logo search
экзерсис у станка

Писание

Организатором и бессменным руководителем ансамбля танца с 1955 по 1975 годы был народный артист СССР – Павел Вирский. Опираясь на народные национальные традиции, Вирский создал больше пяти концертных программ, в которые вошли яркие хореографические композиции "Мы из Украины", "Чумацкие радости", "Запорожцы" и другие.

 

Основной целью деятельности Национального заслуженного академического ансамбля танца Украины им. П. Вирского является собирание, изучение и сохранение национальных традиций, обычаев и обрядов украинского народа, создание на этой основе народных танцев и новых хореографических миниатюр и больших полотен из прошлой и современной жизни украинцев.

 

Павел Павлович Вирский был очень принципиальным, всегда имел свое личное мнение, творческое видение. Его танцы известны не только в Украине, но и во всем мире. Он встречался со многими выдающимися личностями. Фидель Кастро, Мао Цзэдун, Хо Ши Мин, Элвис Пресли, Сальвадор Дали, Игорь Стравинский с восторгом и изумлением наблюдали за мастерством украинских танцоров.

Работы Павла Вирского имеют свой особый танцевальный «почерк». В танцах Павла Павловича все артисты танцуют не только ногами, но и корпусом. Каждое движение — очень выразительное, театральное. Вирский — реформатор украинского танца. Павел Павлович имел классическое хореографическое образование. Он ставил балеты в театрах Одессы, Харькова, Днепропетровска, Киева. Именно Павел Павлович Вирский впервые объединил классический танец с фольклорным, и появился синтез высокой хореографической культуры. С совсем другой пластикой, в танцах появился характер: каждый номер словно мини-представление. Вирский привнес в народный украинский танец театральное действие. Например, его «Подоляночка» или вертепный номер «Ой, под вишней» и другие. В жизни Пал Палыч был непритязательным и простым, а в работе – чрезвычайно строгим. На репитициях сам работал до седьмого пота – полотенце его можно было выжимать. Когда у танцоров что-то не получалось, он сам исполнял сложные пируэты. Каждый жест, движение у него имели смысл. Хореограф считал, что артист должен понимать суть номера, а не только виртуозно танцевать, нести культуру танца, а не “плясать”. Основание коллектива состоялось еще в июне 1937 году.

Павел Вирский родился и вырос в Одессе. Возможно это частично и повлияло на его самобытность и неординарность. Виртуозный танцор и профессиональный хореограф-постановщик в балет пришел не в 6 лет, как все дети, а после 18. Но уже в студенческие годы он стал думать о собственном подходе: оживить академический танец народным и осмыслить театральным действом.

 

Наконец, такой динамичный и искусный спектакль очарует любую публику, даже не любящую фольклор, поскольку Национальный ансамбль танца Украины – это гораздо больше: это ослепительная мечта!Думается, что вершина совершенства и виртуозности уже достигнута, однако Ансамбль им. Вирского, которым руководит в настоящее время Ми­рослав Вантух, приготовил для нас новые сюрпризы, и появление в двух заключительных танцах 24 мальчуганов и девчонок в возрасте от 6 до 10 лет – один из наиболее очаровательных из них. Эти ученики хореографической школы танцуют как взрослые и исполняют те же виртуозные вращения с обезоруживающим профессионализмом. Невозможно не растаять при виде такой чистоты, грациозности и таланта.С 1980 года ансамбль возглавил народный артист Украины – Мирослав Вантух. Основное в его работе – направленный творческий поиск. Благодаря созданной в коллективе атмосфере, художественный руководитель добился от артистов высокого исполнительского мастерства, яркой образности, творческого и требовательного отношения к своему труду. Им в это время созданы новые хореографические произведения, вошедшие в золотую сокровищницу украинской народной хореографии. Среди них – "Украинский танец с бубнами", украинский лирический "Лета молодые", "Карпаты", "Волынская полька" и другие, обновившие репертуар ансамбля и имеющие громкий успех у зрителей как в Украине, так и далеко за ее пределами. Под руководством М. Вантуха из творческого наследия П. Вирского возобновлено больше 10 номеров программы. Сегодня Национальный заслуженный академический ансамбль танца Украины им. П. Вирского пополняет репертуар новыми произведениями, ведет активную творческую жизнь, пропагандируя украинское хореографическое искусство как в Украине, так и за границей.

