2.2. Анализ результатов исследования. Диагностика уровня развития восприятия национальной хореографической культуры
Для проведения исследования нами были выбрана группа наблюдения. Выборка составила 20 человек. Это подростки, посещающая занятия танцем в Детском танцевальном коллективе при Нижегородском Центре эстетического воспитания «Калинка». Эта группа, посещающая занятия современным танцем вначале исследования, тестировалась как контрольная группа. Эти же дети, участвующие в работе детско-юношеского танцевального коллектива «Калинка», рассматривалась как экспериментальная группа.
В начале исследования дети занимались преимущественно современным танцем в течение месяца, потом народно-сценическим танцем.
Для изучения уровня сформированности художественно-эстетического вкуса была составлена анкета для изучения художественно-эстетического вкуса (Приложение 1) и для участников занятий ритмикой и танцевальной студии для изучения их отношения к искусству и музыки танца (Приложение 2). Эти анкеты предъявлялись для участников эксперимента письменно. Предварительно проводилась краткая инструкция.
Оценка уровня сформированности художественно-эстетического вкуса производилась следующим образом. Ответы, где содержались более трех вариантов правильных ответов, отражали высокий уровень художественно-эстетического вкуса, 1-2 – средний уровень, ни одного – низкий.
Оценочная деятельность произведений искусства танца и музыки является отражением сформированности художественного вкуса. Нами выделялись пять уровней:
1 уровень: самый высокий – дети называют произведения и исполнителей танца или песни, относящихся к разным жанрам (включая народный), и обосновывают свой выбор развернутым суждением;
2 уровень: выше среднего - дети называют произведения и исполнителей танца или песни, относящихся к разным жанрам (включая народный), но не могут обосновывать свой выбор суждением;
3 уровень: средний – выбирают только популярные шлягеры и хиты (или исполнителей), обосновывают свой выбор развернутым суждением;
4 уровень: ниже среднего – выбирают только популярные шлягеры и хиты, (или исполнителей) но не могут обосновывать свой выбор суждением;
5 уровень: низкий – не могут назвать ни исполнителей танца или песни, ни любимое произведение.
Следующей целью диагностики, являлось выявление уровня сформированности традиций национальной хореографической культуры ребенка.
Оценочная деятельность различных произведений танцевального и музыкального искусства через индивидуальное отражение служило показателем сформированности традиций национальной хореографической культуры подростка.
Сопоставив уровень сформированности художественно-эстетического вкуса и традиций национальной хореографической культуры подростка, мы доказывали роль обучения детей подросткового возраста народно-сценического танца как фактора сохранения и развития традиций хореографической культуры и на основе опытно-экспериментального исследования показать эффективность занятий.
Мы выделили 3 уровня сформированности художественно-эстетического вкуса и традиций национальной хореографической культуры подростка:
высокий – правильно оценивают предлагаемые произведения, обосновывают свой выбор развернутым суждением, правильно используют лексический материал, правильно трактуют сюжетную линию танца;
средний – правильно оценивают предлагаемые произведения, но не могут обосновывать свой выбор развернутым суждением, лексический запас, используемый для характеристики традиций национальной хореографической культуры средний;
низкий – не различают предлагаемые для анализа произведения, или не могут обосновывать свой выбор суждением, лексический запас минимален.
Исходя из анализа педагогической деятельности и выявленной проблемы, поставлена цель – с помощью анкетирования изучить роль обучения народно - сценического танца детей подросткового возраста как фактора сохранения и развития традиций хореографической культуры и на основе опытно-экспериментального исследования показать эффективность занятий.
Как уже отмечалось выше, нравственно-эстетическое воспитание предполагает формирование таких эстетических воззрений и ценностных установок, которые выражали бы потребность в разносторонней и целостной оценке явлений действительной жизни и искусства. Из анализа литературы мы выявили, что понятие художественно-эстетического вкуса включает в себя более широкое понятие оценки эстетической (способ установления эстетической ценности какого-либо объекта, осознаваемый результат эстетического восприятия, обычно фиксируемый в суждениях типа «мне нравится»). Художественная оценка выносится только относительно произведения искусства.
Таким образом, можно предположить, что занятия народно-сценическим танцем оказывают более благоприятное воздействие, чем занятия ритмикой или современными танцами, на формирование художественно-оценочной деятельности (вкуса), представляющего заключительное звено, итог процесса нравственно-эстетического восприятия.
К сожалению, при всех позитивных результатах, существует проблема набора и сохранения устойчивого контингента занимающихся в студии танца ребят более старшего школьного возраста. На подростка оказывает больше влияние массовая молодежная культура. Занятия народно-сценическим танцем не являются показателем признания в среде одноклассников. Это приводит к определенному обеднению художественно-эстетического вкуса.
