logo
экзерсис у станка

Проблема классификации народных танцев

Важным моментом в процессе исследования народного хореографического искусства является классификация танцев. В этой связи у исследователей народных танцев возникло много проблем, возможно, из-за невнимания к хореографической структуре и образности танца. Чтобы классифицировать собранный материал по народным танцам сибирских татар, необходимо выбрать наиболее целесообразные критерии для этого. А это возможно лишь опираясь на изучение исторического опыта по вопросу классификации народного танца и танцевального искусства в целом. В настоящее время хореографическое искусство охватывает и традиционное народное, и профессионально-сценическое. Танцевальное искусство присутствует в той или иной степени, форме в культуре каждого этноса, этнической группы. И это явление не может быть случайностью, оно носит объективный характер, ибо традиционная народная хореография занимает первостепенное место в социальной жизни общества как на ранних этапах развития человечества, так и сейчас, когда она выполняет одну из функций культуры, является одним из своеобразных институтов социализации людей и, в первую очередь, детей, подростков и молодежи, а также выполняет и ряд других функций, присущих культуре в целом. Начнем рассмотрение вышеуказанной проблемы с уяснения тех или иных категорий, используемых при изучении танцевального искусства. "Хореография" ("choreia" - пляска, "'grafia" - графия) в переводе с греческого языка означает - искусство создания танцевальных форм[1]. В хореографическом искусстве выделяют: народный танец - искусство, основанное на творчестве самого народа; бытовой или бальный танец - это вид танца, имеющий народные истоки, но исполняемый на вечерах, балах и т.д.; профессиональное искусство танца - (включающий и классический танец) - вид сценического драматического искусства, требующий профессиональной хореографической обработки национальных и народных истоков[2]. Если в вербальной коммуникации главным средством, помимо мимики, жестов, является язык, то в традиционной народной хореографии таковым является язык пластики. Язык пластики представляет собой "совокупность танцевально-языковых средств, воплощенных в хореографии героев, раскрывающих содержание балета"[3]. При этом надо отметить, что в литературном языке языком речи является слово, тогда как в хореографии таковым средством станет монолог, диалог, терцет, квартет, хор, кордебалет[4]. Содержание вышеперечисленных понятий и отражает сущность хореографии. Характеристика особенностей, а также определение того или иного вида хореографического искусства зависит от ряда моментов. Во-первых, от рисунка[5] танца, который может быть представлен в виде прямой линии в различных направлениях[6]. Во-вторых, от танцевальной формы, которая может быть представлена в виде вариации, дуэта, трио, квартета, дивертисмента, действенного танца, кордебалета[7]. В-третьих, любой танец должен включать в себя следующие компоненты[8]: экспозицию[9], завязку[10], развитие[11], кульминацию[12], развязку[13]. Кстати, данный критерий композиционного построения танца (КПТ) можно также использовать в сочетании с другими критериями для построения классификационных таблиц по танцам тех или иных видов хореографии. Совокупность рассмотренных нами особенностей всего многообразия видов хореографического искусства позволяет подойти к пониманию проблемы определения того, что следует понимать под словом "танец" и что под словом "пляска", есть ли здесь различия или их нет. Данная проблема является отправной точкой при решении вопросов классификации танцев. "Терминология науки о танце - танцеведения - складывалась под влиянием разных источников, менялась со временем, а ряд понятий получал новый смысл"[14]. По мнению А.С. Фомина, в настоящее время в вопросе о соотношении понятий "пляска" и "танец" в советской, а затем и российской этнохореологии выделяют три основных подхода[15]. Суть первого подхода заключается в том, что слова "пляска" и "танец" являются словами-синонимами, содержание которых тождественно. Второй подход в данном вопросе прелагает объединить термин "пляска" и термин "танец" в одно слово-термин, заключающее одно единственное понятие. На основании третьего подхода предлагается считать пляску подвидом танца точно также, как можно считать народный танец пляской, а следовательно и подвидом танца. Существуют разночтения и терминологическая неупорядоченность в определении понятия "танец" как в работах отечественных исследователей, так и в работах зарубежных ученых. Однако это не приводит к взаимоисключающим суждениям и выводам. Данную ситуацию автор предлагает проиллюстрировать с помощью таблицы[16]. По данным Э.