В 2004 году, после гастролей в Америке, вышла статья в газете «Нью-Йорк таймс», в которой известная журналистка Анна Кисельгоф написала о мужском составе коллектива: «В ансамбле Вирского танцует сорок Нуреевих». Французские газеты писали: «Это нашествие украинских казаков сводит парижан с ума».Ансамбль Вирского состоит из 112 артистов, оркестр — 30 музыкантов, а всего в коллективе работает 173 человека. Самому младшему артисту 18 лет, есть двое танцовщиков пенсионного возраста, которым по 42, а средний возраст труппы — 25 лет. В структуре ансамбля есть свои школьники и студийцы — 450 девушек и юношей.

При основании ансабля база коллектива была в доме возле Национальной филармонии (сейчас там стоит монумент «Арка дружбы народов»). А репетиции и концерты проходили в Октябрьском дворце. А сегодня у коллектива довольно хорошие условия — занимают четыре этажа дома на бульваре Шевченко: четыре балетных зала для репетиций, раздевалки, душ, сауна. На обучение приходят дети с шести лет и педагоги с раннего возраста прививают им культуру танца школы Вирского. Через 10 лет нужно пройти конкурс в студию и далее заниматься еще два года, проходя уже мастер-класс, и только впоследствии можно поступить работать в труппу ансамбля. Так вырастают настоящие мастера-танцовщики. Во времена становления независимости в Украине коллектив пережил черную полосу. Два полных состава ансамбля разъехались по миру в поисках лучшей участи. Это более 200 артистов. Сейчас ситуация понемногу выравнивается. Ансамбль много и успешно гастролирует.

 

За границей публика приходит разная, много зрителей на концерте впервые видят украинский танец. Украинский ансамбль прекрасно принимают в Японии, где совсем нет украинской диаспоры, после каждого номера — аплодисменты. А выступления в Африке? Овации! Такая же картина и в Египте. Зрители совсем другой культуры, менталитета, традиций, веры. Все концерты продят при аншлагах. Все рецензии о выступлениях только одобрительные.

Так что, если увидите афишу концерта ансамбля Вирского, не раздумывайте и обязательно идите, позитивный заряд эмоций и воспоминания сохранятся надолго.

Украинский танец

танец украина гопак веревочка

Среди богатейшей истории народного творчества одной из самых ярких страниц является народное творчество Украины. Не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами оно снискало себе заслуженную славу. Столь щедро одаренный народ украинский создал многожанровое искусство. И среди всех искусств танец занимает особое место.

Украинский народный танец, также как и другие виды народного творчества, развивался на протяжении всей истории украинского народа, обогащаясь новым содержанием и своеобразными выразительными средствами. В нем нашли свое отображение радость творческого труда, героизм борьбы и величие побед, задорная веселость, мягкий юмор и другие черты, присущие украинскому национальному характеру.

Танец Украины - то задумчиво лиричен, то неудержимо весел, скромен и нежен. Искусство Украины, как и всякое искусство, отражало в себе всю историю и жизнь украинского народа, его в прошлом нелегкую жизнь. До воссоединения Украины с Россией украинский народ подвергался поработительным набегам, грабившим его материальные и духовные богатства. Упорная, продолжительная из века в век борьба с крымскими татарами, польской шляхтой, австро-венгерскими панами, наложила оттенок на все народное творчество, в особенности на песенное и эпическое. Украинский народ, в силу постоянных бед, обрушившихся на него со всех сторон, по своему складу характера скорее драматичен, нежели весел. Особенно это заметно по песням и танцам женщин, в которых говорится о тяжелой женской доле. В силу необходимости постоянно отражать набеги иноземцев, мужское население Украины, образовав Запорожье и другие казачества, почти все время проводило в походах. На плечи женщин ложился нелегкий труд и одиночество. Но с казачеством связана тема борьбы и воли, непримиримость к врагам, вольнолюбию, жизнерадостности, которые порождались самой борьбой украинского народа за свою независимость. Тут же имеет место и общепризнанный искрометный украинский юмор, с которым казаки, а с ними и весь народ Украины, относятся ко всем свои невзгодам, высмеивая своих врагов.

Сегодня народное искусство Украины по своим отличительным чертам и этнографическим особенностям делится на 5 этнографических зон.