Основной целью нашего исследования стало изучение отношения к искусству танца и музыки у детей, вовлеченных в танцевальную деятельность на занятиях народно-сценического танца и ритмикой.
В ответах на первый и второй вопросы анкеты (приложение 1) практически всем респондентам нравится музыка и танцевальное творчество (рис. 1).
Рис. 1. Распределение ответов на вопрос «Вам нравится смотреть танцевальные выступления народных коллективов и слушать народную музыку?»
Далее, когда мы начинаем изучать уровень сформированности художественно-эстетического вкуса, мы видим, что дети, занимающиеся народно-сценическим танцем, наиболее информированы в вопросах искусства (рис. 2).
На диаграмме (рис.2) видно, что дети сопричастные в творческом процессе создания и исполнения народно-сценического танца имеют более широкий кругозор в области искусства танца и музыки, что вполне закономерно, обладают хорошим лексическим запасом, используемых для характеристики традиций национальной хореографической культуры.
Рис. 2. Динамика уровня сформированности художественно-эстетического вкуса в начале и в конце исследования
И, наконец, следующим этапом нашего исследования стало оценка уровня формирования нравственно-эстетического вкуса. Оценочная деятельность произведений искусства танца и музыки является отражением сформированности художественного вкуса (рис. 3).
Для этого в вопросах анкеты были простые вопросы: Назовите ваших любимых исполнителей песни или танца и ваши любимые произведения. А далее исследуемые дети должны были обосновать свой выбор.
На наш взгляд, оценку уровня сформированности художественно-эстетического вкуса можно выразить в оценочных суждениях и широтой музыкальных предпочтений. Чем человек больше знает жанров музыки, тем он более осознанно делает свое предпочтение. Давая развернутые ответы и комментарии к своим ответам, дети показывают не только художественно-эстетический вкус, но и нравственно-эстетическое сознание. Ответы на эти вопросы показали следующее (рис.3. Приложение 2).
Диаграмма показывает, что у детей, вовлеченных в творческую танцевальную деятельность, более высокий уровень сформированности художественно-эстетического вкуса. Таким образом, наша гипотеза роли обучения детей подросткового возраста народно-сценическим танцем, как важного фактора сохранения и развития традиций хореографической культуры полностью подтвердилась. Развитие элементов нравственно-эстетической культуры детей (художественно-эстетического вкуса, оценочных суждений, нравственных оценок) будет более эффективным, если в процессе занятий народно-сценическим танцем формирование способности воспринимать, оценивать прекрасное будет построено в определенную систему, включающей в себя различные средства и методы музыкального и хореографического (народно-сценического) жанра.
Конечно, каждая образовательная область вносит свой вклад в формирование человека, который будет жить в новом тысячелетии. Образовательная область искусство, предоставляет учащимся возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира. Освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений.
Искусство с первых дней школьной жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление. Именно в искусстве школьник развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.
Многие авторы отмечает, что раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно для общего развития, вполне отвечает по потребностям и возможностям ребенка. Особенно велик воспитательный потенциал обучения народно–сценического танца, как важного компонента сохранения и развития традиций хореографической культуры. Кроме этого , воспитание в раннем возрасте сильного (благодаря физкультуре) и красивого (благодаря танцу) тела будет способствовать формированию сильного и красивого, а главное здорового человека.
Ведь на уроках народно–сценического танца можно постигать народную культуру, расширять кругозор детей в общении с традициями, дошедшими из глубины веков, и сохранившими богатство этнического самосознания, высокую духовность и благородство души народа.
На уроках танца можно научить детей и молодых людей хорошим манерам, вежливому обращению, искусству поклона, красивой походке, правилам поведения в обществе. Здесь можно выработать грацию и изящество движений у девушек, статность, хорошую осанку у юношей. К сожалению, при всех позитивных результатах, существует проблема набора и сохранения устойчивого контингента ребят более старшего школьного возраста.
Заключение
1. В сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, возрождение народного творчества приобретает все более важное значение. Отточенное веками, сохранившееся в сотнях поколений народно-сценический танец является одной из высших духовных ценностей русского народа, а также эффективным средством не только всестороннего воспитания, но и сохранения и развития традиций национальной хореографической культуры народов России.
2. Возрастает ценность и значимость деятельности педагога народно-сценического танца. Используя народно-сценический танец как средство сохранения и развития традиций национальной хореографической культуры, в ребенке возрождаются чувства своей родной земли, связи со своим народом, ощущение счастья бытия и творчества.
3. Участие детей в творческом процессе создания танца, особенно на основе народных обычаев, традиций, историй костюма является мощным инструментом формирования элементов этнического самосознания и национальной культуры детей, поэтому предложенные формы работы руководителя танцевального коллектива (педагога-хореографа) крайне важна в его практической деятельности.
