41. Понятие о художественном мире.
Мир литературного произведения – это воссозданная в нем посредством речи и при участии вымыслапредметность. Он включает в себя не только материальные данности, но и психику,сознание человека, главное же – его самого как душевно-телесное единство. Мирпроизведения составляет реальность как «вещную», так и «личностную» (вещь –пассивное, безгласное, личностное – активное и говорящее бытие).
Мир произведения составляетнеотъемлемую грань его содержательной формы. Он находится как бы междусобственно содержанием (смыслом) и словесной тканью (текстом). Слово «мир»используется в литературоведении в более широком понимании – как синонимтворчества писателя, своеобразия того или иного жанра: мир Пушкина, Лермонтова,рыцарского романа и т.д.
Художественный мир(«поэтический», «внутренний») – Д. С. Лихачев.
Мир произведения – этохудожественно освоенная и преображенная реальность. Он многопланов. Наиболеекрупные единицы словесно-художественного мира – персонажи, составляющиесистему, и события, из которых слагаются сюжеты. Далее мир включает в себякомпоненты изобразительности (художественной предметности): акты поведенияперсонажей, портреты, явления психики, а также факты окружающего людей бытия(интерьер, пейзаж), речевая деятельность в виде кому-то принадлежащихвысказываний, монологов, диалогов. Наконец, малым и неделимым звеномхудожественной предметности являются единичные подробности (детали)изображаемого, порой четко и активно выделяемые писателями и обретающиеотносительно самостоятельную значимость.
От эпохи к эпохе предметныймир произведения все шире и настойчивее осваивается в его мельчайшихподробностях.
- 2. Персонаж. Герой. Система персонажей. Характер.
- 3. Литературные роды. Принципы их выделения.
- 4. Поэтика. Ее основные категории.
- 5. Жанр как литературоведческая категория. Носителижанра. Жанровые доминанты.
- 6. Специфика драматического произведения
- 7. Разновидности тонической системы стихосложения.
- 8. Классификация рифмы. Понятие клаузулы
- 11. Художественное пространство и художественноевремя. Понятие хронотопа.
- 12. Системы стихосложения
- 13.Характеристика понятий «фабула» и «сюжет».Неоднозначность их определений в теории литературы.
- 14. Литературное произведение как художественноеединство. Слагаемые литературногопроизведения как системы.
- 16.Стих и проза как формы художественной речи. Ритм встихе и прозе.
- 17. Роль языка в литературно-художественномпроизведении; две его основные сферы:речь автора и речь персонажей. Форма сказа.
- 18.Лирика как литературный род. Формы лирики.
- 19.Эпос как литературный род. Формы эпоса.
- 20.Система изобразительно-выразительных средств(тропы).
- 21.Жанры драмы
- 22. Жанры лирики
- 23. Понятие «мотива» и «лейтмотива»
- 24. Строфа и ее виды. Типы рифмовки
- 26. Сентиментализм как творческий метод. Основныезаконы сентиментализма.
- 27. Романтизм как творческий метод. Романтика какпафос.
- 28. Реализм как творческий метод. Его трансформации
- 29. Специфика искусства.Семиотическая природа литературы. Художественная условность
- 30. Модернизм, его основные течения и представители
- 31. Основные черты постмодернизма.
- 32. Жанровая сущность романа. Разновидности романа.
- 33. Литературоведение как наука. Её связь со смежнымифилологическими науками, состав. Общая характеристика основных разделовлитературоведения.
- 34. Значение термина «композиция». Понятиеархитектоники. Типы композиций: линейная, кольцевая, монтажная.
- 35. Элементы внешней композиции.
- 36. Художественная деталь, ее функции в тексте.
- 37. Художественная система античности
- 38. Художественная система средневековья
- 39. Эпоха Возрождения
- 40. Барокко
- 41. Понятие о художественном мире.
- 42. Понятие о литературном процессе.
- 43. Понятие свободного стиха (верлибр)