I - я зона - Центральная Украина. В нее входят Киевская, Полтавская, Сумская, север Харьковской, Черкесская, юг Житомирской, север Днепропетровской и Запорожской областей. Этот район характеризует то, что обычно принято считать общеукраинским. Здесь сложился общенациональный украинский язык, путем слияния киевского и полтавского наречий. Танцем культура этого района очень богата. Здесь бытуют гопак, и казачки, веснянки, хороводы и прочие танцы, но разговор о них пойдет ниже, при детальном рассмотрении каждого из этих танцев. Нужно отметить, что на создание украинской культуры танцевальной, как и культуры вообще, огромное влияние имели культуры соседних народов: России, Белоруссии, Польши, Венгрии, Крымского ханства и др.

II - я зона - Полесье. Тут особенно сказывается географическое положение этой зоны и ее климатические условия и соседство с другими народами. Золотистая местность и по сей день нетронутые леса, особый род занятий породили в этом краю и своеобразную манеру исполнения танцев. Шаги танцев более мелкие, с прискоком, осторожные, мало, чем похожие на движения танцев степной Украины. Наиболее распространенными в этих краях являются такие танцы как “Крутняк”. Само название этого танца говорит за себя - это значит крутиться, вертеться. Рисунок этого танца больше построен по кругу. Но только большой круг встречается редко, чаще всего он дробится на мелкие кружки и кружочки, быстро, на мелких, дробных шагах вращающихся по движению часовой стрелки, Также распространен здесь и “полесский гопак”, который является разновидностью общественного гопака.

В Полесье входят: Волынская. Ровенская, север Киевской и Житомирской, юго-восток Львовской и некоторые части других областей. Из географического положения видно, что на творчество Полесья большое влияние имеют Польша и Белоруссия.

III - я зона Подолье. Район Украины, примыкающий к Карпатам и выходящий к границе с Венгрией, Румынией, Чехией. Она включает в себя Хмельницкую, Тернопольскую, Дрогобыжскую, юго-запад Иваново - Франковской областей. В этих местах издавна развивались овцеводство, скотоводство, имеющие решающее значение в оформлении быта и культуры этого края. В танцах преобладают трудовые и игровые темы. Повсеместно бытуют в этой местности такие танцы как “Роман”, “Никола”, “Марина” и пр., которые чаще всего строятся на игровом элементе и на отношениях между участниками. Очень распространены тут обрядовые пляски и хороводы, но о них ниже.

IV - я зона - Карпаты. Наиболее в этнографическом плане большая зона. Карпаты населяет множество больших и малых народов. Культура здесь очень богата и своеобразна, подчас даже контрастна одна другой. Тут как нигде сказывается близость и влияние соседей. Каждый район и область очень своеобразны и неповторимы. Гуцулы, буковинцы бойки, станиславцы, верховинцы и множество других народностей, населяющих Карпаты, - все имеют свою песню, танцевальную культуру, свой костюм, свои обряды и обычаи. Изучение этой богатой культуры составляет отдельную тему.

V - я зона - Крым с прилегающими к нему крайне южными областями Украины. Сюда входят: Одесская, Симферопольская. юг Запорожской и Днепропетровской областей, Николаевская область. Тут чувствуется влияние татарской культуры, тат как эта территория была территорией Крымского ханства. Из танцев, относящихся к украинским, здесь наиболее распространен херсонский гопак. Это танец украинских чумаков, ездивших на волах в Крым за солью. Творчество чумаков, их песни и танцы имели огромное значение для развития украинских тенденций в Крыму.