А. Королевой[17], слово "танец" вошло в русский язык в XVII в. (от немецкого tanz, которое заимствовано было из польского, с добавлением суффикса -ец), а до этого пользовались славянским словом "пляска". В феодальной России понятие "пляска" было шире, чем понятие "танец", так как включало в себя все разновидности пляски : обрядовую и необрядовую, профессиональную и непрофессиональную, массовую и групповую, парную и сольную, а также пляску различных социальных, профессиональных и локальных общественных групп. Экономическое развитие России в XVIII в. - рост городов, расширение международных контактов, проникновение театрально-сценического и бального танцев[18] - все это со временем проникает и в народную среду, адаптируется с локальными формами традиционной народной пляски, приобретая новый вид, становясь формой бытового народного танца. Поэтому то, с конца XIX в. термин "пляска" и термин "танец" употребляются как слова-синонимы. Однако, в настоящее время наиболее предпочтительным становится использование термина "танец", включающего многие виды хореографии : реликты древних народных форм, театрально-сценические, бальные, народно-характерные, бытовые танцы. Данное понятие по объему и по содержанию шире, чем границы термина "пляска". Под этим длительным, дискуссионным вопросом ныне можно подвести черту, а следовательно понимать под термином "танец" "вид духовной деятельности, в которой пластика человека реализует его представления о мире и самом себе, а также формах взаимодействия человека с реальным и воображаемым окружением. Является ритмически организованным ритуально-игровым поведением, обретающим определенную пластическую форму, обычно эстетически осмысленную"[19]. Данный термин имеет два значения[20]. Основой танца в настоящее время являются "специально отобранные, систематизированные либо сочиненные и, как правило, канонизированные традицией жесты, движения, позы; количество исполнителей, размещение их в пространстве; принципы организации некоего целостного танцевального действа"[21]. Совокупность данных качественно-количественных характеристик танца может быть использована в качестве критерия классификации танцев. Организующим началом танца ученые считают ритм и пластическую идею[22], проявляющиеся в первом случае либо в ритмоощущении танцора, либо в метроритмической структуре мелодии, звуковых образах, во втором случае - почерпнутая из наблюдений за действительностью пластическая идея носит изобразительно-подражательный характер. Таким образом, классификация танцев может осуществляться по нескольким, одному-двум признакам, которые учеными-исследователями принимаются как основные, системообразующие на их взгляд. Различные ученые в разное время к вопросу классификации, типологии танцев подходили по-разному. Так, Платон на основе двух критериев - 1) закона порядка движений человеческого тела или каденца, 2) звуковой гармонии, ритмизующих движениях человеческого тела - все пляски делил на следующие виды: культовые пляски, в которых восхвалялись боги; пиррические пляски, название которых идет от названия стопы в греческой стихотворной метрике; данный вид пляски имел и другое название - военные пляски или упражнения с подобными подражательными движениями; светские танцы, которые из-за исполнения их нимфами и сатирами называл еще "сомнительными" танцами[23]. В основе данной классификации, как видим, лежит принцип функционального назначения танца. Другой мыслитель древности Аристотель, исследуя хореографическую структуру танцев, разделил их на основе критерия характера движений на три вида : общесимволические танцы, посредством которых выражаются отвлеченные общие идеи мироздания; подражательные танцы, состоящие из различных подобных жестов, на основе которых впоследствии развился самостоятельный вид искусства - пантомима; декоративные танцы, построенные на движениях с аксессуарами и являющиеся продуктом творческого полета, фантазии их создателя[24]. Однако, первую обоснованную попытку классификации танцев предложил Р.