Стенная живопись
Раскопки Помпеи и Геркуланума, расчистка остатков терм Тита, находки во многих погребальных склепах вблизи Рима и недавние исследования развалин на Палатинском холме доставили нам множество образцов Римской живописи, хотя и относящихся к разряду стенной, чисто декоративной росписи, но крайне любопытных, так как в них встречаются изображения отдельных человеческих фигур, целых сцен, пейзажей, неодушевлённых предметов, и эти изображения дают возможность судить о рисунке, композиции, колорите и технике тогдашней живописи вообще.
Помпейская стенная живопись, подобно самим домам, которые были украшены ею, представляется приноровкой взятого от греков к римским вкусу и требованиям. Обыкновенно стена бывала окрашена в какой-нибудь один, ровный цвет, чаще всего в тёмно-красный или в не особенно яркий жёлтый, реже в чёрный, голубой, зелёный и лиловый; внизу её шла панель более тёмного цвета, повторяющаяся и вверху, под потолком, в виде фриза. Площадь стены обрамлялась тонкими, более тёмными или более светлыми, чем она, полосками, которые, кроме того, разделяли её на панно. В середине этих панно либо изображались одиночные фигуры, как бы летящие в воздухе, например вакханки, танцовщицы, крылатые гении, скачущие сатиры, кривляющиеся мимы и т. п., либо рисовались настоящие картины, содержание которых заимствовалось большей частью из мифологии и героических легенд. При этом художники почти всегда воспроизводили знаменитые произведения греческих живописцев или свободно подражали их композициям. Таким образом, в числе сюжетов встречаются «Жертвоприношение Ифигении», «Гнев Ахилла», «Воспитание Ахилла», «Расставание Ахилла с Брисеидой», «Персей, убивающий Минотавра», «Освобождение Андромеды», «Нарцисс, любующийся отражением своей фигуры в источнике», и т. д. Попадаются также и сцены жанрового характера с оттенком то сентиментальности, то комизма; в особенности немало таких, в которых главную роль играет любовь: здесь, молодая девушка показывает своим восхищённым подругам найденное ею гнездо с амурами; там, юная торговка, сидя у клетки, наполненной малютками-амурами, продаёт их девушкам, из которых одни с восторгом запасаются этим товаром, другие боятся покупать опасных божков; в третьем месте амур, сидя на раке, удит рыбу.
Помпейская живопись была, конечно, делом провинциальных, далеко неважных художников, но, несмотря на то, среди её образцов встречается немало очень милых, прекрасно задуманных и достаточно хорошо нарисованных картин, колорит которых вообще мягок, светел и в большинстве случаев отличается теплотой и гармоничностью. Вообще эти картины производят весёлое, ласкающее впечатление, усиливаемое тем, что они помещаются среди нарядной живописной же орнаментации, состоящей из гирлянд, связок плодов и затейливых архитектурных комбинаций, между которыми там и сям помещены либо маски, либо фигурки людей и животных.
Что касается приёмов исполнения этой живописи, то они были те же самые, как и у греков: художник работал водяными красками по мокрой штукатурке (лат. al fresco), или же по сухой (лат. a secco). Такого же рода, как и помпейские образцы живописи, но гораздо лучше их по художественному достоинству, были произведения её в самом Риме. К сожалению, их дошло до нас очень немного, но чтобы убедиться в только что сказанном, достаточно взглянуть на так называемую «Альдобрандинскую Свадьбу» — стенную картину, найденную в 1606 г. при раскопках по соседству с термами Тита, где, как предполагают, стоял дворец Мецената (хранилась прежде в вилле Альдобрандини, теперь — в Ватиканском музее). Изображена новобрачная, которой Афродита, сидя подле неё на ложе, даёт советы, полезные в её положении; у изголовья ложа сидит молодой супруг, ожидая ухода богини; несколько прислужниц и подруг новобрачной заняты свадебными обрядами. Картина замечательна благородством композиции, похожей на расположение фигур в античных барельефах, прекрасным рисунком и приятным сочетанием простых, неярких красок; очевидно, это — если не прямая копия с какого-либо мастерского произведения греческой живописи, то подражание греческому оригиналу, быть может знаменитой в древности картине на ту же тему живописца IV в. до н. э. Эриона.
Еще для закрепления материала- как мы видим скульптура, архитектура идут от греции и все остальное, в общем-то тоже.
Выявите истоки развития архитектуры Древнего Рима. Обоснуйте необходимость появления конструктивных и планировочных новшеств. Перечислите основные типы сооружений в архитектуре Древнего Рима и расскажите об особенностях каждого из них.