Характеризуя общенациональные танцы Украины, следует, прежде всего, отметить то, что на их развитие огромное влияние имели обряды Украины, Изобилие народных обрядов, обычаев, празднований, гуляний - порождало новые традиции, новые танцы. Обряды эти во многом сходны с обрядами русских и других славянских народов. Как и у большинства этих народов на Украине тоже существуют купальские обряды с их весенними играми и забавами, рождественские праздники с кол ядами и щедринками и др. Все эти обряды явились наследием еще языческой Руси, порождали массу ритуальных и обрядовых танцев. Хороводы вокруг майского дерева “Маринонька”, в котором девушки плетут венки, гадают, и рисунок танца напоминает хитроумные переплетения венка. Все эти пляски известны под общим характеризующим названием - “Веснянка”. В них наряду с девичьими хороводами имеются и пляски ряженых. Удалы пляски парней с девушками вокруг костра и т.д. Вершиной же, карточкой танцев Украины, является гопак. Он в первоначальной своей форме недавно. Это был воинственный танец запорожских казаков, и первоначально плясать гопак разрешалось только мужчинам. В гопаке казак показывал свою ловкость, удаль, смелость. Часто изображались в гопаке целые сцены боя, походов. О танцующем гопак казаке в народе говорили: “Казак пляшет, как на коне скачет”. У запорожских казаков гопак имел особое, организующее значение. Так, известно множество фактов, когда в стане казаков не было единства фактов, когда в стане казаков не было единства в отношении плана действия и когда все способы для достижения единства были исчерпаны, гетманы, взяв в руки булаву - символ гетманской власти - выходили в круг и, предварительно поднеся казакам по чарке горилки, начинали плясать гопак. Тот из казаков, который входил в круг плясать, тем самым давал согласие на повиновение гетману. и часто случалось так, что гопак всех увлекал в пляс. Позднее гопак стали танцевать не только на Сечи, но и в деревнях, и в городах. Сначала, как и на Сечи, его танцевали одни мужчины, но постепенно входят и женщины. Так он постепенно приобрел парадную форму, которую мы наблюдаем сейчас.

Очень сходен с гопаком и другой, посвященный запорожским казакам украинский парный танец - “Казачок”, названный так народом в честь своих защитников. Фактически это гопак, только в несколько упрощенной форме. Казачок обязательно и всегда танцевали парами, и, вследствие участия в нем девушек, казачок более лиричен, не имеет больших трюков, рисунков.

Украинское искусство, восприняв лучшие традиции украинского народного танца и очистив это наследие от всего чужого, наносного, непрестанно пополняет его новыми выразительными средствами, обогащает хореографический язык. Разнообразие хореографических средств, глубина образов и сюжетов, богатство эмоциональных красок и красота рисунка придают украинскому танцу необычайную привлекательность и делают его ценной составной частью многонационального хореографического искусства.

Движение 2 - «тынок» («падебаск») Исполняется на один такт. Исходное положение ног: третья позиция, правая нога впереди. На «затакт и» - слегка присесть на всей ступне левой ноги, поднять невысоко вперед правую ногу, свободную в колене, затем сделать перескок с левой ноги на правую. В момент перескока правая нога слегка отводится вправо, описывая в воздухе небольшую дугу. На «раз» - опуститься на правую ногу вперёд и чуть вправо, колено присогнуто. Левая нога невысоко поднимается вперед, колено свободно, подъем вытянут, но не напряжен. На «и» - переступить на левую ногу на полупальцы, спереди-накрест правой ноги. На «два» - переступить на правую ногу позади левой на всю ступню, слегка сгибая ногу в колене. Левая нога поднимается невысоко вперед. На «и» - перескочить с правой ноги на левую, как на «затакт». Движение продолжается с другой ноги. Корпус прямой или слегка поворачивается то правым, то левым плечом вперёд. Во время исполнения «тынка» с правой ноги корпус поворачивается левым плечом вперед, при исполнении «тынка» с левой ноги корпус поворачивается правым плечом вперед.

Движение 15- «веревочка» Исполняется на один такт. Исходное положение ног: третья позиция, правая нога впереди. На «затакт и» - слегка подскочив, проскользнуть вперед на низких полупальцах левой ноги, колено свободно. Правая нога, согнутая в колене, поднимается спереди около левой ноги и переводится назад за левую ногу, колено направлено в сторону и слегка вперед, подъем вытянут, но не напряжен На «раз»-правая нога опускается на низкие полупальцы позади левой ноги в третью позицию, колено свободно или слегка присогнуто. На «и» - с чуть заметным подскоком проскользнуть вперед на правой ноге. Левая нога поднимается спереди и переводится назад за правую ногу, как на «затакт». На «два» - левая нога опускается на низкие полупальцы позади правой ноги, как на счет «раз». На «и» - повторить движение на «затакт». «Веревочка» исполняется на месте или с продвижением назад.

