Массовая и элитарная культуры
Особенности производства и потребления культурных ценностей позволили культурологам выделить две социальные формы существования культуры в XX веке, массовую и элитарную.
«Массовая культура» - порождение XX века, характерное практически для всех компонентов культуры, но особенно для сферы художественной культуры. Уже из названия видно, что плоды этой культуры рассчитаны на массовое потребление. То есть на максимальные распространенность и общедоступность духовных ценностей, на легкость их усвоения, не требующую особо развитого, утонченного вкуса и восприятия. Акцент при этом, естественно, делается и на «усредненный», буквально массовый уровень развития самих массовых потребителей. Поэтому средства массовой культуры могут использовать как демократическим так и тоталитарным обществом.
В первом случае мы не вправе относиться к этому виду культуры исключительно в негативном плане и видеть в ее проявления только безвкусицу, профанации и некий упадок. Массовая культура – вполне закономерное явление, поскольку она востребована жизнью и служит психологической устойчивости в наше неспокойное время. Она дает чувство сопричастности ко всем бурным событиям и единения самых различных людей. Среди произведений «массовой культуры» есть уникальные, выдающиеся явления и произведения искусства (в первую очередь это относится к самым «мобильным», демократичным искусствам – музыке, кинематографу).
Элитарная культура рассматривается в качестве антипода массовой культуры. Поскольку ее достояния доступны не каждому, и даже не большинству, а вполне конкретной группе людей, называемых элитой (от франц. elite - лучшее, отборное, избранное). Элита есть в каждом общественном классе, социальной группе. Она представляет собой наиболее способную к духовной деятельности часть общества, одаренную высокими нравственными и эстетическими способностями и стремящуюся реализовать их. Именно элита, согласно мнению многих культурологов, обеспечивает общественный и художественный прогресс, предполагающий высокое, глубоко выразительное, символическое искусство.
- Культурология Часть 1 - Теория культуры Сущность, актуальность и предмет культурологии
- Происхождение и смысл термина «культура»
- Понятие культуры
- Морфология культуры Типы культур
- Субкультура
- Массовая и элитарная культуры
- Контркультура
- Материальная и духовная культуры
- Функции культуры
- Сущность культуры Культура – мир артефактов
- Традиция и формы ее проявления
- Культура и природа
- Культура и цивилизация
- Культура - мир смыслов
- Культура – информационный процесс
- Язык как основное достояние культуры.
- Знаковость и знаки
- Письменность
- Архетипы
- Миф и мифология
- Часть 2 - История культуры Архаическая культура
- Культура Древнего Египта
- Культура Месопотамии
- Культура Древнего Востока Индийская культура
- Китайская культура
- Культура Японии
- Арабо-мусульманская культура
- Культура народов Америки
- Античная культура
- Культура Древнего Рима
- Западноевропейская средневековая культура
- Культура Возрождения
- Европейская культура эпохи Нового времени
- Западная культура хiх века
- Культура России
- Белорусская культура в контексте мировой культуры
- Терминологический словарь