38. Художественная система средневековья
Средневековое искусство — особая ступень в мировом художественном развитии. Одна из его главнейших особенностей — тесная связь с религией, с ее догматами, отсюда его спиритуализм, аскетичность. Религия и ее общественный институт — церковь — была могущественной идеологической силой, важнейшим фактором формирования всейфеодальной культуры. Само «мировоззрение средних веков было по преимуществутеологическим». Кроме того, церковь выступала главным заказчиком искусства.Наконец, не следует забывать, что духовенство было единственным тогдаобразованным классом. Религиозное мышление сформировало все средневековоеискусство. Это не значит, однако, что в искусстве средневековья не нашлиотражение реальные противоречия жизни, что средневековые художники не стремилиськ поискам гармонии, не выражали в искусстве мечты о разумном устройстве мира.Но средневековое искусство выражало это зашифрование, своим значительно болееусловным (хотя, разумеется, все искусство условно), чем в предыдущую эпоху,языком.
Образный строй и языксредневекового искусства сложнее и экспрессивнее искусства античности, сбольшей драматической глубиной передает оно внутренний мир человека. В нем ярчевыражены стремления постичь общие закономерности мироздания. Средневековыймастер стремился создать грандиозную художественную картину мира в архитектуре,монументальной живописи и скульптуре, украшающей средневековые храмы. Но всамой художественной системе, художественном методе средневекового искусствабыла заложена определенная заданность, сказывающаяся прежде всего в предельнойусловности, в символике и аллегоризме образного языка, в жертву которымприносилась правдивая передача красоты физического облика человека
- 2. Персонаж. Герой. Система персонажей. Характер.
- 3. Литературные роды. Принципы их выделения.
- 4. Поэтика. Ее основные категории.
- 5. Жанр как литературоведческая категория. Носителижанра. Жанровые доминанты.
- 6. Специфика драматического произведения
- 7. Разновидности тонической системы стихосложения.
- 8. Классификация рифмы. Понятие клаузулы
- 11. Художественное пространство и художественноевремя. Понятие хронотопа.
- 12. Системы стихосложения
- 13.Характеристика понятий «фабула» и «сюжет».Неоднозначность их определений в теории литературы.
- 14. Литературное произведение как художественноеединство. Слагаемые литературногопроизведения как системы.
- 16.Стих и проза как формы художественной речи. Ритм встихе и прозе.
- 17. Роль языка в литературно-художественномпроизведении; две его основные сферы:речь автора и речь персонажей. Форма сказа.
- 18.Лирика как литературный род. Формы лирики.
- 19.Эпос как литературный род. Формы эпоса.
- 20.Система изобразительно-выразительных средств(тропы).
- 21.Жанры драмы
- 22. Жанры лирики
- 23. Понятие «мотива» и «лейтмотива»
- 24. Строфа и ее виды. Типы рифмовки
- 26. Сентиментализм как творческий метод. Основныезаконы сентиментализма.
- 27. Романтизм как творческий метод. Романтика какпафос.
- 28. Реализм как творческий метод. Его трансформации
- 29. Специфика искусства.Семиотическая природа литературы. Художественная условность
- 30. Модернизм, его основные течения и представители
- 31. Основные черты постмодернизма.
- 32. Жанровая сущность романа. Разновидности романа.
- 33. Литературоведение как наука. Её связь со смежнымифилологическими науками, состав. Общая характеристика основных разделовлитературоведения.
- 34. Значение термина «композиция». Понятиеархитектоники. Типы композиций: линейная, кольцевая, монтажная.
- 35. Элементы внешней композиции.
- 36. Художественная деталь, ее функции в тексте.
- 37. Художественная система античности
- 38. Художественная система средневековья
- 39. Эпоха Возрождения
- 40. Барокко
- 41. Понятие о художественном мире.
- 42. Понятие о литературном процессе.
- 43. Понятие свободного стиха (верлибр)