4. Проведенная опытно-экспериментальная работа показала, что формирование элементов нравственно-эстетической культуры детей (художественно-эстетического вкуса, оценочных суждений, нравственных оценок) будет более эффективным в процессе занятий народно-сценическим танцем.
5. Сравнительный анализ показал, обучение детей подросткового возраста НСТ является важным фактором сохранения и развития традиций хореографической культуры, и опытно-экспериментальное исследование показало эффективность занятий, выбора адекватных методов и средств обучения.
Список литературы
1. Акопян-Шупп, Р. Глобальный танец: творческий процесс, развитие новой сферы танца / Р. Акопян-Шупп. В сб. Голос художника: проблема синтеза в современной хореографии. Материалы международной конференции. – Волгоград, 1999. – С.41-50.
2. Богданов Г.Ф. Урок русского народного танца / Г.Ф. Богданов. - М., 1995. - С.23.
3. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка / Л.И. Божович // Проблема формирования личности. – М.: Москва-Воронеж, 1997. - С. 135-172.
4. Бутенко Э. Сценическое перевоплощение. Теория и практика. – М.: Прикосновение, 2005. – С. 127.
5. Ванслов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства / В.В. Ванслов. - М.: Искусство, 1963.
6. Васильев О.С. Семиотика этнокультуры/ О.С.Васильев // Современные эстрадные танцы, № 2 (14), 2003. – С. 30-31
7. Васильцова В.Н. Народная педагогика / В.Н. Васильцова — М.: Школа-Пресс, 1996.
8. Вохрышева М.Г. Современные тенденции развития вуза культуры и искусств / М.Г. Вохрышева // Культура XXI века: Материалы научной конференции, посвященной 35-летию СГАКИ, 30-31 мая 2006 года. – Самара, Чт.1. – С.8-12.
9. Волков И.П. Воспитание творчеством / И.П. Волков. - М.: Знание, 1989. – 84с.
10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
11. Голейзовский К. Образы русской народной хореографии / К. Голейзовский. - М.: Искусство, 1964. – 326 с.
12. Горина Г.С. Народные традиции в моделировании одежды/Г.С. Гороина. – М.: Просвещение, 1974.
13. Государев А.А. Духовное и художественное: иерархия ценностей в культуре личности/ А.А. Государев // Вестник академии русского балета им. А.Я. Вагановой – № 6, 1997. – С. 180-183.
14. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца: Упражнения у станка: учеб. пособие для вузов искусств и культуры / Г.П. Гусев. - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2002.
15. Зацепина К. и др. Народно-сценический танец / К. Зацепина и др. - М., 1976. – 364 с.
16. Леднев В.С. Содержание образования: Сущность, структура, перспектива / В.С. Леднев. - М.: Высш. шк., 1991. – 224 с.
17. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников./ Б.Т. Лихачев – М.: Педагогика, 1999.
18. Кон И.С. Ребенок и общество/И.С. Кон. – М., 1988. – С. 133-166.
19. Мельников М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики / М.Н. Мельников – Новосибирск, Просвещение 1987.
20. Месерер А. Танец. Мысль. Время / А. Месерер. - М.: Искусство, 1979.
21. Методология педагогики: сб. ст. / под ред. В.В. Краевского. - М.: Педагогика, 1997. – 104 с.
22. Народно-сценический танец. Ч. 1.: учеб.-метод. пособие для средн. спец. и высш. учеб. заведений искусств и культуры. - М.: Искусство, 1976. – 224 с.
23. Неменский Б.М. Дидактика глазами художника / Б.М. Неменский // Педагогика. - 1996. - № 3. - С.19-24.
24. Платонов К.К. Структура и развитие личности / К.К. Платонов. - М.: Наука, 1986. – 256 с.
25. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика/ Я.А. Пономарев – М.: Педагогика, 1976.
26. Проблемы наследия в хореографическом искусстве: сб. ст. - М.: ГИТИС, 1992. – 63 с.
27. Смоляр А.И. Личность учителя и реализация функций художественного образования и эстетического воспитания / А.И. Смоляр // Эстетическое воспитание и художественное образование в социализации личности. - Самара: Изд-во СГПУ, 2003. - С. 23-32.
28. Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач / Л.Ф. Спирин. - М.: Рос. пед. агентство, 1997. – 174 с.
29. Тарасова Н.Б. Теория и методика преподавания народно-сценического танца: учеб. пособие / Н.Б. Тарасова. - СПб.: ИГПУ, 1996. – 264 с.
30. Телегин А.А. Народно-сценический танец и методика его преподавания: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений культуры и искусств/ А.А. Телегин. – Самара, 2005. – 229 с.
31. Телегина Л.А. Народно-сценический танец: учеб.-метод. пособие / Л.А. Телегина. - Самара: Изд-во СамГПУ, 2000. – 96 с.
