18.2. Образование в системе современной белорусской культуры
Одним их главных приоритетов государственной политики в Республике Беларусь является образование. В отличие от многих стран постсоветского пространства Беларусь не отказалась от наработанного предыдущими поколениями опыта. Согласно данным ПРОООН, по индексу развития человеческого потенциала, характеризующему достигнутый уровень социально-экономического развития, Беларусь занимает 67-е место среди 177 стран мира и входит в группу государств со средним уровнем развития человеческого потенциала, опередив всех государств-участников СНГ, кроме Российской Федерации.
Государственная политика Республики Беларусь в области образования построена на следующих принципах: преемственность и непрерывность образования; обязательное базовое (10-летнее) образование; национально-культурная основа образования; приоритет общечеловеческих ценностей, прав человека; гуманизм; научность и ориентация на мировой уровень развития образования; экологическая направленность; единство обучения с духовно-нравственным и физическим воспитанием; государственно-общественный характер управления образованием.
Важнейшие из них – принцип равного доступа к образованию и социальная справедливость. Право на образование имеют все граждане Беларуси вне зависимости от социального положения и места жительства.
В республике Беларусь принят ряд законов, регулирующих отношения и деятельность в сфере образования. Это законы «Об образовании», «О профессионально-техническом образовании», «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)», «Об общем среднем образовании».
Следует отметить, что в обществе, как никогда, высоко понимание роли значимости образования, высокообразованных людей в современном мире, в жизни любой страны. Абсолютное большинство белорусов прагматично (в хорошем смысле этого слова) и обоснованно связывают достижение высокого достойного уровня жизни себя и своих детей с качественным, ультрасовременным образованием. Безусловно, что в формировании таких подходов, обеспечении высокого статуса образования в общественном сознании есть доля труда всех без исключения работников отрасли, всего общества. Одновременно выросли престижность педагогического труда и авторитет педагога. Эти явления относятся к знаковым и, безусловно, являются позитивным ответом на все те положительные изменения, которые произошли за последние годы не только в системе образования, но и в обществе и стране в целом. Но жизнь не стоит на месте, и сегодня все те успехи, которые мы имеем, мы рассматриваем лишь как фундамент, причем хороший, для дальнейших качественных преобразований в отрасли, повышения места и роли всех ее уровней в обеспечении развития страны.
Кроме того, в Беларуси осуществляется государственная поддержка талантливой молодежи. Созданы специальные фонды Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи, социальной поддержке одаренных учащихся и студентов. Цель президентских фондов – способствовать поиску, становлению и творческому развитию одаренной молодежи. Около 12 тыс. молодых талантов были отмечены стипендиями, премиями и другими наградами. Подавляющее большинство стипендиатов и лауреатов премий продолжают обучение в учебных заведениях, становятся профессионалами, реализуя свои возможности, оправдывая усилия педагогов, подтверждая результативность деятельности фондов.
Пополняются и корректируются сведения компьютерного банка данных одаренных детей, куда включены победители международных и республиканских олимпиад и конкурсов, лауреаты и стипендиаты специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке учащихся и студентов.
Впервые в истории Беларуси по инициативе Главы государства принята Государственная программа «Молодые таланты Беларуси» на 2006‑2010 гг. Она носит комплексный характер и содержит систему мер по формированию эффективной государственной политики по поддержке талантливых детей и молодежи. Государственной программой «Молодые таланты Беларуси» предусмотрено открытие новых дошкольных центров развития ребенка, гимназий, лицеев, классов с изучением отдельных предметов на повышенном или углубленном уровнях, с художественно-эстетическим уклоном, спортивным направлением, а также комплекс мер по поддержке талантливой сельской молодежи и обеспечению системной работы с одаренными молодыми учеными, творческой молодежью и спортсменами.
Важнейшую роль в формировании мировоззренческих приоритетов играет чувство патриотизма. Патриотизм (от греч. рatris – родина, отечество) – идея, чувство и действия, выражающие любовь и преданность Родине, способствующие ее успехам во всех сферах внутренней жизни, повышению могущества и укреплению авторитета на международной арене. Патриотизм – это осознание общности интересов людей, веками живущих в обособленных отечествах, уважение к историческому прошлому своего народа, гордость за его достижения и горечь за неудачи, беды и ошибки предков и современников, активная деятельность по созданию нового, прогрессивного. Обязательной стороной подлинного патриотизма является уважение к другим народам, их языку, культуре, истории. С патриотизмом несовместимы сепаратизм, национализм, шовинизм. Патриотичной может быть лишь политика, идущая из глубин народного бытия, вырабатываемая и осуществляемая для блага конкретных, реально действующих людей, образующих данную историческую общность, и не в ущерб другим народам.
На современном этапе развития Беларуси, впрочем, как и России и других стран СНГ патриотизм приобрел особую значимость и приоритетность. Жизнь неумолимо требует объединения всех патриотических сил в народное движение по выводу общества из глубокого кризиса и решения задач демократического реформирования общества и государства, возрождению и обогащению национальных традиций, упрочнению многообразных отношений и связей с другими странами и народами.
- Глава 13. Культура восточных славян
- Языческая культура восточных славян
- 13.2. Христианизация восточных славян
- 13.3. Развитие художественной культуры Киевской Руси
- 13.4. Культура периода золотоордынского ига
- Глава 14. Русская культура
- 14.1. Культура Московского государства
- 14.2. Культура Петербургского периода
- 14.3. Золотой век русской культуры
- Глава 15. Идеи философии культуры в русской традиции
- 15.1. Философия культуры славянофилов и западников
- 15.2. Почвенники о создании собственной культуры
- 15.3. Николай Данилевский: теория культурно-исторических типов
- 15.4. Владимир Соловьев: метафизика всеединства
- 15.5. Философия культуры Павла Флоренского
- 15.6. Религиозно-философский Ренессанс Серебряного века
- Глава 16. Особенности БелорусскОй культурЫ
- Особенности формирования культуры Беларуси. Христианизация белорусской культуры
- 16.2. Культура Беларуси эпохи Возрождения и Просвещения (XVI – XVIII вв.)
- 16.3. Белорусская культура х1х- нач. Хх вв.
- Глава 17. Культура советского периода
- Особенности советской культуры
- 2. Культура послереволюционной России
- 17.3. Советская культура военного и послевоенного периодов
- 17.4. «Официальная» и «неофициальная» культура 70‑80-х годов XX века
- 17.5. Культурное развитие Беларуси в советский и постсоветский периоды
- Культура Беларуси в постсоветский период
- Глава 18. Развитие современной белорусской культуры. Основные тенденции развития славянской культуры
- 18.1. Парадигма развития белорусской культуры
- 18.2. Образование в системе современной белорусской культуры
- 18.3. Тенденции развития славянской культуры. Взаимодействие и диалог культур