I.1. Истоки форм русского народного танца.
Русский народный танец один из наиболее распространенных и древних видов народного творчества. Он возник на основе трудовой деятельности человека. В танце народ передает свои мысли, чувства, настроения, отношения к жизненным явлениям.
Развитие русского народного танца тесно связано со всей историей русского народа. Каждая новая эпоха, новые политические, экономические, административные и религиозные условия отражались в формах общественного сознания, в том числе и в народном творчестве. Все это несло с собой известные перемены в быту русского народа , что, в свою очередь, накладывало отпечаток и на танец, который на многовековом пути своего развития подвергался различным изменениям.
Русский народный танец - это яркое, красочное творение народа, являющееся эмоциональным художественным специфическим отображением его быта, характера, мыслей, чувств, эстетических взглядов и понимание красоты окружающего мира.(34)
Русский балетный театр является гордостью и славит отечественную культуру. Он возник во второй половине XVII века. Но пляска издавна жила в народных традициях. Песенно- плясовой русский фольклор сложился задолго до появления балета. Старинному русскому танцу была свойственна связь с песней. Плавность, певучесть, слитность движений присуща русскому танцу. Русский народный танец всегда предполагал виртуозную технику исполнителей, мастерство соревнующихся партнеров.
Русский народный танец развивался в различных направлениях. В языческие времена он был необходимой принадлежностью культовых обрядов. Эти танцы долго хранили следы быта, туда и религиозных верований. Но по мере разложения первобытно- общинного строя, в связи с разделение труда и
ростом городов, из среды народа выделились люди- плясуны, профессиональные сочинители и исполнители музыки, песен и плясок. В Древней Греции таких людей называли мимы. В различных местностях они носили различные наименования, но сущность их деятельности, в своем многообразии, одна: профессионалы низших родов сценических забав. Они выступали на площадях, праздниках и ярмарках.(15)
Наличие схем, разнообразных рисунков и фресок из прошлого позволяет нам говорить о том, что у плясунов того времени была своя техника танца: «... построена на выворотности ног, часто встречался большой батман на II позиции, есть rond de jambe, en,l,air, echappe, jete; практикуются заноски и разнообразные прыжки. Для танцовщиц типичны акробатические танцы на руках - кубистика - и виртуозная техника; также танец с балансированием на руках и голове - кубиками и корзинами». Л.Д. Блок.
О древности танцев на Руси говорят дошедшие до наших дней предания о свайных постройках на Ладожском озере в дохристианский период. На них собирали девицы и молодцы «хороводились и играли кругами».(30)
В V - VII веках народный танец исполняли в лоне «игрищ». На их характер налагали отпечаток древне-языческого представления. В VIII - IX веках складывается первое древнерусское государство - Киевская Русь. Принятие христианства способствовало развитию культуры: возводятся храмы, развивается письменность. Народное творчество получает выражение в скоморошестве. Скоморохи сыграли огромную роль в развитии и популяризации русского народного танца: зарождаются сценические формы народных творчеств.
Скоморохи владели высокой техникой пляса, но их искусство, глубоко народное, уходило корнями в языческие игрища и обряды. В XII веке очень популярным становится жонглирование, которое достигает полного расцвета в XIII веке. Танец жонглирования был виртуозен, с сильной примесью акро-
батических движений с применением темпов элевации. Ноги выворотны, часто вытянут носок. Жонглер сам сочиняет и исполняет поэзию и музыку и в то же время танцует, показывая акробатические трюки и фокусы, водит обезьян. Занимает порой высокое положение, порой «нищенствует». В XIV и XV веках становятся очень популярными «танцы ряженых», которые и по сей день бытуют в наших праздниках.(1)
В конце XV века русский народ окончательно освобождается от татаро- монгольского ига. Это способствует мощному подъему национальной культуры. В 1571 году была создана «Потешная палата» царя Михаила Романова, в которую вошли наиболее талантливые скоморохи. А в 1629 году среди них появился первый известный в истории учитель танцев на Руси- Иван Лодыгин. Однако, в средние века усиливающиеся влияние церкви негативно сказывается на народном творчестве. Видя в народных танцах и песнях пережитки язычества церковь называла их сатаническими и угрожала всякими бедами и наказаниями в аду музыкантам, танцорам, певцам. В 1648 году под влиянием церкви царь Алексей Михайлович издает указ о преследовании скоморохов.