32. Ткаченко Т. Народный танец / Т. Ткаченко. - М., 1967. - Ч.1.
33. Уральская В.И. Природа танца / В.И. Уральская. - М.: Совет. Россия, 1981.
34. Уральская В.И. Рождение танца / В.И. Уральская. - М.: Совет. Россия, 1982. – 144 с.
35. Устинова Т. Избранные русские народные танцы / Т.Устинова. - М., 1996. – 478 с.
36. Философский эстетический словарь – М.: ИНФРА – М, 2002. – 576 с.
Приложения
Приложение 1
Анкета
для изучения художественно-эстетического вкуса и оценочных суждений
1.Вам нравится слушать музыку? Да – Нет (нужное подчеркнуть)
2.Вам нравится смотреть танцевальные выступления? Да – Нет (нужное подчеркнуть)
3.Какие жанры музыки вы знаете? 1)________________ 2) ___________ 3) ______________________
4.Какие виды танцев вы знаете? 1)________________ 2) ___________ 3) ______________________
5.Назовите, какие музыкальные произведения, кроме вышеперечисленных, вы знаете?
1)_______________________
2) ______________________
3) ______________________
6.Назовите ваших любимых исполнителей песни или танца?
1)_______________________
2) ______________________
3) ______________________ 7. Назовите ваши любимые песни и танцы?
1)_______________________
2) ______________________
3)______________________ 8. Объясните, почему вы сделали тот или иной выбор?
9. Как вы думаете ваше будущее будет каким-нибудь образом связано с музыкальным или танцевальным искусством?
Спасибо за участие в опросе.
Приложение 2
Распределение ответов на вопрос « Назовите ваших любимых исполнителей песни или танца и ваши любимые произведения»
Примечание:
а) дети называют произведения и исполнителей танца или песни, относящихся к разным жанрам (включая народный), и обосновывают свой выбор развернутым суждением;
б) дети называют произведения и исполнителей танца или песни, относящихся к разным жанрам (включая народный), но не могут обосновывать свой выбор суждением;
в) выбирают только популярные шлягеры и хиты (или исполнителей), обосновывают свой выбор развернутым суждением;
г) выбирают только популярные шлягеры и хиты, (или исполнителей) но не могут обосновывать свой выбор суждением;
д) не могут назвать ни исполнителей танца или песни, ни любимое произведение.
Ставропольский государственный педагогический институт
Факультет искусств
Кафедра хореографии
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: « Канонизация танцевальных форм в процессе становления
и развития русского народного танца»
| студента 4 курса Э4-М группы хореографического отделения Блужиной Юлии Научный руководитель: кандидат пед. наук, зав. кафедрой хореографии Сляднева Любовь Николаевна |
- 2002 -
СОДЕРЖАНИЕ.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
- 1. О экзерсисе
- 1.1 Основные положения ног
- 1.2 Основные положения рук
- 1.3 Положения корпуса, плеч и головы
- 2. Основные движения экзерсиса
- 2.1 Анализ народно-сценического экзерсиса
- 3. Особенности обучения народно-сценическому экзерсису
- Дипломная работа: Народный сценический танец как фактор сохранения традиций
- Глава 1. Теоретические аспекты сохранения и развития традиций национальной хореографической культуры
- Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование роли обучения народно-сценического танца как фактора сохранения и развития традиций национальной хореографической культуры
- Глава 1. Теоретические аспекты сохранения и развития традиций национальной хореографической культуры
- 1.1. Анализ основных понятий, относящихся к традициям национальной хореографической культуры
- 1.2. Возрастные особенности детей 12-15 лет
- 1.3. Обучение народно-сценическому танцу и традиции национальной хореографической культуры
- Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование роли обучения народно-сценического танца как фактора сохранения и развития традиций национальной хореографической культуры
- 2.1. Практические аспекты обучения народно–сценического танца в подростковой группе. Методы и средства обучения народно–сценического танца
- 2.2. Анализ результатов исследования. Диагностика уровня развития восприятия национальной хореографической культуры
- Глава I. Исследование состояния проблемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
- Глава II. Основные формы русского народного танца . . . . . . . . . . . . . . . . .22
- Глава I. Исследование состояния проблемы
- I.1. Истоки форм русского народного танца.
- 1.2. Развитие форм русского народного танца
- I.3. Совершенствование форм хореографии
- Глава II. Основные формы русского народного танца
- II.1. Особенности форм народной хореографии
- II. 2. Основные элементы русского народного танца
- Ансамбль народного танца Грузии
- Кулинария
- Духовная культура и обрядность
- Писание
- Циклы обрядового творчества
- Методика разучивания белорусского танца
- Позиции и положения рук
- Скользящий шаг
- Положения рук в белорусском танце
- Проблема классификации народных танцев