Д. Батчелор, который выделил четыре группы танцев : танцы, построенные на подражании движениям цапли ; круговые танцы, исполняемые с постепенным наклоном корпуса вперед и назад ; танцы, исполнители которых раскачивались вперед и назад ; танцы, построенные на движениях первых трех групп[25]. Другой исследователь танцев Н.Г. Мунро в своей работе о религии айнов уделял внимание при классификации танцев составу участников, цели, значению и танцевальной лексике танца, а также характеру восприятия танцев участниками самой религиозной церемонии[26]. И хотя это далеко не полный набор критериев для характеристики танцев, все же это очень важная поправка при рассмотрении вопросов классификации танцев. Классифицируя танцы по одному или нескольким критериям, различают таким образом в танцевальном виде искусства фольклорный, бытовой, самодеятельный, профессиональный танцы[27], причем в фольклорном танце следует выделять пласт собственно традиционных народных танцев и пласт более позднего периода, возникшего под влиянием городской, фабрично-заводской субкультуры. Подобную тенденцию классификации танцев продолжает американский исследователь Р. Краус. Ученый выделяет пять групп танцев : балет ; танец модерн ; социальный танец ; сценический танец ; народный танец[28]. Ученые В. Алфорд и Р. Геллон, группируя танцы, используют такие критерии, как хореографическая форма, содержание и наличие основных движений. Англичанин Р.Неттл делит танцы на социальные, ритуальные[29]. Подобное деление танцев имеет один существенный недостаток, несмотря на правильно выбранный критерий, а именно содержание и объем понятия, данного каждому выделенному виду танца, не соответствует содержанию и объему понятия каждого следующего вида танца. Пытаясь исправить подобную ошибку, другой ученый классифицирует танец с помощью двух способов. Так, Л. Гроув с помощью первого способа танцы делит на три группы : образные или поэтические танцы ; изобразительные танцы; ритуальные танцы. С помощью второго способа он классифицирует танцы с географической точки зрения[30]. Более комплексно к проблеме классификации подходит немецкий ученый К. Закс, который делит танцы на основе их принадлежности к тем или иным обрядам, определяя при этом наличие в них абстрактных и подражательных движений. Ученый делит танцы на две больших группы: 1) негармоничные; 2) гармоничные. Исходя из видовых признаков танца как движений, подчиненных нервной системе индивидуума, он делит танцы на: 1) изобразительные или мимические ; 2) неизобразительные или абстрактные[31]. Венгерскими учеными Д. Мартином и Е. Пешоваром в настоящее время предложено считать, что наименьшей и неделимой единицей танца является кинетический элемент - кинема, на основе которых сначала складываются кинетические группы, а затем секвенции с помощью асимметричного повторения этих элементов благодаря мотиву. Каждый мотив содержит не менее трех элементов[32]. Этот критерий также можно использовать при систематизации различных хореографических структур. Это наглядно продемонстрировала А.В. Руднева33 при анализе русских народных плясок, которая на основе двух ритмических формул[34] - "в две ноги" и "в три ноги"[35] выводила соответствующие типы плясок. Несмотря на то, что пока не существует единой и общепринятой системы классификации европейских танцев, главой венгерской этнохореологической школы Д. Мартином разработаны общие принципы методов систематизации танцев36, используемые как отечественными исследователями, так и зарубежными при решении вопросов, связанных с данной проблемой. В связи с этим, Д. Мартин предлагает при систематизации танцев два критерия: любой танец по составу участников может быть сольным, парным, групповым (коллективным), коллективно-парным ; на основе учета степени свободы исполнителей танца в обращении с хореографическим текстом и воплощением пластической идеи в реальность танцы будут подразделяться на а) регулярные (то есть с каноническим текстом), регулятивные и на б) нерегулярные, импровизированные[37]. Данный подход позволил теоретически предположить, что существует всего