35. Элементы внешней композиции.
Внешняя композиция –расположение словесного материала в рамках художественного текста.
Внешняя композиция эпическоготекста:
1. Заглавие, которое вклассическом типе текста всегда является ключом к интерпретации. «Отцы и дети»,«Война и мир», «Преступление и наказание» и т.д.
Различается несколько типовзаглавий: по имени главного героя, тема произведения, идея произведения(«Воскресение», «Хождение по мукам»), авторская оценка («Обыкновеннаяистория»), деталь или образ природы («Вишневый сад»), деталь интерьера(«Портрет Дориана Грея»), прозвище, содержание жанровой характеристики («Одареволюции», «Путешествие из Петербурга в Москву»), заглавие, состоящее из двухчастей («Безумный день или женитьба Фигаро»).
2. Эпиграф, который указываетна идею произведения. Их может быть несколько.
Эпиграф, посвящение и пролог– факультативные части.
3. Пролог – часть текста,которая предшествует сюжету. От автора издателя.
После предисловия текст можетделиться на главы, части, книги, тома. Тома могут объединять в себе несколькокниг: трилогия, полилогия – «Человеческая комедия» Бальзака.
4. Эпилог – послесловие.
В эпилоге сообщаютсядополнительные сведения о героях, которые произошли с ними спустя нескольколет: закрытий – сообщение о смерти - «Рудин»; открытый – намечается завязка новыхсобытий – «Война и мир».
Выделяя элементы внешнейкомпозиции, необходимо связывать их с содержанием. «Ионыч» делится на 5 глав,соответствующих его этапам деградирования.
Внешняя композициядраматического текста:
1. Заглавие – обязательно.Список действующих лиц.
Основной текст делится наакты или действия. Классика – 5 действий. Известны и одноактные пьесы. Сцены.Действие делится на картины и явления. Явление – часть действия с неизменнымсоставом действующих лиц. Картина – часть действия с неизменными декорациями.
2. Диалоги, монологи иремарки. Реплики – части монологов. Драматический текст может факультативнозадействовать эпилог и пролог.
Внешняя композициялирического текста:
Заглавие являетсяфакультативным элементом, так же как и посвящение, эпиграф.
Лирические стихотворенияделятся на строфы, но стихотворение может быть астрофично.
Внешняя композициялиро-эпического текста:
Элементы лирического иэпического текстов. «Евгений Онегин», «Мцыри»
Внешняя композициялиро-драматического текста: «Горе от ума», «Гамлет», «Борис Годунов».
Так же относится объемабзаца. Новый абзац – новая мысль. 18 век.
- 2. Персонаж. Герой. Система персонажей. Характер.
- 3. Литературные роды. Принципы их выделения.
- 4. Поэтика. Ее основные категории.
- 5. Жанр как литературоведческая категория. Носителижанра. Жанровые доминанты.
- 6. Специфика драматического произведения
- 7. Разновидности тонической системы стихосложения.
- 8. Классификация рифмы. Понятие клаузулы
- 11. Художественное пространство и художественноевремя. Понятие хронотопа.
- 12. Системы стихосложения
- 13.Характеристика понятий «фабула» и «сюжет».Неоднозначность их определений в теории литературы.
- 14. Литературное произведение как художественноеединство. Слагаемые литературногопроизведения как системы.
- 16.Стих и проза как формы художественной речи. Ритм встихе и прозе.
- 17. Роль языка в литературно-художественномпроизведении; две его основные сферы:речь автора и речь персонажей. Форма сказа.
- 18.Лирика как литературный род. Формы лирики.
- 19.Эпос как литературный род. Формы эпоса.
- 20.Система изобразительно-выразительных средств(тропы).
- 21.Жанры драмы
- 22. Жанры лирики
- 23. Понятие «мотива» и «лейтмотива»
- 24. Строфа и ее виды. Типы рифмовки
- 26. Сентиментализм как творческий метод. Основныезаконы сентиментализма.
- 27. Романтизм как творческий метод. Романтика какпафос.
- 28. Реализм как творческий метод. Его трансформации
- 29. Специфика искусства.Семиотическая природа литературы. Художественная условность
- 30. Модернизм, его основные течения и представители
- 31. Основные черты постмодернизма.
- 32. Жанровая сущность романа. Разновидности романа.
- 33. Литературоведение как наука. Её связь со смежнымифилологическими науками, состав. Общая характеристика основных разделовлитературоведения.
- 34. Значение термина «композиция». Понятиеархитектоники. Типы композиций: линейная, кольцевая, монтажная.
- 35. Элементы внешней композиции.
- 36. Художественная деталь, ее функции в тексте.
- 37. Художественная система античности
- 38. Художественная система средневековья
- 39. Эпоха Возрождения
- 40. Барокко
- 41. Понятие о художественном мире.
- 42. Понятие о литературном процессе.
- 43. Понятие свободного стиха (верлибр)