженное красотой арабской письменности, каллиграфии на внешних стенах мечети.
Основная идея всей культовой архитектуры ислама - прославление божественной силы.
Характерная особенность арабского города - компактность застройки, высокие (5-ти, 7-ми, 8-ми, этажные дома).
Литература отличалась жизнерадостным тоном, воспевала воинские подвиги, веселье, любовь, вино. В прозе наиболее популярным был жанр любовно-приключенческих рассказов и анекдотов из быта разных слоев населения. В X -XV вв. сложился сборник сказок «Тысяча и одна ночь», сюжеты которых заимствованы у многих народов.
Сформировались свои литературные языки: арабский, персидский, турецкий. Главным достоинством арабской литературы считали красноречие, персидской - идейное содержание и остроумие, а турецкой - правдивость и искренность.
Арабской литературе характерна: образность языка прозы и поэзии, особые жанры поэзии (касыда, газель, рубай).
a) касыда - небольшая поэма, состоящая из двустиший (бейтов), связанных особой системой рифм - моноримом (стихотворение, все строки которого имеют однозвучную рифму по типу аа, аа и т. д.);
b) газель - лирическое стихотворение из 7 или 14 бейтов (двух-строчий). В первом двустишии, как правило, рифмуются обе строчки (аа), далее следует рифмовка через строку;
c) рубай - стихотворная миниатюра, четверостишие, в котором заключена законченная мысль, максима, мудрость, философский вывод, подтекст, намек или мудрое суждение.
Арабы не восприняли античное литературное наследство (в отличие от науки и философии), но на них большее влияние оказала индийская литература в персидской обработке. К наиболее знаменитым поэтам и прозаикам относятся:
· Рудаки (IХ-Х вв.), прозванный Хорасанским соловьем;
· Фирдоуси (940-1025 гг.) - поэма «Шах-наме» (Книга царей);
· Омар Хайяма (1040-1123 гг.);
· Низами (1141-1211 гг.) – поэма «Хамсе» (пять поэм).
В X в. появляется эпос, в котором мифы и история доарабского Ирана сводятся воедино. «Шах-намэ» состоит из 150 тысяч бейтов, описывает 50 царствований мифических, легендарных и исторических правителей Древнего Ирана. Главная тема - борьба добра и света со злом и тьмой. Носителем добра выступает идеальный герой - богатырь Рустам. Он способен свергнуть любого шаха, но ради благополучия и единства страны не делает этого.
Наука и философия греков дошли до европейцев через мусульманских мыслителей. Многое из того, что традиционно принято считать достижениями европейской культуры, справедливее было бы отнести к достижениям мусульманской. Даже термин «гуманность», «человечность» (адамийиат) впервые появился на мусульманском Востоке. Его автором был персидский поэт Саади (XIII в.), выразивший идею гуманности в стихотворной форме.
До XVI века поток знаний шел прямо от ислама в Европу. Работы мусульманских ученых постоянно переводились на латинский и другие европейские языки, использовались как учебники и практические пособия. Европейские ученые и мыслители постоянно посещали мусульманские научные центры.
Таким образом, арабо-мусульманская культура объединила в единой религиозной системе различные племена. Ислам предложил арабскому миру идею централизации и объединения, новый образ мышления и образ жизни.
Арабо-мусульманской культуре в целом характерна нерасчлененность духовной и практической сфер деятельности человека, неразделенность религиозной и светской власти, слитность законоположений и этики, юриспруденции и праведного образа жизни.
- Культурология Часть 1 - Теория культуры Сущность, актуальность и предмет культурологии
- Происхождение и смысл термина «культура»
- Понятие культуры
- Морфология культуры Типы культур
- Субкультура
- Массовая и элитарная культуры
- Контркультура
- Материальная и духовная культуры
- Функции культуры
- Сущность культуры Культура – мир артефактов
- Традиция и формы ее проявления
- Культура и природа
- Культура и цивилизация
- Культура - мир смыслов
- Культура – информационный процесс
- Язык как основное достояние культуры.
- Знаковость и знаки
- Письменность
- Архетипы
- Миф и мифология
- Часть 2 - История культуры Архаическая культура
- Культура Древнего Египта
- Культура Месопотамии
- Культура Древнего Востока Индийская культура
- Китайская культура
- Культура Японии
- Арабо-мусульманская культура
- Культура народов Америки
- Античная культура
- Культура Древнего Рима
- Западноевропейская средневековая культура
- Культура Возрождения
- Европейская культура эпохи Нового времени
- Западная культура хiх века
- Культура России
- Белорусская культура в контексте мировой культуры
- Терминологический словарь