восемь жанров танцев, причем пять из них отмечаются в Европе, за исключением танцев сольных регламентированных, коллективных импровизационных и коллективно парных регламентированных[38]. В различные периоды истории разным этническим образованиям были присущи те или иные жанры танцевального искусства. Так, средневековье характеризуется танцами коллективного характера, "цепочными", "круговыми"; эпоха Возрождения - сольными мужскими, свободными парными танцами, а XVIII - XX вв., в основном, парными регулярными и парными групповыми танцами[39]. Поэтому, опираясь на данные разработки венгерских ученых, наши отечественные исследователи делят русские хороводы на две группы: 1) танцевальный хоровод, представленный импровизационными круговыми и цепочными танцами ; 2) нетанцевальные хороводы, в которых отсутствует важный признак хореографической структуры - ритм танца (хороводы-шествия, хороводы-игры)[40]. В отечественной этнохореологической науке также в вопросе классификации танцев, как и у зарубежных этнохореоведов нет единой точки зрения, общего взгляда на эту проблему. Поэтому сделаем попытку рассмотреть весь спектр точек зрения в этом вопросе[41]. Большинство исследователей придерживаются в классификации традиционной народной хореографии принципа принадлежности танца к тому или иному обряду, имея в виду их функциональное значение[42]. Исследователь молдавских народных танцев Л.В. Ошурко считает, что в качестве первого основного признака деления танцев на группы надо принять деление по тематике. Кроме того, он учитывает в своей классификации пространственный рисунок расположения танцующих, а также обращает внимание на те танцевальные движения, которые, являясь основными, настойчиво повторяются[43]. Литовская исследовательница Е. Моркунене классифицирует танцевальный материал литовской народной хореографии по форме, хореографической структуре, пространственному рисунку, то есть использует для анализа многокомпонентный критерий. Исходя из этого, исследователь делит все народные литовские танцы на четыре жанра: танцы-сутартине ; танцы ; хороводные игры ; хороводные танцы[44]. Кроме того, учитывая, что одной из основных черт литовской народной хореографии, по ее мнению, является фигурная структура (здесь под фигурой следует понимать танцевальное движение или общность нескольких движений), Е. Моркунене предлагает еще рассматривать пластическое содержание фигур и, согласно этому критерию она делит все танцы на четыре группы : танцы с фигурами вращения ; танцы с фигурами различного плетения ; танцы, в которых участники по-разному ныряют через приподнятые руки других; танцы, в которых участники, исполняя танцевальные фигуры, меняют свои места[45]. Жанрово-тематический принцип предлагает А.И. Гуменюк[46]. Он рассматривает жанр, как исторически сложившуюся категорию, и поэтому выделяет в народной хореографии Украины три жанра : календарные танцы (хороводы) ; бытовые танцы ; танцы тематические (сюжетные)[47]. Ю.М.Чурко систематизирует хореографию белорусов на основе структурно-стилистического анализа. Э.А.Королева классифицирует молдавские народные танцы на основе их функционального назначения[49]. М.Я. Жорницкая за основу классификации танцев брала этнический признак[50], тогда как С.Ф. Карабанова, изучая малые народы юга Дальнего Востока, при классификации традиционного танцевального искусства, брала природно-климатический, территориально-географический критерии[51]. Примером использования многокомпонентного по содержанию критерия классификации народных танцев является работа А.А. Климова[52], в которой анализируется хореографическая структура и общие для нее устойчивые признаки. Совокупность этих признаков - изобразительные и выразительные средства, форма и технологические приемы, закономерность и стиль исполнения, манера исполнения, традиционная тематика, песенное или музыкальное сопровождение, определенная композиция, количество участников и т.д.[53] - в процессе исторического развития русского народного танца оставалась почти без изменений с точки зрения хореографии, поэтому на этом основании автор выделил два основных жанра : 1) хоровод и 2) пляску. Причем, А.