Духовная культура и обрядность
Рассмотрим вначале обряды и обычаи, связанные с традициями семейной жизни грузин. Основной формой семьи была малая семья. Большие семьи (диди оджахи) постепенно, особенно во второй половине 19 века, исчезали. Семейные отношения характеризовались строгой патриархальностью и регламентировались целой системой запретов (избеганий). Супругам запрещалось называть друг друга по имени, произносить имена свекра и свекрови, тестя и тещи, жене-разговаривать со старшими родственниками мужа. Крайними формами обычая избегания являлось запрещение разговора между мужем и женой при посторонних на протяжении 2-3 лет. Волкова Н.Г. Этнические процессы в Грузинской ССР // Этнические и культурно-бытовые процессы на Кавказе. - С.32 В брачных нормах грузины придерживались строгой экзогамии, запрещались браки между кровными родственниками до 7-8 колена, между однофамильцами, жителями одного квартала, одного теми (общества), между лицами, вступившими в искусственное родство (побратимами, воспитанниками по обычаю аталычества). Были распространены две формы брака: по взаимному согласию родителей жениха и невесты с уплатой залога (выкупа) и брак-похищение.
Грузинский свадебный цикл включал сватовство (мачанклоба), смотрины невесты, обручение (нишноба) и собственно свадьбу (корцили). Обряд обручения считался основным в свадьбе. Свадьба продолжалась несколько дней и отличалась многолюдием. Еще более многолюдными были похороны, требовавшие по существующим обычаям еще больших материальных затрат на устройство в течение года нескольких богатых поминальных трапез. Необходимо отметить, что многие традиции достаточно устойчивы, в т.ч. обычай свадебного и похоронного циклов.
Характерен для грузин и обычай бослоба. Согласно нему во время родов и некоторое время после них роженица одна находится в специальном помещении (босели).
В традиционном общественном быту грузин стойко сохранялись обычаи взаимопомощи, гостеприимства, кровной мести, аталычества Аталычество (тюрк. аталык -- отцовство) - обычай отдавать детей знатных родителей на воспитание своим слугам или другим людям (по достижении определенного возраста возвращались в родную семью), распространенный у грузин и других народов Кавказа
, побратимства и посестринства.
Значительно дольше среди переселенцев связи с прародиной осуществляются при исполнении ими праздников, связанных с традиционными верованиями. Однако традиционная сущность этих праздников в настоящее время в некоторой мере сохраняется только в обрядовой стороне, тогда как их внутренний смысл изменился. Теперь традиционные праздники воспринимаются главным образом как одна из возможностей собрания всей семьи, участия ее в праздничном веселье. Этнические и культурно-бытовые процессы на Кавказе.-М.-1978.-С.34 Красочными обрядами и весельем насыщен праздничная обрядность грузин. Отмечали Новый год (1 января), Рождество (25 декабря), весной-Пасху. Таким образом, живя на территории Украины, представители грузинского народа переняли и традиционные для нашего края праздники. Вместе с тем, грузины отмечают и национальные праздники. Так, в феврале-марте веселый праздник ксеноба-берикаоба с ряжеными, осенью Мцхетоба, Алавердоба и др. По окончанию сбора винограда осенью отмечается праздник ртвели. В наши дни, находясь вдали от своей этнической родины, грузины отмечают и праздники, традиционные для Грузии. Например, Тбилисоба, отмечаемый в конце октября в столице Грузии-Тбилиси.
Оригинальными у грузин являются обычаи, связанные с охраной здоровья детей. Если заболеванию ребенка не находили рационального объяснения, то его связывали с влиянием сверхъестественных сил. Методы лечения были связаны именно с этими представлениями. Наибольший вред мог принести, по существующим обычаям, ребенку сглаз. «От сглаза и бык может умереть»,-говорили в народе. С первых дней ребенка стремились оградить от влияния «нечистых сил» с помощью различных амулетов. Под подушку в колыбель новорожденного клали уголь и нож с черной ручкой, спички, свиную щетину. На люльку вешали крестик из считавшегося священным каменного дерева. Если в семье был новорожденный, запрещалось приносить вечером в дом воду, т.к. опасались, что вместе с водой могли проникнуть и «злые силы» и унести ребенка из дома. Если приходилось выносить ребенка из дома после захода солнца, то на лбу его углем чертили крест и прикрывали лоб чепчиком или просто мазали ему лицо сажей. В настоящее время эти обычаи уже отошли в прошлое и сохранились только в памяти людей старшего поколения. Основная причина исчезновения их из быта народа-улучшение медицинского обслуживания и повышение культурного уровня населения. Соловьева Л.Т. Обряды и обычаи грузин, связанные с охраной здоровья детей //Полевые исследования института этнографии 1980-1981.-М.,1984.