Движение 18 - «выхилясник» Исполняется на один такт. Исходное положение ног: шестая позиция, носки чуть разведены в стороны. На «раз» - слегка подскочив, опуститься на всю ступню левой ноги, колено слегка присогнуто. Одновременно правая нога становится невыворотно на носок правее левой ноги, колено присогнуто и направлено влево, пятка-вправо. Корпус слегка поворачивается правым плечом вперед, голова повернута к правому плечу. На «и» - пауза. На «два» - второй подскок на всей ступне левой ноги, колено согнуто. Одновременно правая нога, вытягиваясь в колене, выворотно становится на каблук вперед и чуть вправо. Корпус слегка поворачивается левым плечом вперед, голова поворачивается к левому плечу. На «и»- пауза. С началом следующего такта исполнитель перескакивает на правую ногу и выполняет «выхилясник» левой ногой по тому же принципу. «Выхилясник» часто сочетается'с тройными притопами.

Движение 23 - «подбивка» Исполняется на два такта. Исходное положение ног: первая позиция. На «затакт и» - раскрыть руки широко в стороны, взяв в каждую руку по нескольку лент от венка. Поднять правую ногу невысоко вправо, левая нога немного согнута в колене 1 такт На «раз»-правую-ногу, немного согнув в колене, приставить по шестой позиции к левой и перенести на нее тяжесть корпуса, левую ногу слегка поднять от пола.

На «и»- переступить левой ногой влево во вторую «невыворотную» позицию, ноги в коленях вытянуты, тяжесть корпуса на левой ноге. На «два» - соскочить на правую ногу, слегка присев на ней. Левую ногу резко выбросить влево, носок и колено левой ноги вытянуть, нога чуть поднята над полом, 2 такт. На «раз» - приставить левую ногу по шестой позиции к правой и перенести на нее тяжесть корпуса, немного согнув ее в колене, левую ногу слегка поднять. На «и» - переступить правой ногой вправо во вторую «невыворотную» позицию. Ноги в коленях вытянуты, корпус остается на правой ноге. На «два» - соскочить на левую ногу, слегка присев на ней. Правую ногу резко выбросить вправо, носок и колено правой ноги вытянуть, нога чуть поднята над полом. На «и» - пауза.

Движение 27 (женское) - «голубцы, с притопом» Исполняется на два такта. Исходное положение ног: шестая позиция. На «затакт и» - слегка присев на левой ноге, поднять правую невысоко в сторону. 1 такт. На «раз», - слегка подскочив на левой ноге, подбить ею правую ногу, стукнув каблуками. На «и» - с подскока опуститься на всю ступню левой ноги, чуть отскакивая вправо и слегка приседая. Правая нога отводится вправо и остается в воздухе, как на «затакт». На «два» - второй подскок на левой ноге, подбивая правую ногу, как на «раз». На «и»-опуститься на всю ступню левой ноги, как на счет «и» в первый раз. 2 такт На «раз» - невысокий перескок с левой ноги на правую с ударом на всю ступню. Левая нога, отделяясь от пола, согнутая в колене, подтягивается к правой. На «и» - сделать притоп всей ступней левой ноги около правой по шестой позиции, колени присогнуты. На «два» - сделать притоп всей ступней правой ноги. Левая нога поднимается невысоко влево. На «и» - подскочить на правой ноге, поднять левую, как на «затакт». Движение продолжается с другой ноги. Когда «голубец» выполняется с правой ноги, корпус слегка наклоняется влево, левая рука поднимается в сторону, правая на талии, голова поворачивается к правому плечу и слегка приподнимается. Во время притопа корпус выпрямляется, голова поворачивается лицом к зрителю, руки кладутся на талию. При движении с другой ноги направление корпуса и рук соответственно меняется.

Движение 51 - «присядка-растяжка» Исполняется на два такта. Исходное положение ног; первая позиция. 1 такт На «раз и», «два и» - глубоко присесть на полупальцах обеих ног. 2 такт На «раз и», «два и» - невысоко подняться с приседания, проскользнуть на каблуках в широкую вторую позицию, колени вытянуты, носки подняты вверх, руки раскрыты во вторую позицию, корпус прямой. Движение 56 - «метелочка» Исполняется на один такт. Не поднимаясь с глубокого приседания', исполнитель описывает то одной, то другой ногой полукруг вперед, скользя внутренней стороной стопы по полу и переступая на эту ногу. «Метелочка» выполняется с продвижением вперед, руки во второй позиции. Исходное положение: глубокое приседание по шестой позиции, руки во второй позиции. На «раз» - не поднимаясь с глубокого приседания, сделать правой ногой шаг вперед на полупальцы, тяжесть тела переходит на правую ногу. На «и» - левая нога, скользя внутренней стороной стопы по полу, описывает полукруг, начиная чуть сзади и проскальзывая сбоку вперед, колено присогнуто и направлено вперед. На «два» - не поднимаясь с глубокого приседания, переступить на полупальцы левой ноги перед правой ногой, делая как бы шаг вперед. Тяжесть тела переходит на'левую ногу. На «и» - правая нога, скользя внутренней стороной стопы по полу описывает полукруг, начиная чуть сзади и проскальзывая сбоку вперед, колено присогнуто и направлено вперед.