Первые крупные постройки в Риме производились по этрусскому примеру, возможно, даже этрусскими мастерами; поэтому Римская архитектура при самом своём зарождении усвоила себе важнейшую форму этрусского зодчества — циркульную арку, то есть полукруглое каменное покрытие, перекинутое с одного устоя на другой, и сложенное так, что соприкасающиеся между собой стороны составляющих его отдельных камней расположены по направлению радиусов круга, удерживаются своим взаимным распором и передают общее давление тому и другому устою. Употребление этой архитектурной формы и происходящих от неё коробового свода, крестового свода и купола, неизвестных грекам, дало римлянам возможность придавать большое разнообразие их сооружениям, воздвигать огромные здания, сообщать крупный размер и простор внутренним помещениям и смело строить этаж над этажом.
Однако в целом, римская архитектура испытала сильное влияние греческой архитектуры. В своих сооружениях римляне стремились подчеркнуть силу, мощь, величие, подавляющие человека. Для сооружений характерны монументальность, пышная отделка зданий, множество украшений, стремление к строгой симметрии, интерес к утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий для практических нужд.
Применение новых архитектурных форм потребовало коренного изменения подпор: для поддержки тяжёлых арок, сводов и куполов уже не годились колонны, служившие у греков для подпора сравнительно лёгких горизонтальных балок и потолков; надо было заменить их чем-либо более солидным, более способным выносить значительный груз. Римские зодчие почти прекращают употребление колонн для сказанной цели и прибегают, вместо них, к массивным стенам и пилястрам. Тем не менее, они не совсем устраняют колонну из своей архитектуры, но она получает у них преимущественно декоративное значение, служит для маскирования наготы пилястр и сухости стенных поверхностей, хотя иногда, как например в портиках, ведущих в здание, в перистилях и т. п., продолжает употребляться так же, как и в Греции. Логический, рациональный смысл, который имела колонна у греков, в римском зодчестве если и не утрачивается, то сильно искажается; при этом и другие, обуславливаемые колонной мотивы теряют строгую осмысленность и соразмерность.
Что касается стиля колонн, то римляне не изобрели ничего своего по этой части: они взяли уже готовые греческие стили и только видоизменили их по своему вкусу. Таким образом, образовалось пять ордеров:
римско-дорический,
римско-ионический,
римско-коринфский,
композит,
тосканский.
Римско-дорический ордер не имеет почти ничего общего с греческим ордером того же названия. Он отличается прежде всего нарушением пропорций: колонна стала длиннее (высота относится к диаметру основания не как 5:1, а как 7:1); её фуст утрачивает припухлость (греч. έντασις) и представляет собой прямой, сухой ствол, суживающийся кверху; сухость его тем заметнее, что колонна в основном оставалась без каннелюр, а если они и бывали на ней, то начинались только на ⅓ высоты фуста. Под капителью не имелось впалого канальца, опоясывающего фуст, а вместо того находилось выпуклое кольцо. Подушка капители не представлялась как бы придавленной от лежащей над колонной тяжести и имела жёсткий, сухой профиль. Абака стала более толстой и получила в верхней своей части род карниза. Колонна внизу, вместо того чтобы начинаться прямо фустом, опирается на валообразную базу, лежащую на четырёхугольном плинте. Наконец антаблемент стал гораздо более низким и лёгким.
Что касается ионического ордера, то он утратил у римлян в значительной степени благородное изящество, каким отличался у греков: его колонна нередко остаётся без каннелюр, а если они и покрывают её, то тянутся снизу до самых волют, сокращая орнаментацию под ними в маленькую полоску. Волюты не представляют тех изгибов, которые в чисто ионическом ордере придают им вид упругой подушки со свесившимися вниз и закрученными краями; передняя их пара соединяется с задней прямым валом, а в их спиральной форме есть что-то резкое, металлическое.
Оба этих ордера, дорический и ионический, казались римлянам, пристрастным к пышности и блеску, слишком простыми и бедными: поэтому они употребляли предпочтительно коринфский ордер, переделав его по-своему и сообщив ему большую роскошь. В капители коринфской колонны они увеличили число аканфовых листьев и придали им несколько иной вид, скруглив и закрутив их края; кроме того, для пущей нарядности, они примешивали к ним листья лавра и других растений, причём иногда отливали эти украшения капители из бронзы. Фуст римско-коринфской колонны состоял обыкновенно из гладкого, полированного гранитного или мраморного монолита, отличавшегося цветом от капители и базы, которые почти всегда бывали беломраморные. Случалось, что колонна была каннелирована; тогда желобков на ней было больше, чем в греко-коринфском ордере, и каждый из них до известной высоты был снабжён валиком (лат. rudentura), заполнявшим собой его углубление и смягчавшим выступы его рёбер. Коринфский антаблемент получил в Риме роскошную и разнообразную орнаментацию, какую только могла изобрести фантазия архитекторов: сильно выдающиеся вперёд полоски перлов и листьев, скульптурные гирлянды, фигуры людей и животных и т. п. Это обилие орнаментации в некоторых зданиях последней эпохи Римского искусства, превышало всякую меру, доходило до безвкусия.