Однако, несмотря на притеснения и угрозы, тяжелую жизнь, не остановилось развитие талантливого русского народа.
Наряду со скоморошеством существовал народный профессиональный и самодельный театр. Этот театр пережил скоморошество и , как и их искусство он тяготел к простым, четким приемам: в ходу были резкий, размашистый жест, громкое пение, удалая пляска. Многие из этих видов дожили до XX века и, не смыкаясь с балетным театром прямо влиял на него опосредованно - через музыку, живопись, через опыт хореографов и искусство русских танцовщиков. (30)
XVII век связан с именем «почти легендарного» балетмейстера Бошана. Депрео говорит: «Бошан сумел первый расчленить темпы». Это расчленение танцевальных па на темпы и лежит в основе системы записи танцев, возникших в конце XVII века. Бошан первый сформировал пять выворотных позиций. Но они для него еще начало. Движение и позиции рук также разработаны Бошаном. Именно Бошан систематизировал всю ученую хореографию, совместив французскую и итальянскую школу. Таким образом, к началу XVIII формируется и русская народная хореография.
К XVII веку начала складываться система сценического танца с разделением на классический и характерный. (9)
Характерный танец - это одно из выразительных средств балетного театра, разновидность сценического танца. В XVII - XIX веках термин «характерный танец» служило определение танца в характере, образе. Такой вид танца был распространен в интермедиях, персонажами которых являлись ремесленники, крестьяне, матросы, нищие, разбойники и т.д. Характерный танец обогащается движениями и жестами, специфичными для той или иной социальной группы, а законы композиции соблюдались не так строго как в классическом танце.(4)
Также в XVII веке усилился процесс экономического, политического и культурного подъема России как могучей национальной державы. Расширялись международные отношения Родины, росли ее культурные связи с зарубежными государствами.
Русские дипломаты и купцы, просто вольные путешественники знакомились с театром Запада. Балет вызывал особый интерес потому, что язык музыки, танца и пантомимы доступен каждому. Привлекала пышность балетных зрелищ: смена декораций, выезды всевозможных персонажей на разукрашенных колесницах, роскошь костюмов и т.д. Подобные зрелища могли прославить могущество централизованного Российского государства. В 1673 году в подмосковном селе Преображенском был поставлен «Балет об Орфее и Эвредике».(5)
Балет того времени был синкретичен, т .е. включал кроме танца и пантомимы пение и декламацию.
- 1. О экзерсисе
- 1.1 Основные положения ног
- 1.2 Основные положения рук
- 1.3 Положения корпуса, плеч и головы
- 2. Основные движения экзерсиса
- 2.1 Анализ народно-сценического экзерсиса
- 3. Особенности обучения народно-сценическому экзерсису
- Дипломная работа: Народный сценический танец как фактор сохранения традиций
- Глава 1. Теоретические аспекты сохранения и развития традиций национальной хореографической культуры
- Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование роли обучения народно-сценического танца как фактора сохранения и развития традиций национальной хореографической культуры
- Глава 1. Теоретические аспекты сохранения и развития традиций национальной хореографической культуры
- 1.1. Анализ основных понятий, относящихся к традициям национальной хореографической культуры
- 1.2. Возрастные особенности детей 12-15 лет
- 1.3. Обучение народно-сценическому танцу и традиции национальной хореографической культуры
- Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование роли обучения народно-сценического танца как фактора сохранения и развития традиций национальной хореографической культуры
- 2.1. Практические аспекты обучения народно–сценического танца в подростковой группе. Методы и средства обучения народно–сценического танца
- 2.2. Анализ результатов исследования. Диагностика уровня развития восприятия национальной хореографической культуры
- Глава I. Исследование состояния проблемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
- Глава II. Основные формы русского народного танца . . . . . . . . . . . . . . . . .22
- Глава I. Исследование состояния проблемы
- I.1. Истоки форм русского народного танца.
- 1.2. Развитие форм русского народного танца
- I.3. Совершенствование форм хореографии
- Глава II. Основные формы русского народного танца
- II.1. Особенности форм народной хореографии
- II. 2. Основные элементы русского народного танца
- Ансамбль народного танца Грузии
- Кулинария
- Духовная культура и обрядность
- Писание
- Циклы обрядового творчества
- Методика разучивания белорусского танца
- Позиции и положения рук
- Скользящий шаг
- Положения рук в белорусском танце
- Проблема классификации народных танцев