Размещено на Allbest.ru

Полная информация о работе "Украинский танец"

Белорусский танец

Основы белорусского танца зародились в эпоху древнерусского Киевского государства, на почве которого развились и сформировались три народа — русский, украинский и белорусский. Корни же этого «славянского древа» уходят еще дальше — во времена освоения территории Белоруссии восточнославянскими племенами — дреговичами, кривиами, полочанами, радимичами, потомки которых явились этническим ядром будущего народа. , рожденные еще в древности, явились основой хореографического искусства, дальнейшая эволюция которого шла параллельно с развитием белорусской народности и образования нации. Танцевальное искусство всегда занимало значительное место в национальной культуре белорусов. Не было ни одного сколько-нибудь значительного события в жизни, чтобы в нем не находилось места -танцам. И хотя таневальные элементы не всегда приобретали законченную форму, они, как правило, были ярки в художественном отношении и оказали немалое влияние на дальнейшее развитие народной хореографии. Некоторые из древних обрядовых действ дошли даже до нашего века. Исторические условия существования белорусского народа, на протяжении значительного исторического периода существовавшего в отрыве от русского и украинского (с XIII и первой половины XIV века территория Белоруссии находилась лод властью Литовского княжества, а с 1565 года до второй половины XVIII века входила в состав Речи Посполитой), тяжкий социальный и национальный гнет, постоянная и упорная борьба белорусов против крепостничества, ополячивания и окатоличивания, за сохранение своей национальной самобытности — все это обусловило сохранность в белорусском фольклоре следов древней культуры. В зимнем цикле календаря годовых праздников интересной с хореографической точки зрения была игра «Женитьба Терешки», распространенная в основном на севере Белоруссии, и повсеместно популярное колядное

а хождение с «козой». В «Женитьбе Терешки», разыгрываемой в святочные вечера, с песнями и танцами, симпатизировавшие друг другу парни и девушки играли шуточную свадьбу. Хождение же с «козой» представляло собой маленькое вокально-хореографическое представление, которое разыгрывали колядующие, идущие по хатам: юноша, одетый козой, его вожатый и сопровождающая свита ряженых. «Коза» танцевала, притворялась мертвой и «оживала, когда хозяева выносили колядовщикам угощение. Восходящий к древним сакральным культам, к тотемизму и зооморфизму, этот театрализованный обряд способствовал распространению в Белоруссии многочисленных танцев и игр, в основе которых подражание повадкам и движениям коз — животных, олицетворяющих для земледельца животворящую силу природы. В весеннем цикле хореограф, несомненно, обратил бы внимание на обряд «вождение куста», когда увитую зеленью девушку с песнями и подтанцовками водили по деревне; на таинственно-поэтичные девичьи хороводы в «русальную неделю»; на троицкие «завивания» венков и деревьев, на старинное хороводное шествие «Похороны стрелы». Тесно слито с хореографией, пронизано танцевальными токами было и знаменитое Купалье, распространенное почти по всей Европе. Легенды о расцветающем в эту ночь цветке папоротника, приносящем счастье и открывающем клады; купание и прыжки через костер, гадание на венках, многочисленные лирические песни и буйные хороводы — все это не раз вдохновляло балетмейстеров на создание ярких сценических произведений. «Эти ночные хороводы вокруг огней, сопровождаемые то нежно захватывающими песнями, то дикими выкриками среди ночной тишины, производят на зрителя глубокое впечатление,— писал в начале нашего века этнограф И. Сербов в книге «Мои записки по Полесью»,— перенося его в далекую, седую старину, когда подобные пляски с песнями служили предметом выражения возвышенного движения души первобытного человека». Традиции этого народного праздника сохранились, и, трансформировавшись, Купалье отмечается и поныне во многих деревнях и селах республики.