Кроме того, римляне придумали ещё более пышный стиль, соединив в капители его колонн детали коринфской и ионической капителей, а именно поместив над аканфовыми листьями первой горизонтально лежащей волюты второй. Таким образом появился стиль, которому присвоено название «римского» или «композита».
Произвольно переделывая архитектурные стили Греции, римляне не стеснялись и в применении их к делу. Так, например, для одного и того же здания они употребляли различные стили, причём дорический стиль обыкновенно являлся в нижнем этаже, ионический — во втором, коринфский или композит — в верхних этажах. Пользуясь колонной преимущественно как элементом декоративным, они не соблюдали греческого принципа равных, определённых промежутков между колоннами (греч. μεσοστύλιον) и группировали их по две, по три, одна подле другой; если колонна казалась слишком длинной для данного места, её укорачивали и помещали под её базой пьедестал, выступающий из стены; коль скоро находили её слишком короткой, делали над её антаблементом опять-таки выступ стены, в виде пилястры, и ряд таких выступов образовывал над рядом колонн полосу так называемого «аттика», в котором означенные выступы служили подножием поставленных тут статуй. Не менее свободно обращались римляне и с другими формами греческого зодчества. Удержав треугольные фронтоны, они придали им большую высоту и употребляли их — равно как и декорирование колоннами — не только снаружи, но и внутри здания; кассетоны, появившиеся в греческой архитектуре, как естественное следствие устройства плоского потолка из толстых, пересекающихся под прямым углом балок и из более лёгкой настилки над ними, стали употребляться совершенно нерационально, единственно с декоративной целью, на сводах арок и куполов.
- Перечислите виды пространственных искусств и проведите их сравнительную характеристику. Приведите примеры памятников искусства.
- Выявите особенности искусства палеолита. Объясните причины и характер изменений, произошедших в искусстве неолита. Приведите примеры памятников искусства.
- Искусство Древнего Царства (XXXII в. — XXIV в. До н. Э.)
- Искусство Среднего Царства (XXI в. — XVIII в. До н. Э.)
- Искусство Нового Царства (XVII в. — XI в. До н. Э.)
- Скульптура Древнего Египта
- Архитектура Среднего царства
- Архитектура Нового царства
- Искусство Эгейской цивилизации
- Кикладское искусство
- Критское искусство
- Ахейское искусство
- Характеристика периодов Эпоха геометрики
- [Править] Поздняя геометрика
- [Править] Архаический период (VII - VI вв. До н.Э.)
- Архаический период (XII до н. Э. До времён Солона (590 до н. Э.))
- Ранне-классический период (590 до н. Э. — 470 до н. Э.)
- Классический период (470 до н. Э. — 338 до н. Э.)
- Период Эллинизма (338 до н. Э. — 180 до н. Э.)
- Раскройте особенности трактовки образа человека в древнегреческом искусстве. Проведите сравнительный анализ древнеегипетской и древнегреческой скульптуры.
- 1. Скульптура эллады
- 2. Скульптура архаического периода (VIII-VI вв. До н. Э.)
- 3. Скульптура классической Греции в V веке до н. Э.
- 4. Скульптура классической Греции в IV веке до н. Э.
- Расскажите как древнегреческое искусство формировало в жителях страны граждан и героев. Докажите на примерах архитектуры, скульптуры и вазописи.
- Чернофигурная вазопись
- [Править] Краснофигурная вазопись
- Искусство
- Архитектура
- Скульптура
- Живопись
- Стенная живопись
- Этапы развития римской архитектуры Первый период
- Второй период
- Третий период
- Четвёртый период
- Расскажите о раннехристианском искусстве как о переходном этапе в истории искусства. Проведите сравнительный анализ античного и средневекового искусства.
- Историко-художественные истоки и религиозные предпосылки византийского искусства
- Периоды истории византийского искусства и их характеристика
- Иконопись
- Характерные черты византийского зодчества
- Эволюция византийской архитектуры
- Архитектурные особенности софии
- Выявите особенности трактовки образа человека в византийском искусстве. Раскройте значение византийского искусства как хранителя наследия античности.