А. Климов отметил, что в каждом из жанров есть различные виды, а именно, в жанре хоровода им выделены орнаментальные и игровые хороводы, а в жанре пляски существуют как древние виды, так и виды более позднего периода времени[54], вошедших в быт русского человека. К древним видам он отнес одиночную пляску, парную пляску, перепляс и массовый перепляс, а к поздним по времени видам - кадриль, лансье, польку и другие виды[55]. Интересный принцип классификации народных танцев предлагает латышский этнограф К. Баронс. Ученый делит латышские хороводы на: древнейшие подлинные; общие для латышей и других родственных народов; заимствованные в новейшие времена от соседних народов[56]. Продолжая подобную традицию классификации народных танцев, применяет данный принцип классификации в сочетании с функциональным принципом и ученый-исследователь В.З. Савин, занимавшийся изучением шорского народного танца[57]. Ученый по функциональному назначению шорские народные танцы делит на: 1) бытовые и 2) культовые. Устанавливая древнейшую принадлежность танца к тому или иному народу, исследователь делит шорские танцы на: 1) старинные собственные; 2) заимствованные. Однако, автор данной работы считает, что наиболее полно и обоснованно вопросы классификации народных танцев раскрываются в работах С.С. Лисициан[58], Х . Суна[59] и А.С. Фомина[60]. Известная исследовательница хореографического творчества армянского народа С.С. Лисициан классифицирует народные танцы, исходя из их ритмической структуры (вид плясового произведения по содержанию и хореографическим элементам; вид плясового произведения по форме; вид плясового произведения по полу и возрасту участников, по виду мизансцен, по виду перестроений в танце, по виду сцеплений рук; вид плясового произведения по структуре и т.д.)[61]. Поэтому автор данной работы считает, что именно благодаря работам С.С. Лисициан стало возможно подобное многообразие классификаций народных танцев, именно ее теоретические разработки дали толчок появлению новых, усовершенствованных концепций в вопросе классификации танца. Латышский этнохореолог Х. Суна, придерживаясь той точки зрения, что латышская хореография является составной частью хореографии народов мира, а также того, что международная хореография владеет общезапрограмированной системой этнохореологического развития62, выделяет три этнохореологических слоя в латышской хореографии: танцы первобытнообщинного типа, в которых заметны параллели со старинным (археологическим) орнаментом и хореографией родственных народов (балты, славяне) и ближайших соседей (финно-угров, европейских народов); танцы, с которых начинают складываться и развиваться зачатки танцев с "отбиванием" партнера; танцы этого слоя еще называются танцами творческого слоя, так как они создаются и исполняются определенным числом участников[63]. Причем каждый из слоев имеет ряд подтипов[64]. Наиболее интересной на взгляд автора данной работы является система классификации танцев, предложенная А.С. Фоминым[65]. Его система, на наш взгляд, является интегрированной системой, вобравшей в себя элементы различных типологических построений и, в первую очередь, системы С.С. Лисициан[66]. Кроме того, система А.С. Фомина основана на бинарной сущности танца[67] (т.е. биосоциальной природе происхождения его), отражающей качественную и количественную характеристику всех его сторон. Причем в танце сосуществуют как статические элементы, которым соответствуют "позы", так и динамические элементы, которым соответствуют "кинемы"[68]. В своей системе А.С. Фомин при описании самого танца, а также при систематизации различных видов хореографического искусства опирается на новейшие разработки в области методологии философии, а именно на предложенный новосибирским ученым Е.Д. Гражданниковым фрагментарный закон систематизации и классификации (ФЗ и ФСК)[69] для фундаментальных и прикладных наук. Все вышеперечисленное поэтому и позволило А.С. Фомину создать интересную и наиболее полно раскрывающую сущность танца системную классификацию танцев. Опираясь на богатый практический опыт исследования народных танцев отечественными этнохореоведами и теоретические разработки С.С. Лисициан, М.Я. Жорницкой, Х. Суна, А.С. Фомина, автор данной работы предпринял попытку проанализировать и систематизировать собранный материал по традиционной народной хореографии тарских и барабинских татар с данных позиций.