У грузин очень интересный и разнообразный фольклор в виде сказок, исторических преданий, легенд, баллад, пословиц, песен-трудовых, обрядовых, героических. От древнего героического эпоса сохранились только разрозненные куски, которые частью поются, частью рассказываются как сказки. Сюда относятся сказания о богатыре Амирани, сказания о Ростоме и сыне его Зурабе, поэма об Абессаломе и Этери. Существуют исторические песни
Сказочный эпос очень богат: известны волшебные сказки и сказки-мифы, сказки о животных, бытовые, песни-плачи, народные танцы (лекури, хоруми, гандаган). В волшебных сказках очень часто фигурируют злые духи-дэвы, чудовищные змеи, оборотни, колдуньи.
Грузины в области духовной культуры создали выдающиеся образцы народного творчества. Еще с Х в. у грузинского народа существовал тот уровень музыкального искусства, который европейская музыка достигла лишь в эпоху Возрождения. Одним из излюбленных народных музыкальных инструментов является чианури-смычковый инструмент, прототип скрипки. Затем пандури и чонгури-щипковые инструменты, разновидность лютни. Пандури распространилась у целого ряда народов Кавказа. Возможно, что и украинская бандура имеет кавказское происхождение. Характерна также архаическая многоствольная свирель- «флейта Пана», по-грузински «соинари». Кроме этого есть целый ряд духовых и ударных инструментов. Особенно популярен небольшой бубен-тамбурин (даира), под который танцуют.
В духовной жизни каждого народа особое место занимает религия. Господствующей религией грузин с IV в. является христианство. В то же время наряду с господствующим христианством среди грузинского народа фактически сохранялись и более ранние формы верований, которые, однако, не составляли отдельной религии, а тесно переплетались с христианством. Характерны аграрные обряды и верования; земледельческие праздники, почитание святых- покровителей земледелия, изготовление обрядовых печений, таких же, как и у русских и украинских крестьян, магические приемы борьбы с засухой-обливание водой
- 1. О экзерсисе
- 1.1 Основные положения ног
- 1.2 Основные положения рук
- 1.3 Положения корпуса, плеч и головы
- 2. Основные движения экзерсиса
- 2.1 Анализ народно-сценического экзерсиса
- 3. Особенности обучения народно-сценическому экзерсису
- Дипломная работа: Народный сценический танец как фактор сохранения традиций
- Глава 1. Теоретические аспекты сохранения и развития традиций национальной хореографической культуры
- Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование роли обучения народно-сценического танца как фактора сохранения и развития традиций национальной хореографической культуры
- Глава 1. Теоретические аспекты сохранения и развития традиций национальной хореографической культуры
- 1.1. Анализ основных понятий, относящихся к традициям национальной хореографической культуры
- 1.2. Возрастные особенности детей 12-15 лет
- 1.3. Обучение народно-сценическому танцу и традиции национальной хореографической культуры
- Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование роли обучения народно-сценического танца как фактора сохранения и развития традиций национальной хореографической культуры
- 2.1. Практические аспекты обучения народно–сценического танца в подростковой группе. Методы и средства обучения народно–сценического танца
- 2.2. Анализ результатов исследования. Диагностика уровня развития восприятия национальной хореографической культуры
- Глава I. Исследование состояния проблемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
- Глава II. Основные формы русского народного танца . . . . . . . . . . . . . . . . .22
- Глава I. Исследование состояния проблемы
- I.1. Истоки форм русского народного танца.
- 1.2. Развитие форм русского народного танца
- I.3. Совершенствование форм хореографии
- Глава II. Основные формы русского народного танца
- II.1. Особенности форм народной хореографии
- II. 2. Основные элементы русского народного танца
- Ансамбль народного танца Грузии
- Кулинария
- Духовная культура и обрядность
- Писание
- Циклы обрядового творчества
- Методика разучивания белорусского танца
- Позиции и положения рук
- Скользящий шаг
- Положения рук в белорусском танце
- Проблема классификации народных танцев