- Докажите наличие влияния византийской культуры на древнерусское искусство. Дайте периодизацию древнерусского искусства. Расскажите об искусстве Киевской Руси.
- Расскажите об искусстве времени феодальной раздробленности. Проведите сравнительный анализ памятников архитектуры Владимиро-Суздальской и Новгородской земель.
- Новгород Великий
- Архитектурные особенности
- Объясните, что такое икона и чем она отличается от картины на библейский сюжет. Расскажите о возникновении высокого иконостаса и опишите его устройство.
- Предпосылки к возникновению
- Характеристика стиля
- [Известные постройки в романском стиле
- Дайте общую характеристику готического искусства. Выявите сходство и различия в планировке, конструкциях, декоре, психологическом воздействии романского и готического храмов.
- Архитектура
- Система аркбутанов и контрфорсов
- Изобразительное искусство
- Скульптура
- Декоративно-прикладное искусство
- Расскажите об особенностях готической живописи. Укажите различия в трактовке образа человека во французской и немецкой готической скульптуре. Приведите примеры памятников искусства. Живопись
- Раскройте причины сложной творческой судьбы в. Баженова. Расскажите о творчестве м. Казакова. Оцените художественные достоинства памятника Петру I э.М.Фальконе.
- Голицынская больница
- Здание сената
- Расскажите о развитии живописи и скульптуры в русском искусстве второй половины XVIII века, назовите ведущих мастеров, дайте краткую характеристику их творчества.
- Павел 1 Екатерина II – законодательница Гордеев ф.Г., (1744-1810), скульп.
- Обоснуйте появление «революционного классицизма» во Франции конца XVIII века. Раскройте особенности творческого метода Давида, расскажите об эволюции его творчества.
- Охарактеризуйте идейные и художественные задачи романтизма.
- Проведите сравнительный анализ творческого метода классицизма и творческого метода романтизма на примере живописных произведений Энгра и Делакруа. Расскажите о творческом пути этих мастеров.
- Орловский, Александр Осипович
- Раскройте особенности синтеза скульптуры и архитектуры в искусстве ампира на примере Адмиралтейства Захарова в Петербурге. Назовите ведущих русских скульпторов периода и их основные работы.
- Адмиралтейство образца 1823 года
- Биография
- Расскажите о сложных поисках русского искусства середины XIX века на примерах творчества а. Иванова и п. Федотова. Сравните творческие методы этих мастеров.
- Художественные принципы
- Исаак Левитан (1860-1900)
- Расскажите о творческих поисках н. Ге. Охарактеризуйте творчество и. Репина и его вклад в развитие русского искусства и культуры. Николай Ге (1831-1894)
- Илья Репин (1844—1930)
- Василий Суриков (1848—1916)
- Виктор Васнецов (1848-1926)
- Охарактеризуйте особенности развития искусства стран Западной
- Эдуард Мане (1832-1883)
- Импрессионализм
- Покажите исторические предпосылки возникновения стиля модерн.
- Общая характеристика
- История развития
- Модерн в России
- Модернизм в изобразительном искусстве
- Футуризм в изобразительном искусстве
- Раскройте многогранную художественную ситуацию в русском
- Сравните творческие методы в. Серова и м. Врубеля.
- Охарактеризуйте деятельность объединений «Голубая роза» и «Бубновый валет», выявите различия творческих методов их представителей.
- Охарактеризуйте развитие советского искусства в 20-30-е годы XX
- Идеология
- Идеология
- Характеристика живописи
- Расскажите о ленинском плане монументальной пропаганды. Обоснуйте появление новых видов изобразительного искусства –агитационного фарфора и агитационного плаката, расскажите об их особенностях.
- Тематика плакатов
- Поясните, в чем заключался новаторский характер советской архитектуры. Назовите основных мастеров. Приведите примеры произведений искусства.
- Охарактеризуйте западную скульптуру и архитектуру первой
- Дайте общую характеристику западного искусства второй половины
- XX века. Расскажите о творчестве ведущих архитекторов, скульпторов, живописцев, графиков.
- Охарактеризуйте советское искусство периода второй мировой войны.
- До последнего патрона!
- В атаку!
- Боец побеждает неприятеля в рукопашном бою
- Расскажите о развитии скульптуры военного и послевоенного времени.
- 81. Дайте характеристику «сурового стиля» в советском искусстве, назовите его основных представителей. Выявите творческий метод
- Попков, Виктор Ефимович Биография
- Произведения
- 95. Охарактеризуйте градостроительство и архитектуру классицизма на
- Раскройте причины распада стиля и зарождения ретроспективных